Что такое грувбокс

Обзоры
#драм_машина #грувбокс
Что такое грувбокс

Когда мы говорим о некоем «модном звуковом оборудовании» для создания смутно понимаемой, но в первую очередь электронной музыки — возможно, близкой к танцевальной — то в первую очередь вспоминаем о грувбоксе (Groovebox). Может показаться, что грувбокс — и впрямь модная новинка, но ничего подобного: история устройств, совмещающих в себе сэмплер, секвенсор, электронные инструменты и звуковые обработки насчитывает уже четыре с лишним десятилетия. Именно на грувбокс следует в первую очередь обратить внимание музыканту, желающему стать корифеем в области электронной созвучий, но без излишнего упора на собственную виртуозность.

Что такое грувбокс? Это внешнее устройство, полностью обеспечивающее сценическое исполнение электронной музыки с использованием заранее подготовленных партий и сэмплов в сочетании с воспроизводящимися «здесь и сейчас» партиями синтезаторов и драм-машины. Основой грувбокса, как и у большинства электронных музыкальных инструментов, является звуковой движок (он же тон-генератор), отвечающий за создание новых пользовательских звуков, а ещё один важный элемент грувбокса — секвенсор для записи и редактирования отдельных инструментальных партий. Так что с технической точки зрения грувбокс –интегрированный комплекс модулей отдельного назначения, а основные модули грувбокса (точнее — полного комплекта грувбокса) — как минимум шаговый секвенсор, сэмплер, синтезатор (чаще всего в наше время — бесклавиатурный), драм-машина и модуль памяти. Существуют модели и с одним только сэмплером или синтезатором. Также грувбокс имеет систему управления и, зачастую, набор фильтров, работающих также с подключаемыми музыкальными инструментами.

Немного истории

Впервые название «грувбокс» было применено в 1996 г. с поступлением на рынок музыкального инструмента Roland MC-303, хотя «родовое дерево» грувбокса может быть отслежено как минимум до предшественника MC-303 — микрокомпозера Roland MC-202 1983 г. выпуска, впервые объединившего в компактном корпусе синтезатор, секвенсор и коммутацию, необходимую для подключения двух музыкальных инструментов, чаще всего синтезаторов. Однако первые попытки создания грувбокса на уровне технической концепции — разве что сильно некомпактного по размерам — восходит к таким некогда легендарным инструментам (точнее, рабочим станциям), как Movement Drum System I (1981) и Fairlight CMI Page R (1982).

При этом главным и разумно продвигаемым потребительским свойством Roland MC-303 была возможность его использования для создания, редактирования и непосредственного исполнения музыки прямо в процессе концерта — так сказать, процесса продвинутой импровизации. Что ещё важнее — этот первый грувбокс оказался первым среди недорогих цифровых инструментов, в первую очередь предназначенных для ди-джеев и композиторов-электронщиков из числа любителей. Последние модели бренда в этом ряду — Roland MC-707 (2019) и портативный (как принято ныне выражаться, «мобильный») грувбокс MC-101. Решающими в эволюции грувбоксов стала миниатюризация его отдельных модулей и, собственно, запрос потребителей на бюджетную конструкцию и остащённость её по возможности одновременно синтезатором (аналоговым или цифровым), сэмплером, блоком фильтров и коммутацией для подключения музыкальных инструменетов. Понятно, что бюджетный музыкальный инструмент — назовём уж грувбокс инструментом — при наличии максимального функционала всегда окажется востребован и популярен, тем более на электронной сцене.

Какие бывают грувбоксы?

Сам термин «грувбокс» предполагает, что основное задание этого инструмента — работать с ритмом и, соответственно, с партиями ударных (хорошо, электронных ударных) инструментов. Отсюда и понятное деление на типы — впрочем, привычное для современного рынка музыкальных инструментов.

  • Аналоговые грувбоксы имеют встроенные синтезаторы для создания собственных звуков ударных инструментов. Правда, масса музыкантов пеняют этим звукам за их ненатуральность — зато смелые экспериментаторы от электронной музыки, напротив, этим довольны. У аналогового грувбокса — аналоговый же интерфейс: переключатели и регуляторы.
  • Цифровые грувбоксы ориентированы на воспроизведение уже существующих в памяти инструмента сэмплов. Интерфейс в значительной степени кнопочный.
  • Гибридные грувбоксы имеют и встроенный синтезатор, и сэмплер. Интерфейс — комбинированный.

Какой грувбокс лучше: идём от музыки

Ответ на этот вопрос диктуется избранной вами музыкальной стилистикой. Если для создания музыки вам необходимы разнообразные полёты музыкальной и аранжировочной фантазии, то смело выбирайте аналоговый грувбокс — ведь вы сможете при наличии у него инструментальных входов применять его как нестандартную обработку даже для такого «неэлектронного» инструмента, как электрогитара, которая обогатит модифицированными партиями любые в меру экспериментальные стили. А когда вас влечёт стихия электронной музыки, тем более её упрощённых и танцевальных форм, в том числе «чистого» техно и даба, то стоит отдать предпочтение цифровому грувбоксу. Понятно, что гибридный грувбокс предназначен тем, кто рассматривает свою аудиторию как слушателей, готовых на самые неожиданные эксперименты… Однако надо помнить, что создание и исполнение музыки с использованием грувбокса — это в первую очередь сценический процесс, и только уж потом — условно студийный. Ведь ради чего грувбоксы год от года становятся всё компактнее? Правильно, чтобы работать с ними на сцене в режиме реального времени, «здесь и сейчас».

Выбираем грувбокс

На самом деле определиться с тем, какой грувбокс нужен именно вам, «с нуля» невозможно: ведь требования к этому инструменту очень конкретны и зависят как от характера исполняемой музыки (см. выше), так и от уровня ваших требований к нему. Но в любом случае первое, что подлежит оценке — качество звучания и чистота воспроизведения сэмплов (для цифрового грувбокса). Совершенно необходимо выбирать грувбокс, отличающийся широким динамическим диапазоном звучания и возможно малым уровнем шумов.

Также очень важно оценить возможности встроенного секвенсора — он должен быть способен создавать последовательности. В принципе, для программирования ритмических последовательностей достаточен шаговый секвенсор, однако более совершенные степ-секвенсоры позволяют создавать более оригинальные аранжировки, не уступающие таковым у DAW и допускающие редактирование с возможностью синкопирования и свинга. Обратите внимание на возможность работы по протоколу MIDI, а также на понятность и удобство интерфейса грувбокса и доступность его программного обеспечения. Особое внимание нужно уделить объёму памяти грувбокса, но если вы собираетесь использовать его на сцене в комплекте в комплекте с ноутбуком, то этот параметр не выглядит слишком критичным.

Можно смело сказать, что толковая модель грувбокса даже способна заменить набор из нескольких синтезаторов с возможностью ритмического программирования. Мы советуем обратить самое пристальное внимание на модели таких брендов, как Korg и Roland — они не просто расширят ваши представления о современном электронном звучании, но и станут вашими незаменимыми помощниками в создании действительно актуального звука на сцене и, при должной фантазии — и в студии.

Предыдущая Следующая