ЧЕТЫРЕ ТИПА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Каждому музыканту в жизни приходится запоминать музыку: как сочиненную до него, так и свою собственную. Понимание того, как работает наш мозг, очень важно – оно помогает начать максимально эффективно запоминать музыку. Многие музыканты полагаются лишь на один тип памяти, хотя в реальности существует как минимум четыре способа запоминать музыкальные отрывки.
Хорошо усвоенная музыка может быть записана музыкантом по нотам от начала до конца. Не очень хорошо усвоенная музыка может быть лишь исполнена. Какие бывают типы музыкальной памяти и как начать их грамотно использовать? Ответ в нашей статье.
КРАТКОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ VS. ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ
Чтобы понять, как работают все типы памяти, нужно усвоить разницу между краткосрочной и долгосрочной памятью. Краткосрочная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Она полезна при, например, игре с листа, но мы ее не используем для того, чтобы запоминать музыку. Она, скорее, служит средством проникновения информации в нашу долгосрочную память.
Долгосрочная же память – это нечто совершенно иное. Она позволяет нам помнить события, произошедшие много дней или даже лет назад. Науке до сих пор неизвестная «вместимость» такой памяти (то есть, сколько всего у человека может быть воспоминаний) и ее длительность. В этой статье мы рассмотрим виды именно долгосрочной памяти.
1. МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Мы много упоминали о мышечной памяти в контексте концертов. Она – одновременно и самая важная вещь в исполнении, и наименее важная. И вот почему:
Это не совсем память.
У каждого есть мышечная память. Вы можете гулять, вести машину и, разумеется, играть на инструменте – здесь везде она задействована. В каждой сфере вашей жизни, которая нуждается в моторном контроле, ваше тело запоминает, как наиболее эффективно выполнять ту или иную задачу. И задачи эти, как водится, не особо нуждаются в концентрации – мы делаем их на автопилоте.
Ученые часто используют выражение – базальные ядра, или базальные ганглии. Это те места в нашем мозге, где «хранятся» наши привычки. Привычные действия мы производим не задумываясь, это за нас делает наша мышечная память. Когда вы начинаете играть музыкальный отрывок, тело само по себе выдает правильные ноты. Однако, стоит вам отвлечься, все разваливается на части – как и с любой другой привычкой. Именно здесь и обнаруживаются провалы в памяти.
Даже медленная музыка иногда слишком быстра для того, чтобы сознательно ее помнить – именно поэтому мы отдаем ее нашей мышечной памяти. И это обязательное условие для хорошей игры.
Так как же мы развиваем мышечную память? Очевидно, играя музыку. Если вы сыграли отрывок достаточное количество раз, он неизменно запомнится. Это просто практика. Так если это так просто, и действительно нужно для исполнения, зачем нам вообще говорить о других типах памяти? Хоть мышечная память важна, она не очень надежна. Как мы уже упомянули ваши, любая заминка – и работа прерывается. Вам, наверно, знакома такая ситуация: вы играете что-то по памяти, но вдруг неожиданно забываете какую-то ноту или отрывок, и никак не можете его вспомнить – именно здесь вы пользовались только мышечной памятью. И, скорее всего, вы вовремя не перенесли эту информацию в свою долгосрочную память.
Учитесь запоминать музыку и другими способами. Как только мышечная память даст сбой, вы будете знать, «куда» обратиться. А когда вы восстановите забытое, она опять придет на помощь.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Концептуальная память – это понимание того, как музыка работает в общем. Ее можно развивать, изучая музыкальную теорию. Имея хорошую концептуальную память, вы лучше запоминаете прогрессии аккордов, смену строя, форму и другие определяющие музыкального произведения.
Когда вас подводит мышечная память, вместо того, чтобы останавливаться и паниковать, вам лишь нужно вспомнить, что следует за моментом, когда вы совершили ошибку – сразу после этого мышечная память восстановится.
Когда вы действительно начинаете понимать концепцию, построение произведения на теоретическом уровне, запоминание музыки дается гораздо легче.
3. ВИЗУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Визуальная память – это память о том, как записаны ноты (аккорды, табулатуры) или как они расположены на клавиатуре или струнах и ладах. И она точно так же приходит на помощь в случае провала в мышечной памяти.
Если вы не знаете нот, старайтесь визуально запоминать последовательности аккордов на бумаге или экране компьютера. Конечно, иногда сложно запомнить все с первого раза. Но вы сами можете разделить композиции на секции и играть их по отдельности, глядя на запись. Старайтесь, делая ошибки, не заниматься бездумным поиском правильного аккорда, а воспроизводить записанное в голове. Это приходит далеко не сразу, зато очень сильно помогает в экстремальных ситуациях, когда навык закреплен.
4. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
Слуховая память помогает запоминать звуки с целью их воспроизведения в будущем. Большинство из нас способны напевать ту музыку, которую мы хорошо знаем. Но чтобы эффективно пользоваться слуховой памятью, недостаточно просто напевать какие-то мелодии. Мы должны иметь возможность воспроизводить каждую ноту, каждый услышанный звук, и максимально близко к оригиналу.
Один из способов развития такой памяти – это, разумеется, вышеупомянутое пение. Здесь нужно действовать точно так же, разделяя произведение на небольшие секции. Особенно помогают такие упражнения вкупе вместе с визуализацией записанной музыки, или вместе с инструментом. Также полезно слушать некоторые незнакомые мелодии в любом стиле, и запоминая по чуть-чуть, воспроизводить их на своем инструменте. А затем сравнивать результат.
В идеале нужно учиться записывать услышанное. Ежедневные, даже недолгие занятия сольфеджио (YouTube вам в помощь) – самое лучшее упражнение на развитие слуховой памяти.
Относительный слух.
Относительный слух - способность помнить разницу в высоте звуков. Эта важнейшая составляющая музыкального слуха даёт музыканту возможность определять интервалы — частотные отношения между нотами в мелодии, гармонических интервалах и аккордах.
Распознать сами ноты, а не интервал, способны только обладатели врожденного абсолютного слуха; это полезное качество, но для многих видов музыкальной деятельности менее важное, чем относительный слух.
Обязательно ли развивать все четыре типа памяти, чтобы хорошо запоминать музыку? Нет, вовсе необязательно. Самое главное – это качественное запоминание самих композиций. Если вас попросят сесть и записать (или пропеть) все ваши партии из предстоящего концерта без инструмента и сопровождения товарищей – сможете ли вы это сделать? Если нет, значит, материал не усвоен. Вам нужно развивать, по крайней мере, два типа памяти (мышечной + 1). В том случае, когда одна из них даст сбой, вторая обязательно подключится. И играть вы будете гораздо увереннее.