Хорошим писателям известно, насколько важен процесс редактирования во время работы над книгой. На каждую страницу, которой есть место в книге, приходится по десять, которые нужно выкинуть из повествования. Многим музыкантам это отлично знакомо. Единственная беда с независимыми исполнителями в том, что у них, возможно, нет ни времени, ни бюджета для того, чтобы создавать по 30 песен на каждую из 10-трекового альбома. Встает вопрос: как определить, заслуживает ли песня того, чтобы продолжать тратить на нее время (или деньги в студии) или правильнее будет просто выбросить ее из головы и двигаться дальше? Как решить, дать ли еще один шанс тому, от чего вы смертельно устали? Вот несколько подсказок, которые помогут определиться с решением
1. ВОЗЬМИТЕ ТАЙМАУТ В РАБОТЕ НАД ПЕСНЕЙ
Самая распространенная причина ступора в процессе работы над песнями – это долгое время, которое мы проводим за этим занятием. Также как нашим глазам, когда долгое время находятся в темноте, нужно немного времени, чтобы приспособиться к свету, так и ушам нужна смена обстановки для того, чтобы услышать звуки такими какие они есть. Монотонное прослушивание одного и того же отрывка или целой песни очень сильно меняет восприятие. После того, как вы прослушали песню 20 раз подряд, вы больше не можете считаться объективным слушателем.
Когда вы доходите до такого состояния, лучшее, что вы можете сделать – это просто отдохнуть от песни и вернуться к ней позже. Иногда можно просто выйти прогуляться на 30-40 минут и очистить голову. В иных случаях потребуется несколько дней – вы сами поймете, какой вам нужен отдых в конкретном случае.
2. ПОИГРАЙТЕ ПЕСНЮ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ
Изменить окружение – это еще один трюк для проверки песни на прочность. Где она успела побывать? В вашей собственной спальне, на репетиционной студии, или, может быть, уже на концерте? Просто попробуйте изменить местоположение, сыграйте или послушайте ее в непривычном месте (лучше, конечно, сыграть). Вы собираетесь к кому-то на дачу – возьмите с собой гитару и исполните ее вечером у костра. Или вы паркуетесь на подземной стоянке, где никого нет – можно использовать и эту непривычную обстановку. Песни обретают немного иные очертания в разных условиях, и это тоже нужно учитывать.
Обращайте внимание на то, что вы чувствуете, когда она звучит. Даже если она еще не закончена, перемена мест поможет выявить, есть у песни потенциал или нет.
3. СЫГРАЙТЕ ПЕСНЮ КОМУ-ТО ДРУГОМУ
Любой художник стремится судить себя самым строгим образом. Именно поэтому необходимо окружать себя теми людьми, которым мы полностью доверяем. Что происходит с теми, кто не дает себе покоя и слишком сильно контролирует все, что касается его творчества? Джорж Лукас потерял огромное количество времени, стараясь переделать оригинальные «Звездные Войны» уже после того, как те вышли. А Канье Уэст, вполне вероятно, продолжит делать ремиксы на “The Life of Pablo” вплоть до 2026 года… Вместо того, чтобы пускаться по этой опасной тропе, лучше позаботиться о том, чтобы рядом были правильные люди, когда речь заходит о формировании мнения по поводу ваших песен.
Саунд-продюсер, разумеется, всегда может быть голосом разума в ситуации застоя. Но иногда крайне полезно услышать мнение друзей, которые вовсе не занимаются музыкой, но вкусам которых вы доверяете. Если вы застряли из-за каких-то технических нюансов (например, вы писали демо, и гитара была слишком далеко от микрофона), то другие музыканты, пытаясь что-то посоветовать, споткнутся о то же самое. В то время, как немузыкальные товарищи смогут, не обращая внимания на детали, сказать, хороша песня или нет. Доступ к подобной информации, к человеку, который может оценить песню с простой точки зрения, которая, меж тем, недоступна нам, просто бесценен!
4. ВЫТАСКИВАЙТЕ ПЕСНЮ ИЗ КОНТЕКСТА
Если вы испробовали все выше перечисленные способы, но так и не смогли прийти к какому-либо решению, то нужно попробовать вытащить песню из альбома/концертной программы. Вы готовитесь к записи или к первому концерту с новым материалом, и все песни представляют из себя некую композицию. Тогда, репетируя программу, просто не играйте эту самую проблемную песню. Что вы думаете насчет этого? Все ли идет хорошо и без нее или чего-то не хватает? Сработает ли альбом без нее или она является важной частицей паззла? Если вы чувствуете, что без нее все рушится, значит придется пройти все испытания, связанные с ее завершением – она того стоит.
Эти упражнения направлены на то, чтобы вернуть вам то чувство возбуждения, которое вас переполняло, когда вы только начали работать над песней. Если оно так и не появляется, то, скорее всего, это печальный признак того, что ее нужно оставить и двигаться дальше, освободив время для более продуктивной деятельности. Конечно, писать песни далеко не всегда так весело, но если вы не воодушевлены тем, над чем работаете, то публика это обязательно заметит. И наверняка последнее, чего вы хотите – это чтобы люди были разочарованы вашей музыкой так же, как и вы.