ГИТАРЫ, КОТОРЫМ ВНИМАЛ ВЕСЬ МИР. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЖОРДЖА ХАРРИСОНА

ГИТАРЫ, КОТОРЫМ ВНИМАЛ ВЕСЬ МИР. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЖОРДЖА ХАРРИСОНА

Чтобы знать многое о характере звучания гитар Джорджа Харрисона (George Harrison, 1943–2001) не нужно быть специалистом ни в области гитарного мастерства, ни даже знатоком рок-музыки вообще. Ведь Джордж был лидер-гитаристом The Beatles с момента обретения величайшей рок-группой всех времён и народов своего имени и до самого официального распада. А раз так – ну кто ж не слышал гитар Джорджа!

По существу, Джордж был первым абсолютно публично известным музыкантом с электрогитарой, который ставил во главу угла не верность определённой марке инструмента и иного оборудования, но собственное умение подбирать нужную модель гитары под настроение, которое требовалось создать в определённой пьесе, в том числе и авторской. Поздний период существования The Beatles доказал это с лёгкостью – и гитарное оборудование усложнилось, и собственные песенные номера у Джорджа стали получаться, как на подбор. Но такова уж была общественная истерика вокруг ливерпульской четвёрки, что и после роспуска группы «самому тихому битлу» приходилось раз за разом, как бы не до середины 70-х, постоянно указывать в интервью: «Нет, я не являюсь лучшим гитаристом мира. И за виртуоза себя тоже не считаю».

А гитары Джорджа – это отдельная легенда, живущая и после безвременной кончины музыканта. Буквально три недели назад на выставке NAMM Show ‘2020 бренд Fender представил в кастомной серии инструмент George Harrison Rocky Stratocaster Custom Shop, являющейся дотошной геометрической копией (вплоть до редкого асимметричного профиля “C” грифа) знаменитой гитары Fender Stratocaster с серийным номером 83840 (1961 год выпуска) со светло-фиолетовой (sonic blue) расцветкой корпуса, приобретённой для Джорджа и Джона Леннона весной 1963 года и в 1967–1969 годах радикально перекрашенной её владельцем, как то можно увидеть в фильме “Magical Mystery Tour”. Считается, что художественное рукоприкладство Джорджа стало руководством к подобным действиям для многих иных звёзд-гитаристов, и в первую очередь – для Эрика Клэптона (Eric Clapton). Эту гитару можно услышать в таких пьесах The Beatles, как “Nowhere Man” (1965) и “All You Need Is Love” (1967), в том числе в её телеверсии в программе “Our World”. Джордж уверял, что очень хотел заиметь Fender Stratocaster в качестве своей первой электрогитары, узрев такой инструмент на обложке дебютного альбома американской группы The Crickets “The ‘Chirping’ Crickets” (1957). Но в Ливерпуле в то время таких инструментов не водилось, и ему пришлось приобрести гитару Resonet Futurama (1958) чехословацкого (!) производства, чрезвычайно неудобную в игре, но верно служившую своему хозяину до 1964 года.

Своей же «первой хорошей американской гитарой» музыкант называл чёрный Gretsch Duo Jet (1957, №21179) с корпусом из красного дерева и установленным предыдущим владельцем тремоло Bigsby, приобретённый в подержанном состоянии летом 1961 года. На ней записывались почти все партии Джорджа на дебютном альбоме The Beatles “Please Please Me” (1963), и в том же году инструмент оказался в руках Клауса Вормана (Klaus Voormann), будущего бас-гитариста Plastic Ono Band, но известного всем как дизайнера битловского альбома “Revolver” (1966). В середине 80-х Джордж забрал гитару назад и вернул инструмент к конфигурации лета-1961 – Клаус успел поменять в ней звукосниматели и электронику. Эту гитару можно увидеть на обложке сольного альбома Джорджа “Cloud Nine” (1987), и на её основе разработан именной инструмент Gretsch G6128T-GH George Harrison Signature Duo Jet.

Говоря о гитарах Джорджа, невозможно не вспомнить 12-струнную Rickenbacker 360/12 (1963, №CM107 – физически второй экземпляр этой модели!), врученную музыканту фактически лично тогдашним владельцем бренда Rickenbacker Фрэнсисом Холлом (Francis C. Hall) в феврале 1964 года, когда The Beatles прибыли в Нью-Йорк для выступления на телешоу The Ed Sullivan Show. Мало того, что эти гитары Джорджа и Джона Леннона (John Lennon) фактически стали секретным звуковым оружием группы – Джордж утверждал, что играл на этом инструменте во все периоды своей карьеры, и никогда не имел с ним никаких проблем. Немаловажно, что звук Rickenbacker 360/12 до сих пор ассоциируется со звучанием ранних The Beatles как единой группы и уж тем более её важнейших хитов 1964–1965 годов. Плюс эта гитара стала настоящей прародительницей всего явления американского кантри-рока: группа The Byrds сочиняла и аранжировала свои ранние хиты с оглядкой на звонкие призвучия 360/12, а там и иные заокеанские поклонники «струнного звона» подтянулись.

Известнейшая акустическая гитара м-ра Харрисона – это Gibson J-160E (1962, №73161), заслужившая славу инструмента, которым музыкант пользовался абсолютно на всех альбомах The Beatles, и даже несколько ранее. Две подобных гитары были приобретены Джорджем и Джоном в сентябре 1962 года по почте, и буквально на следующий день на них записывался материал дебютного сингла группы “Love Me Do”. Годом позже музыканты поменялись гитарами, потом инструмент Джона оказался украден, так что данная гитара переходила из рук в руки. В состоянии поставки она была оснащена звукоснимателем-синглом P-90, установленным у основания грифа из розового дерева. Вскоре Джордж перенёс звукосниматель к бриджу, но к моменту записи альбома “Rubber Soul” (1965) вернул его назад, и на корпусе гитары сохранились следы этой перестановки.

Воистину удивительным инструментом у Джорджа была гитара Fender Telecaster (1968, №235594) с корпусом из розового дерева, оказавшаяся продуктом странного коммерческого замысла Fender по запуску в серию моделей Telecaster и Stratocaster с подобными корпусами. Собственно, в рамках рекламы будущей модели музыкант и получил прототип подобного Telecaster – и успел поработать с ним над материалом альбомов “Let It Be” (1970) и “Abbey Road” (1969). Считается, что практически все партии Джорджа на альбоме “Let It Be” записаны на этой гитаре; её также можно увидеть в «концерте на крыше» “Let It Be”. В декабре 1969 года этот Telecaster был подарен Делани Брэмлету (Delaney Bramlett, 1939–2008), который сошлифовал краску с корпуса и отлакировал его. Также были заменены колки и модифицирована электроника – но сейчас этот у гитары восстановлена исходная комплектация, и она находится во владении фонда Джорджа Харрисона. По словам сына Джорджа, Дани (Dhani Harrison) «это фантастически звучащий инструмент, только он весит раз в семь больше, чем обычный Telecaster».

Несколько менее известны широкой музыкантской общественности и, так сказать, подвергнуты историческим исследованиям иные гитары Джорджа, которыми он начал пользоваться во времена триумфа The Beatles с 1963 по 1968 год. Это, в первую очередь, две гитары Gretsch 6122 Country Gentleman (1962 и 1963) с отделкой корпуса под орех, оснащённые звукоснимателями Filter'Tron и тремоло Gretsch Bigsby – первая из них была разбита в автомобильной аварии в Британии в декабре 1965 года, зато вторая дожила до наших времён и хранится дома у Ринго Старра (Ringo Starr). Как минимум с 1963 по 1967 год музыкант в студии и на сцене много играл на гитаре Gretsch 6119 Tennessean Type 2 (1962 или 1963), которую можно увидеть и в начале фильма “Help!” (1965), но в настоящее время данный инструмент считается утраченным. В числе иных славных гитар Мастера, вошедших в историю рок-н-ролла – Rickenbacker 425 (1962), Epiphone Casino E230TD(V), Gibson SG Standard (1964) вишнёвой расцветки и, наконец, Gibson Les Paul Standard (1957), полученный им от Эрика Клэптона в 1968 году – это тот самый инструмент, на котором Эрик записывал своё соло в номере Джорджа “While My Guitar Gently Weeps” (1968). Из постбитловских гитар музыканта наибольшую известность получил, пожалуй, Fender Stratocaster выпуска 50-х годов с отшлифованным до дерева корпусом, на котором Джордж играл во время благотворительного концерта “Concert for Bangladesh” (1971).

Казалось бы, разнообразие гитар Джорджа требовало и разнообразия усилителей – однако музыкант хранил верность простым решениям своей юности, а именно усилителям брендов Fender и Vox. Усилители Fender – это Double Reverb, Champion и 6G6A/B Bassman, причём последний использовался в ходе мемориального концерта Джорджа “Concert for George” (2002). О роли усилителей Vox в эволюции звука The Beatles и гитариста лично (и наоборот) написано уже много, но отметим ещё раз, что классический усилитель Vox AC30 использовался гитаристом постоянно, так же как и система Vox Super Beatle, то есть комбинация головы и кабинета одной марки AC100, с набором динамиков кабинета 2×15" + 4×12". При записи альбомов “Let It Be” и “Abbey Road” музыкант отдал должное моде и работал со специальным гитарным кабинетом Leslie 145 с вращающейся конфигурацией динамиков, что придавало гитаре несколько электроорганное звучание, так хорошо слышимое в сингловой версии номера “Let It Be”. Гитарные обработки всегда были сведены у Джорджа к возможному минимуму, но при этом он стал, вероятно, пионером работы с фузом в Великобритании – в пьесе “Think For Yourself” (1965) он исполнил партии бас-гитары с фузом Maestro Fuzz-Tone. К концу 60-х в арсенале Джорджа также имелись обработки Vox Tonebender и Fuzz Face, а также «квакушка» Vox Wah-Wah с металлическим корпусом. Просто? Очень просто, но к такому набору инструментов и обработок прилагалась вся мощь композиторского гения Джорджа и умения экономичными соло сказать очень многое.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая