При самом удачном исходе событий написание текстов песен – это магическое смешивание образов и истории. Оно уносит слушателя в созданный вами мир и удерживает там на протяжении всей песни (и после). Однако для того, чтобы создать идеальный текст, иногда приходится проводить часы и дни, переписывая и обновляя придуманное. Поскольку любое искусство – создание и разрушение правил, не существует никакого единого свода законов, куда можно заглянуть и узнать, правы вы или нет. Поэтому единственным критиком и судьей остаетесь вы сами и ваши самые близкие друзья или товарищи по группе. Вот семь вопросов, которые вы можете задавать, чтобы устроить себе экзамен во время и после написания текстов.
1.ВСЕ ЛИ НАПИСАННОЕ СООТВЕТСТВУЕТ ГЛАВНОМУ ПОСЛАНИЮ ПЕСНИ?
Фрэнсис Форд Коппола в одном из интервью говорил о том, что в фильме каждая маленькая деталь должна соответствовать общему замыслу картины. Для этого он научился выделять одно слово, которым он описывал весь фильм. Например, для фильма «Разговор» он использовал слово «приватность». И когда стилист для одной из сцен принес ему три плаща для героини на утверждение, он выбрал прозрачный плащ, что символизировало незащищенность от взглядов окружающих. Безусловно, он мог выбрать любой плащ, который бы хорошо сочетался с интерьерами и экстерьерами в сценах, но эта конкретная деталь была важна для общего замысла. Если вам кажется, что какая-то строчка выглядит и звучит супер-круто, протестируйте ее, насколько она укладывается в общий образ песни. Если ваша песня об океане, то не нужно использовать автомобильную тематику (даже в качестве метафор). И запомните, что не существует плохих или плохо звучащих слов – существует неправильный контекст.
2. ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЛИ ВЫ ДЕТАЛИ В КУПЛЕТАХ?
Если текст состоит из рассказа истории и образов, то куплеты – это самое место для историй. И, как водится, историй не так уж и много, вопрос в том, как они рассказаны и приправлены ли они нужными и интересными деталями. Какие детали заставят ваших слушателей представить именно то, что вы хотите? Например, вы хотите описать женщину с ангельской внешностью и злыми намерениями, почему бы не сказать «black heart in a green dress»? (черное сердце в зеленом платье). Цвета, запахи – все это хорошо работает. Вспомните песню из «Бриллиантовой руки», там есть строчка «ямайским ромом пахнут сумерки» - у сумерек, как таковых, едва ли есть запах, но как точно описывает атмосферу жаркого города эта строчка? Поэт вы или только учитесь, пытайтесь сильнее чувствовать каждое состояние в любой запоминающейся ситуации, и затем записывать все детали, которые позже могут вам помочь.
3.МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ УЖЕ ГОВОРИЛИ ЭТО?
Одна из ловушек, в которую все попадают – это пережевывание одного и того же. Просмотрите текст, и подумайте, может быть, вы повторяете одно и то же, просто потому что строчки звучат хорошо? На самом деле, если вас вдохновил один лишь порыв ветра, который поднял вверх волосы девушки, даже об этом мгновении можно сказать очень много, ни разу не повторившись. Окончание каждой строчки в куплете – это возможность перейти и углубиться в другие детали.
4.ДОСТАТОЧНО ЛИ ВЫ СКАЗАЛИ?
Как сонграйтеры, вы – единственные, кто точно знает, что именно вы хотите сказать. Опасность состоит в том, что некоторым кажется, что слушатели и так прекрасно поймут, о чем речь. Разумеется, поэзия не должна отвечать на вопросы, но она должна хотя бы четко обозначать их и давать подсказки. Запомните, что ни у одного простого слушателя нет привилегии того, чтобы оказаться у вас в голове и узнать, что же именно вы имели в виду. Разумеется, «никто ничего не понял, но все в восторге» иногда случается, но если у вас есть возможность дать полную картину, делайте это по мере своих сил.
5.ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СТРОЧКИ ПРИПЕВА ГЛАВНЫМ ПОСЫЛОМ И ЗАПОМИНАЮТСЯ ЛИ ОНИ?
Припев – самая важная часть песни, она должна запоминаться и превращаться в подобие зубной боли (только в хорошем смысле). В припеве лучше всего использовать образы, которые будут полностью охватывать тему песни. С другой стороны, если песня носит социальный или политический характер, припев может быть своеобразным манифестом, подведением итогов рассказанного в припевах. Вторая подсказка здесь – старайтесь самой запоминающейся делать последнюю строчку припева, именно она является кульминацией песни. Ее слышат зрители перед тем, как вернуться к продолжению истории в следующем куплете, или перед самым концом песни.
6.ХОРОШО ЛИ СЛОВА ЗВУЧАТ, ЕСЛИ ВЫ НАЧИНАЕТЕ ИХ ПЕТЬ?
У всех свои способы написания песен. Кто-то сначала пишет лирику, кто-то музыку. Стинг говорил в своих интервью, что он всегда сначала пишет музыку, затем думает, о чем должна быть песня, придумывает вокальную мелодию, и только затем слова. Как бы хорошо ни звучали слова, придуманные изначально как стихи, если они не ложатся в песню, или их вообще сложно пропеть, придется от них отказаться. Сколько раз вы замечали в стихах, что ударение в некоторых словах смещается? Если не злоупотреблять этим трюком, то можно пользоваться их и в песнях. Если все окружающие «исковерканное слово» слова хороши, то никого не будет тревожить небольшая неправильность, и возможно, она лишь добавит шарма.
7.ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВСЕ «МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ НИХ?
Теперь рассмотрим мелкие детали и слова, которые находятся внутри текста. Уверены ли вы, что все ваши «а», «и» и «но» имеют смысл и необходимы? Если они используются неправильно, то играют роль «лежачих полицейских» внутри песни, и о них будет спотыкаться каждый слушающий песню. Подумайте, можно ли просто отказаться от них? Иногда действительно можно убрать все мелочи, и вы удивитесь, обнаружив, насколько чище и понятнее стал текст.
Привыкните к мысли о том, что написание песен – это, конечно, искусство, но с другой стороны – это еще и ремесло. Хорошая лирика находится в пространстве баланса между идеей и стилем. Задавая себе вопросы, которые мы привели выше, вы сможете не только рассказать людям то, что хотите, но и сделать так, чтобы они хотели слушать песню еще и еще, и делиться ей с другими.