Новая музыка. Часть 5.

Новая музыка. Часть 5.

В этот обзор попали абсолютно разные инструментальные гитарные альбомы 2012 года.



Shane Gillis 
The Guitar Cabinet of Dr. Caligari 
* *

Ему в этом году будет сорок лет, тридацать из которых он играет на гитаре. Серьезный срок. Переиграл в море не особо известных групп (Saragashum, Verse and Radiation, Weak Music For Thomas, Curtain Hides the Reactor, Mime, Kil-Switch, Trance Ignition Model, bert, Devolve, Vyathist) и вот выпустил дебютный инструментальный альбом. Что тут скажешь? Хочется пошутить в стиле "канадские гитаристы они такие канадские". Ну или "зря он не пошел в хоккей как его канадские одноклассники". Бессмысленный и беспощадный альбом. Он очень похож на демо запись возможностей какого-нибудь гитарного процессора. Ну или своей техники. Музыкой это назвать крайне сложно. Владимир Холстинин из группы "Ария" как-то говорил, что ему не нравится стиль соляков Кирка Хеммета - мол просто набор нот немелодичный. Считаю, что Холст несправедлив, ибо он не слышал просто Shane Gillis - вот где набор нот в стиле "наиграю ка я что-то из гаммы". Многие люди говорят о том, что крайне трудно искать черную кошку с темной комнате, особенно если ее там нет. Искать кошку - это ерунда, вы попробуйте отыскать мелодию или просто музыкальную тему в музыке Shane Gillis. У меня не получилось. Человек играет очень занудный метал олдового толка. Видно, что он много слушал пауэр-металла восьмидесятых и прогрессива девяностых. Играет хорошо, технично. Но слушать это ей богу невозможно. Классический пример пилилова, над которым обычно шутят представители других музыкальных профессий. Музыка для самого себя. Группа Blind Guardian после этого альбома кажется чем-то вроде композитора Nino Rota на фоне Олега Газманова.



Ryan Panny 
Discriminatory Judgement
* * *

Ryan - это такой американский студент, молодой парень, который сделал по сути самопальный диск (одна обложка чего стоит). Однако, мы живем в такую эпоху, когда хорошего гитариста можно обнаружить где угодно. Можно быть профи с сороколетним стажем и делать хреновые записи, а можно быть никому неизвестным пареньком "диванно-гитарного" типа и при этом создавать удивительно музыкальные вещи. Гитаризм всепроникающ. Особенно если речь идет об Америке, где нет проблем ни с гитарами, ни с уровнем жизни, ни с преподателями, ни с мотивацией. А уж нынешние технологии домашней звукозаписи... В общем, очень хорошая запись и ее даже можно слушать. Очень профессиональная работа, хорошее владение инструментом и, самое главное, способности композитора. Я не вижу ничего такого, что мешало бы Райану играть в какой-нибудь метал-команде с мировой известностью. Возможно он еще и будет там. Хорошие сочные риффы, осмысленные соляки, все очень ритмично и четко. Каждая песня как маленький танк, который ровно катится и сметает все на своем пути. Слышно, что парень переиграл нормальное количество классической музыки, и, ясно дело, очень хорошо знает творчество группы Iron Maiden и ей подобных.



James Williams 
Eclectic Shred
* *

А вот перед нами работа человека, претендующего на звание маэстро. Композитор, продюсер, сессионщик, мульти-инструменталист, преподаватель, своя студия, играет во всех стилях и жанрах... После такого резюме ожидаешь, что на тебя обрушится нечто шедевральное. Человек ведь типа десятилетиями вынашивал свой сольный проект, жил и готовил этот выстрел в вечность. В итоге "хотели как лучше, получилось как всегда". Я просто не понимаю, что в голове у людей, которые всю жизнь живут в музыке и по идее должны понимать, что они делают. Ужасный альбом. Очень некачественный мутный звук, примитивные аранжировки типа "джемую я и драм-машина". И самое главное музыка. Слово Shred ей конечно очень подходит, а вот на счет слова "музыка" я совсем не уверен. Представьте себе соревнование на тему "как я кошу под Ингви". Собирается человек тысяча со всего мира. И вот перед вами участник из четвертой сотни если брать классификацию типа той, что используется в большом теннисе. Очень невкусное и безыдейное. Такое ощущение, что человека лет десять держали на голодном пайке, запрещая играть что-либо отличающееся от чукотской народной музыки, а потом он вырвался на свободу и решил задать всем жару. Типа ну вот сейчас мои пальцы на славу побегают. А куда и зачем они бегут? Человеческое ухо и людской мозг в таком количестве нот не успевают отличить одну ноту от другой и понять саму музыку - все сливается в один противный жужжащий фон. Но с другой стороны после таких альбомов совершенно иначе слушаешь Ингви - он кажется очень мелодичным, разноплановым и глубоким. Одна из композиций Джеймса называется Auschwitz (то есть Освенцим) - на мой взгляд не стоило ему вплетать такие серьезные темы в свое унылое творчество.



Ivan Speljak Jitz 
Restless Days And Sleepless Nights 
* *

Как я понимаю, Иван - это такая золотая гитара Хорватии, страны которая подарила миру замечательного футболиста и тренера Славен Билича, который так любит в свободное от основной спортивной работы поиграть метал на Gibson Explorer. Ивану почти сорок и как это принято он успел поиграть в разных локальных группах, солидная часть которых исполняла кавера из репертуара хард-рок классики. И вот как это обычно бывает теперь накоплен солидный опыт, он решился дебютировать на инструментально-гитарном поприще. Возможно, он даже думал "лучше чем поздно, чем никогда". По мне такие альбомы нужно исполнять исключительно вживую. Причем где-нибудь в небольшом демократичном кабаке типа тех, что на ВДНХ или в Геленджике на набережной. Только негромко чтобы, и гейна сделать чуть поменьше и вот перед нами романтичная поющая гитара попс-метального типа. Очень однообразный альбом. Одним звуком, в одном темпе, и все композиции сливаются в одну. Металлом это назвать нельзя. На самом деле полу-балладные дела. Иван пытается быть мелодичным, тянет ноты, подвешивает их на такт-другой. Но мелодии выходят не запоминающиеся и сложно улавливаемые - такое ощущение, что он просто "от балды" импровизирует в рамках той или иной гаммы. Я вот как и Холстинин, тоже не поклонник Кирка Хэммета, но если взять его древнее кривое соло во вступлении Fade To Black, где одно из самых ужасных пальцевых вибрато в истории рока - это соло запоминающееся, мелодичное и осмысленное. Его даже можно напеть. У соло с альбома Ивана никаких таких свойств не обнаружено. Оно качественно сыграно, хорошо записано, но мелодически абсолютно никак. Понятное дело, что подавляющее количество людей с электрогитарами - самоучки, но неужели если ты научился профессионально владеть гитарой как исполнитель, это так сложно посвятить пару тройку лет изучению основ композиции? Мир задыхается от техничных гитаристов, которые сочиняют "немузыку".



Bobby Phillipps
Set Me Free
* * *

Молодой американский парень, 23 года. У него своя метал-банда, где он играет и поет. А когда он не выступает с ней, то обычно играет в одиночестве на акустике в местном баре. Данный сольный альбом у него уже третий. Если же он вдруг не играет на гитаре то обычно занимается блогерством, чтением, выпиванием и походами в качалку. Также у Бобби есть своя студия - он предлагает соответствующие услуги. Как и музыкальное сопровождение свадеб, дней рожденья и прочих пати. Отличная жизнь у молодого человека. О своем гитарном стиле он говорит, что с формировался под влиянием альбома Joe Satriani “Surfing With The Alien”. Мог бы, кстати, и не говорить. Можно подумать это не слышно. Да тысячи людей по всему миру стали гитаристами после этой записи Джо. И как это часто встречается сплошь и рядом, альбом этого никому неизвестного "молодняка" оказывается на порядок более приятным для слуха, чем деяния множества матерых супер профи. Выйди этот альбом в конце 80 -ых, парень точно было бы звездой гитаризма, и мы читали бы про него в гитарных журналах. А так просто очень добротный продолжатель дел Джо. Но именно с того альбома, поскольку Сатриани очень разный на разных записях. Как бы то ни было - у Бобби получилось записать вполне мелодичный альбом, он уступает Джо по части разнообразия звуков, но атмосферу альбома “Surfing With The Alien” он сумел воссоздать. И эти фирменные приемчики Джо, и его любовь к вплетанию блюзовых фишек как в Satch Boogie - все это присутствует. Разумеется, учитывая нынешнее изобилие гитарных альбомов, эту работу вряд ли имеет смысл держать в домашней фонотеке. Но несколько раз послушать с интересном вполне можно. Хотя бы ради понимания звука, которым все это сделано. Из десяти его гитар, семь штук - Ibanez (в том числе семи- и восьми- струнные). Записано все это через Line 6 POD HD 500. Софт - Cakewalk Sonar. Звучит все отлично. Действительно есть повод задуматься насколько вообще нужны разные дорогие усилки и винтаджные гитары когда технологии так широко шагнули.



MattRach 
Redemption
* * *

Молодой (еще и 25 нет) французский гитарист, дитя нашего времени. Известным (уже в юношеском возрасте) стал благодаря YouTube, где публиковались его первые гитарные опыты. А потом уже понеслось - фестивали, тв-шоу, альбомы, своя группа, концерты. В некоторых гитарных кругах (причем за пределами Франции) имеет прямо таки культовый статус. В данном альбоме очень хорошо слышны основные влияния. С одной стороны электронная техно-подкладка в стиле Jeff Beck, с другой стороны лидер- гитар - это явно манера играть и строить фразы как Steve Vai. И работа рычагом соответствующая. И построение композиций. Хотя набор нот и лады, которые использует MattRach в своих гармониях явно не Ваевские. То есть получается такое типа "А вот если бы у Вая в голове жили другие тараканы?". Ритм-гитара практически всегда использует строи ниже стандартных ми. Музыка достаточно качественная, но я если честно, совсем не понимаю как этот музыкант в наше время может получить культовый статус или просто прославиться на ютьюбе более чем просто для того чтобы давать уроки игры для местных гитаристов как это обычно бывает с тысячами гитаристов по всему миру. Ну играет парень технично, ну умеет писать законченные композиции с тревожно-беспокойным настроением, а дальше что? Интересно послушать. Ознакомиться, но на какое-то открытие не тянет. Хотя если существовать в рамках исключительно гитарной инструментальной музыки и не слушать ничего другого, то конечно этот альбом стоит оставить в фонотеке. И наслаждаться виртуозной работой рычагом. Но если сравнивать с работами старших товарищей, например, альбом того 2012 года Steve Vai "The Story Of Light" то разница в художественном уровне работ весьма большая. И она не в пользу MattRach, хотя он и молодец, делает хорошую сложную музыку. Добротную, но не гениальную.


Автор текста: Сергей Тынку


Предыдущая Следующая