КАК ВЫБРАТЬ МИКРОФОНЫ ДЛЯ УДАРНОЙ УСТАНОВКИ

КАК ВЫБРАТЬ МИКРОФОНЫ ДЛЯ УДАРНОЙ УСТАНОВКИ
1. Введение
Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный выбору микрофонов для подзвучивания ударной установки.
 
Подзвучивание и запись ударной установки — очень сложная процедура. То же самое можно сказать и о правильном выборе микрофонов для этих целей. Как это часто бывает в случае выбора микрофонов, на рынке представлены проверенные многими поколениями звукорежиссеров модели и уже известны отработанные методики по их установке, обеспечивающие получение наилучшего результата. Мы рассмотрим доступный ассортимент микрофонов и укажем, какие лучше всего подойдут для подзвучивания тех или иных ударных инструментов. Надеемся, что после прочтения данного текста вы будете вполне готовы самостоятельно сделать правильный выбор!
2. Ударная установка
Перед тем как приступить к первой в вашей жизни записи с помощью приобретенных только что микрофонов, стоит внимательно осмотреть саму ударную установку. Если она находится в плачевном состоянии и плохо звучит, запись также окажется низкого качества, какими бы хорошими ни были ваши микрофоны! Прежде чем обвешивать установку микрофонами, внимательно послушайте — нет ли звона, скрипа или жужжания вследствие ослабленных винтов, неправильно натянутых пластиков или износа подвижных частей установки. К стыду барабанщиков, звукоинженеры часто настраивают сами все барабаны, добиваясь наилучшего звучания еще до снятия звука микрофоном и устраняя неполадки — микрофон всегда "подцепит" то, на что барабанщик не обращал внимания. Возможно, бас-барабан требует дополнительного глушения с помощью подушки или одеяла внутри? Требуется ли настройка малого барабана и томов, нужно ли глушение излишнего звона с помощью липкой ленты? Неопытные барабанщики часто с пренебрежением относятся к настройке установки. Возможно, имеет смысл потратить деньги на пару уроков с хорошим преподавателем — правильно настроенная для записи ударная установка звучит гораздо лучше, чем любая компьютерная пост-обработка.
Стандартная ударная установка типа "пятерка" состоит из бас-барабана, малого барабана и трех томов, плюс хай-хэта и тарелки райд/крэш. Каждый из этих инструментов звучит по-своему и играет особую роль в общем звуке установки. Поэтому звукорежиссеры для подзвучивания каждого инструмента используют, как правило, микрофоны разных типов. Второй важный фактор при подзвучнивании ударной установки — это стойки, поскольку аккуратное позиционирование микрофонов критически важно как с точки зрения качества звучания, так и с точки зрения безопасности самих микрофонов (барабанщик может случайно "приложиться" палкой по вашему драгоценному микрофону!). По этой причине следует избегать покупки самых дешевых стоек — у них нет механизмов для тонкой подстройки положения микрофонов, и они имеют тенденцию опрокидываться под весом микрофонов.
 
Набор микрофонных стоек  QUIK LOK A302Pack EU

3. Сколько всего нужно микрофонов?
Сколько микрофонов нужно для записи ударной установки? В идеале желательно иметь по одному микрофону (или даже по два) на каждый инструмент в установке, плюс стереопару подвесных микрофонов (оверхедов). Однако по финансовым соображениям такой вариант доступен далеко не всегда. Кроме того, три качественных микрофона обеспечат лучшее звучание, чем восемь посредственных. Наконец, при работе меньшего количества микрофонов получается более естественное звучание, что иногда крайне важно само по себе. Минимум, необходимый для стереофонической записи — это три микрофона, два подвесных (стереопара над установкой) и один микрофон для подзвучки бас-барабана. Такой комплект использовался для записи огромного количества хитов.
Небольшой комплект из качественных тщательно подобранных моделей обладает только одним недостатком — чем меньше микрофонов, тем меньше у вас будет возможностей каким-либо образом откорректировать звучание. При небольшом количестве микрофонов на звук начинает оказывать серьезное влияние акустика помещения, а также индивидуальная техника игры барабанщика, особенно его чувство баланса между отдельными партиями. Недостаточное разделение сигналов различных источников ограничивает возможности эквализации и управления громкостью отдельных партий на этапе микширования. С другой стороны, если использовать больше микрофонов, индивидуально подобранных под каждый барабан и размещенных близко к инструментам, вы получаете "управляемый звук", который в дальнейшем будет легко редактировать. Звук с отдельных микрофонов, например, можно пропустить через гейт, чтобы устранить проникновение сигналов соседних барабанов или тарелок, для контроля общего звучания используются подвесные микрофоны.
В небольших живых инсталляциях, однако, для подзвучивания барабанов вполне достаточно пары микрофонов — это выведет звук ударных на нужную громкость без излишнего усложнения микса.
 
4. Микрофоны в деталях
Бас-барабан (бочка)
Бас-барабан в состоянии выдавать низкочастотный сигнал с очень высоким уровнем звукового давления (SPL). Именно поэтому этот инструмент ударной установки требует применения особых микрофонов, способных справиться как с той, так и с другой "проблемой". Большинство известных производителей специально для этих целей выпускает динамические микрофоны с большой диафрагмой, обладающие соответствующими характеристиками максимального звукового давления и кривой АЧХ, адаптированной к снятию "глубоких" низов. Одна из самых популярных моделей — AKG D112 (наследник древнего микрофона D12, о котором многие уже забыли). Среди прочих можно упомянуть микрофоны Sennheiser e602 и e904, Beyerdynamic M99 и Opus 99, Electrovoice ND868 и Shure Beta 52. Существуют также микрофоны, которые изначально разрабатывались не для бас-барабана, однако с течением времени стали "выбором номер 1" у многих звукорежиссеров. В этой связи можно упомянуть такие модели, как EV RE20 и RH27, а также Sennheiser MD441 и MD421.
Стандартная позиция для бас-барабанного микрофона — внутри корпуса, лицом к колотушке. Обычно используется низкая стойка или гибкий держатель типа "гусиная шея". Даже внутри корпуса барабана звук сильно меняется — если микрофон установлен слишком близко к колотушке, в звуке будет превалировать щелчок, а не звук собственно барабана. Однако если отодвинуть микрофон слишком далеко, вы потеряете атаку, которая критически важна для многих музыкальных стилей. Для достижения оптимального баланса этих двух элементов установите микрофон в промежуточное положение и перемещайте его на несколько сантиметров туда-сюда во время работы барабанщика. Очень хороший прием при позиционировании микрофонов — использование хороших закрытых наушников, позволяющих слышать изменение звучания в реальном времени. Во время настройки старайтесь закрывать глаза — иногда положение микрофона, которое визуально кажется неправильным, оказывается оптимальным!
Микрофон также можно установить за пределами корпуса бас-барабана. В этом случае вы получите более "полный" резонирующий звук с ослабленным щелчком и выраженной реверберацией помещения. Такой тембр часто можно услышать в джазовых записях. В подобных ситуациях наиболее часто используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой и кардиоидной/суперкардиоидной диаграммой направленности. Если позволяет бюджет, можно попробовать совместить оба подхода и добиться тем самым максимальной гибкости. Однако не забывайте в этом случае экспериментировать с фазировкой микрофонов для получения наилучшего звучания.
Другой популярный тип микрофонов для озвучивания бас-барабана — так называемый "граничный" или граничного слоя (PZM). Микрофон этого типа просто кладется на дно корпуса бас-барабана. Особенности конструкции граничных микрофонов позволяют очень хорошо передавать низкие частоты. Особенно хорошо микрофоны граничного слоя проявляют себя на живых концертах, когда требуется четко разделить сигналы и снизить вероятность возникновения акустической обратной связи. Примеры моделей: Shure Beta 91A, BeyerDynamic Opus 51 и Audio Technica ATM87R.
Подвесные микрофоны (оверхеды)
"Оверхедом" обычно называют микрофон, подвешенный над ударной установкой. Обычно используется два таких микрофона, что позволяет осуществлять стереофоническую запись. В данном случае очень важно записать все без исключения частоты, поэтому в основном используют конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой, как наиболее точные и аккуратные. Микрофоны следует устанавливать на высоте полутора-двух метров над установкой — именно в этом случае обеспечивается оптимальный баланс звучания всей установки без смещения акцента в сторону тарелок.
В случае стереозаписи микрофоны должны быть идентичными (например, два микрофона AKG C451 или два микрофона Rode NT5), и устанавливаться в соответствии с одной из двух стандартных стереоконфигураций. Первая называется ‘XY’. В этом случае микрофоны ориентируются друг относительно друга под углом в 90 градусов и устанавливаются над малым барабаном, что обеспечивает плотное звучание и помогает бороться с фазовыми проблемами. В стереоконфигурации второго типа (AB/3.1) микрофоны устанавливаются над тарелками, что позволяет \"снять\" вместе с барабанами больше реверберационных отражений помещения и придать звучанию глубину и дыхание. При размещении типа AB/3.1 обязательно следует проверять звук на моносовместимость (которая может быть нарушена вследствие фазовых искажений) и в случае существенных потерь низких частот подыскивать для микрофонов другое расположение — даже совсем небольшое перемещение может привести к существенному изменению.
Если вы используете индивидуальные микрофоны для подзвучки каждого барабана, от подвесных микрофонов можно и не требовать, чтобы они "снимали" много низких частот. В этом случае лучше выбрать микрофон с обрезным фильтром НЧ, что позволит снизить уровень барабанов и сконцентрироваться на звуке тарелок и верхних обертонах.
Малый барабан 
Звучание малого (рабочего) барабана складывается из двух компонент — из удара палочкой в верхний пластик и звука струн, натянутых поперек нижнего (резонансного) пластика. Именно струны определяют характерное звучание малого барабана, и именно они отвечают за тембральное разнообразие этого инструмента — звук меняется при малейшей смене позиции приложения удара. Микрофон для снятия сигнала малого барабана обычно располагают под хай-хэтом и наклоняют его вниз так, чтобы он находился на расстоянии 3 — 4 см от обода малого барабана. Близость хай-хэта требует применения остронаправленного микрофона, чтобы как можно эффективнее снять сигнал источника (стандартная техника озвучивания с помощью расположенных близко к источнику сигнала микрофонов). Некоторые звукорежиссеры ставят дополнительный микрофон под малый барабан для получения более четкого звука струн и резонансного пластика. Это позволяет поднять уровень высоких частот (в противном случае получилось бы слишком сильное проникновение хэта в микрофон). Поскольку микрофоны направлены в противоположные стороны, они работают в противофазе, так что не забудьте инвертировать фазу нижнего микрофона на пульте.
Самые распространенные модели для подзвучивания малого барабана — микрофон SHURE SM57, обладающий прекрасными характеристиками в плане отсекания внеосевых призвуков, или микрофон Shure Beta 57, характеризующийся более ярким звучанием. Часто также используются Beyer M201 и Sennheiser MD421, хотя для получения большей прозрачности некоторые звукорежиссеры предпочитают конденсаторные микрофоны, особенно для нижнего пластика.
Хай-хэт
Хай-хэт необязательно подзвучивать отдельным микрофоном, его звук прекрасно ловится подвесными или правильно поставленным микрофоном малого барабана. При отдельной подзвучке микрофон обычно ставят посредине между центром и краем тарелки, на высоте 10 — 15 см над верхней тарелкой хэта, то есть достаточно высоко, чтобы при открывании хай-хэта не происходило задувания микрофона. Микрофон должен быть направлен в противоположную сторону от малого барабана, в центр хай-хэта, желательно под углом 45 градусов, чтобы максимально подавить проникновение посторонних сигналов. При прослушивании звука с микрофона хай-хэта очень полезно слушать его вместе с подвесными микрофонами, поскольку последние очень сильно влияют на общее звучание. Обычно используется конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой, например, AKG C451 и C391B, AUDIO-TECHNICA PRO37,  а также Beyer Opus 83.
Томы
Если вы стеснены в плане бюджета, стоит подумать о том, чтобы использовать по одному микрофону на каждые два тома — в конце концов, подвесные микрофоны тоже ловят их звук, а потом томы играют не такую уж важную роль в музыке, как бас-барабан, малый барабан или тарелки. Устанавливайте микрофон между двумя томами под углом приблизительно 45 градусов. Лучше всего использовать микрофон с всенаправленной диаграммой направленности (восьмеркой), или, по крайней мере, с кардиоидной, но не гиперкардиоидной. При использовании кардиоидного микрофона устанавливайте его чуть выше. Если бюджет или другие ограничения позволяют использовать отдельные микрофоны для каждого из томов, вы сможете более реалистично распанорамировать их на стадии микширования и получить в целом более проработанное звучание. Как и в предыдущем случае, наклоняйте микрофон под углом 45 градусов и направляйте в центр пластика, однако не ставьте микрофон слишком близко, чтобы барабанщик не попал палкой по капсюлю!
Один из самых популярных микрофонов для подзвучивания томов — динамический Sennheiser MD421. Он оборудован 5-позиционным переключателем обрезного фильтра низких частот, который позволяет компенсировать характерное для всех кардиоидных моделей усиление низов при приближении к источнику сигнала (так называемый эффект приближения). С другой стороны, данный эффект может сыграть и позитивную роль, в случае если нужно получить более глубокое и полное звучание. Кроме того, обрезной фильтр низких частот позволяет убрать шум от удара. Еще один популярный вариант — уже упоминавшийся Shure SM57, а также Shure Beta 56A. Если бюджет у вас небольшой, микрофоны для томов — как раз то самое место, на котором можно сэкономить. В сравнении с другими инструментами установки ударных звук томов не такой сложный, да и в музыке томы обычно играют не слишком уж и важную роль. 

5. Готовые наборы
Многие из микрофонов, которые мы упоминали выше, являются настоящим "профессиональным стандартом" — отсюда и соответствующая цена. К счастью для простых смертных многие производители сегодня предлагают готовые наборы для подзвучивания барабанов не только доступные по цене, но и не требующие ломать голову на тему "какие же микрофоны выбрать". Наборы обычно содержат от трех до семи микрофонов (или более). Микрофоны специально разработаны для ударных, и их амплитудно частотная характеристика оптимизирована для работы с определенными инструментами установки ударных.
Эти наборы часто поставляются вместе с устройствами крепления микрофонов к барабанам с вращающимися держателями, которые позволяют быстро и комфортно устанавливать микрофоны в нужное положение. Некоторые из креплений предусматривают возможность установки непосредственно на обод барабана, чтобы можно было отказаться от использования отдельных стоек, которыми установка обычно окружена со всех сторон, и сэкономить тем самым деньги. Хотя обычно наборы выпускаются "бюджетными" производителями, многие именитые микрофонные компании также уделяют достаточно большое внимание данному сегменту рынка.

6. Часто задаваемые вопросы (ЧАВО)
На данной странице расположена секция Часто Задаваемых Вопросов (ЧАВО) на тему "подзвучивание микрофонами и запись ударной установки".
  • Можно ли использовать конденсаторный микрофон с большой диафрагмой для подзвучивания бас-барабана?
  • Бас-барабан звучит хорошо, но беспокоит проникновение звука других инструментов. 
  • Как бы я не ставил микрофоны, тарелки звучат через подвесные микрофоны слишком громко. 
  • Можно ли использовать ленточные микрофоны для записи ударных? 
Можно ли использовать конденсаторный микрофон с большой диафрагмой для подзвучивания бас-барабана?
Если говорить о звуковых возможностях, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой прекрасно подойдет для записи низких частот бас-барабана. Однако, поскольку конденсаторные микрофоны намного чувствительнее динамических, очень важно ослаблять уровень сигнала во избежание перегрузки. Большинство качественных конденсаторных микрофонов обычно оборудуются аттенюатором на -10/-20 децибел, который используется для предотвращения искажений при ударе в бас-барабан. В более дешевых моделях аттенюатора может и не быть, поскольку такие микрофоны ориентированы только на работу с вокалом, а сравнивать по громкости вокал и бас-барабан просто смешно!
Бас-барабан звучит хорошо, но беспокоит проникновение звука других инструментов.
Проблему можно решить двумя способами, причем оба могут использоваться одновременно. Первый — окружить бас-барабан звукоизолирующим материалом, за счет чего взаимопроникновение будет сведено к минимуму. В частности, при этом будут очень сильно ослаблен высокочастотный сигнал тарелок. Второй способ — включить подавитель шума в канале бас-барабана и настроить его так, чтобы устранить взаимопроникновение, одновременно не делая эффект слишком выраженным, чтобы не терялись тихие ноты.
Как бы я не ставил микрофоны, тарелки звучат через подвесные микрофоны слишком громко. 
Дешевые тарелки часто звучат очень жестко и "кастрюльно", так что вполне возможно, стоит поменять их на что-то более приятно звучащее. Хороший набор "железа" для установки — отличное вложение денег. Если это не помогло, убедитесь, что у используемых подвесных микрофонов не задран верх. Если это так, замените их на пару микрофонов с более ровной амплитудно частотной характеристикой. Попробуйте послушать сигнал с подвесных микрофонов в миксе с каналами томов и малого барабана — возможно, общий микс звучит гораздо приятнее.
Можно ли использовать ленточные микрофоны для записи ударных? 
Если отвечать одним словом — да. Их диаграмма в виде "восьмерки" в особенности хорошо подходит для использования в качестве подвесных микрофонов в комнате с хорошей акустикой, и такие микрофоны обычно не создают проблем при работе с высокими уровнями звукового давления. "Теплота" ленточных микрофонов существенно снизит лишний звон тарелок (в сравнении с конденсаторными микрофонами), а естественное открытое звучание позволит отказаться от отдельной подзвучки томов.

7. Заключение
Хорошие микрофоны прослужат вам всю жизнь — их ценность проверена временем. В отличие от цифровых электронных приборов, где дешевая модель может звучать очень даже неплохо, у микрофонов разница в звуке между дешевыми и дорогими моделями просто огромна. Поэтому если у вас проблемы с деньгами, не стоит делать ставку на подзвучку каждого барабана в отдельности, лучше приобрести самый качественный (из доступных) микрофон для бас-барабана и такие же хорошие подвесные микрофоны. Остальные микрофоны вы сможете добавить со временем. С другой стороны, если очень хочется подзвучить все барабаны, возможно, подойдет готовый недорогой набор микрофонов. Само собой, если позволяют деньги, всегда покупайте только лучшее!
Надеемся, что данный обзор ответил на многие вопросы по выбору микрофонов для озвучивания и записи ударной установки, остается пожелать вам удачи!
Предыдущая Следующая