АРТИСТ И МЕНЕДЖЕР: КАК ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА?
Снова подходим к больной теме, развивая которую, мы обычно стараемся убедить музыкантов в том, что им самим нужно заниматься бизнесом, продвигая свою музыку. Некоторые действительно могут это делать. Другие же в какой-то момент находят лейблы и букинг-агентства, которые помогают им обустраивать свою артистическую жизнь. И в этот момент занятые артисты и занятые менеджеры забывают об очень важных различиях, которые делают художника художником, а индустрию индустрией. Они работают друг с другом каждый день, и чтобы это партнерство процветало, каждому из них нужно согласиться с этими различиями и научиться грамотно ими пользоваться.
ЧТО ТАКОЕ АРТИСТ?
Артисты растут и развиваются с помощью творчества. Великие артисты ищут и находят то, что им нужно для того, чтобы работать более эффективно, и стремятся проводить все свое время, создавая искусство и делясь им с окружающим миром. В большинстве случаев занятия искусством не приносят никакой финансовой отдачи. Большинство музыкантов занимаются своим делом, потому что чувствуют, что должны этим заниматься. Порой им приходится бывать в довольно темных ситуациях или состоянии ума, чтобы на свет явилось что-то по-настоящему интересное. Некоторым хочется спрятаться от мира, другим наоборот требуется постоянное присутствие людей вокруг. Что бы они ни делали, они делают это во имя своего искусства.
Когда карьера музыканта идет в гору, на горизонте появляются представители индустрии, и музыкант оказывается внутри дискуссий о деньгах, маркетинге, стратегиях, конкуренции и логистике. А это для музыканта неестественно. Это все равно, что гладить кошку против шерсти – если продолжать слишком долго, она вцепится вам в лицо.
Конечно, все не так просто поделить на черное и белое: многие артисты прекрасно разбираются в маркетинге и экономике. Дело не в этом. Дело в том, что вся природа индустрии, окружающей искусство, сама по себе противоречит принципам, которые изначально привели артиста к творчеству. Поэтому глубоко (а иногда и не очень) в душе каждого артиста будет идти война против индустрии.
Менеджеры часто забывают об этом и начинают жаловаться на то, как трудно работать с музыкантами, и как они чего-то не понимают. Дело в том, что в большинстве случаев музыканты просто не хотят этого чего-то понимать. Если бы они хотели до конца понять происходящее в индустрии, что бы получилось? Было бы это правильно? Едва ли. Музыкант должен охранять свою территорию.
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖЕР?
Музыкальная индустрия – это далеко не то место, куда люди идут лишь за тем, чтобы заработать побольше денег. Зачастую менеджерами становятся бывшие музыканты или люди, которые с детства обожают музыку и хотят делиться искусством с миром, и делать это с успехом. Они много работают, постоянно с кем-то встречаются и выстраивают связи. Их арсенал – это базы данных, сделки и новые контакты. Именно этим для них определяется успех. Когда очередная встреча заканчивается соглашением, подтвержденным фестивальным шоу, предложением интервью или забронированными датами на крутой студии – это настоящая радость для представителя индустрии. Для него карьера артиста и ее движение вверх – это самая главная задача.
Если вы работаете менеджером, когда музыканты усиленно спорят с вами и сопротивляются, очень легко предположить, будто они занимаются саботажем и, на самом деле, не хотят никакого успеха. Однако это не так. Иногда артисту нужно время, чтобы понять, в чем еще измеряется успех, и как деньги помогают ему дальше развиваться и заниматься любимым делом.
И именно менеджеру в данном случае надо идти на компромисс. Если музыканта ставят перед фактом, что ему необходимо воспользоваться какой-то возможностью, которая противоречит его видению, то задача менеджера – смягчить ситуацию и показать настоящую заботу. В конце концов, менеджер должен максимально эффективно использовать лучшее, что есть в исполнителе, а не подавлять его – иначе будет попросту нечего показывать миру.
В свою очередь, музыкантам нужно учиться доверять менеджерам и хотя бы иногда смотреть на мир их глазами. Музыканты, которые уживаются в индустрии, оставаясь абсолютно верными себе, стараются изучать законы этой индустрии и понимать, как она работает.
5 вещей, которые должен принять менеджер в работе с артистом:
- Необходимо быть очень терпеливым;
- Нужно понимать, откуда артист «произрастает» и к чему стремится, а также стараться максимально ясно объяснять свою позицию;
- Лучше всего не требовать незамедлительных решений, и давать несколько дней на коллективное обдумывание каких-либо важных вопросов
- Необходимо оставлять время для творчества – ровно столько, сколько артисту нужно, и защищать его пространство;
- Не нужно повышать голос или ругаться, когда артист чего-то «не понимает», нужно просто искать другие слова и примеры.
5 вещей, которые артист должен принять в работе с менеджером:
- Напоминайте себе, почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь, и периодически «инспектируйте» себя на предмет целей и задач – они могут теряться или меняться незаметно от вас;
- Не торопитесь, старайтесь переваривать какие-то новости или предложения от менеджера вместо того, чтобы выдавать свою первую реакцию. Старайтесь благодарить его за все возможности, неважно, нравятся они вам или нет, и примите ли вы их позднее – он старается;
- Если кто-то из вашей команды (в т.ч. менеджер) делает что-то совсем из ряда вон выходящее, думайте, доверяете ли вы ему на все сто процентов, одни и те же ли у вас цели;
- В то же время старайтесь поменьше контролировать тех, кому вы безоговорочно доверяете;
- Не лезьте во все дела менеджера, как он не стремится подсказывать вам аккорды на репетициях. Позвольте ему делать свое дело – выстраивать стратегии и заниматься бизнесом.
Отношения артиста и менеджера могут быть похожи на идеальный брак. Однако лишь небольшое недопонимание может привести к краху того, что могло бы превратиться в очень плодотворное сотрудничество позднее. Так или иначе, встречи на перекрестках искусства и бизнеса всегда очень интересны. Если вы научитесь уважать друг друга, вместе праздновать победы и учиться на ошибках, то приведете друг друга к успеху.