ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К КОНЦЕРТНЫМ ПЛОЩАДКАМ: ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ МУЗЫКАНТЫ
Примерно месяц назад главный редактор музыкального образовательного сайта Sounfly.com, Эван Цвислер, провел на своей странице в Facebook опрос на тему того, чем недовольны музыканты в общении с концертными площадками. Из ответов он собрал эту статью:
Уважаемые площадки,
Букеры, агенты, промоутеры и работники площадок – вы все – «хранители сцены». А мы – скромные артисты, которые просят доступ на эту сцену.
Вы нужны нам. Нам нужны ваши залы, чтобы показывать свою музыку. Нужны ваши аудиосистемы, чтобы она звучала громко. Нужны ваши пиар-активы и онлайн-платформы для того, чтобы наращивать фан-базу, нужна ваша аудитория. Но вам также нужны мы. Вам нужен наш талант, чтобы заполнять пространство, нужна наша энергия, чтобы продавать напитки в баре, вам нужна наша уникальность и популярность, чтобы ваш бренд был на слуху, и без нашего звука ваши звукорежиссеры остались бы без работы!
Мы отлично знаем, что вы проделываете большое количество очень кропотливой работы за сценой, но мы хотим, чтобы вы понимали, что мы тоже очень много работаем. Мы также знаем, что существуют понимающие промоутеры и просто не очень хорошие люди, добросовестные и недобросовестные – как и в любой другой индустрии. Нам довольно сложно взбираться по так называемой карьерной лестнице в музыке, и очень неприятно встречать грубых и неорганизованных промоутеров. Мы, исполнители, зачастую чувствуем себя кусками мяса, которые просто стараются продать более выгодно.
Каждый, кто когда-либо играл вживую и гастролировал со своей музыкой, сталкивался с неуважением со стороны менеджеров и промоутеров. Так быть не должно. Вот наши скромные запросы:
1. ПРОГОВАРИВАЙТЕ ВОПРОС О ГОНОРАРАХ
Мы все играли шоу, перед которыми была неразбериха в договоренности об оплате и процентах со входа – что идет артисту, а что – площадке/промоутеру. У большинства площадок есть правила относительно оплаты, полагающейся артистам, но мы зависим от меняющейся информации о том, кто устраивает концерт и кто работает вечером, находясь на площадке, и в итоге зачастую не знаем, с кем и когда нам необходимо говорить об оплате на месте.
Независимо от того, существует ли эта информация где-то в недрах переписки трехмесячной давности, необходимо проговаривать все снова накануне шоу – это в интересах обеих сторон. Артистам очень часто неудобно говорить о деньгах, им кажется, будто это охлаждает отношения с площадкой. Делятся ли деньги со входа, есть ли гарантированный гонорар или же это благотворительное шоу, где артисты не получают денег – что бы это ни было, важно предельно четко проговаривать все на всех стадиях процесса подготовки концерта.
2. БУДЬТЕ ПРОЗРАЧНЫ, ГОВОРЯ О СВОЕЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ
Есть места, где лишь один звукорежиссер носится весь вечер между двумя сценами, и места, где сборы за первые 10 билетов на каждую группу уходят площадке. Эти площадки могут ставить по пять групп на каждую сцену ежедневно и зарабатывать на две тысячи баксов на группах и их поклонниках. Кому идут эти деньги? Парню, который без устали бегает между двумя сценами?
Сомневаемся. У нас нет проблем с тем, чтобы платить людям, которые помогают нашим концертам состояться и поддерживают порядок в зале, но нам нужно понимать, на что именно идут деньги. Пожалуйста, не обманывайте артистов – они должны получать то, что заслуживают.
3. СДЕЛАЙТЕ ТАК, ЧТОБЫ ГРУПП НЕ КАСАЛИСЬ ВЕЧЕРИНКИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕ КОНЦЕРТОВ
Конечно, содержание бара – это бизнес. И мы понимаем, что танцевальные вечеринки приносят больше денег с продажи напитков, чем концерты, где люди сидят или стоят около сцены. Если вам нужно сыграть в Золушку и в полночь превратиться из концертной площадки в ночной клуб, пожалуйста, научитесь управлять временем.
Либо не устраивайте два события в одну ночь, либо планируйте так, чтобы между концертом и вечеринкой было временное окно, и никто не беспокоился о группе, которой нужны дополнительные 15 минут, чтобы забрать свое оборудование со сцены. Музыканты чувствуют себя ужасно, когда после выступления перед людьми, заплатившими деньги за вход, им нужно впопыхах собираться, потому что их инструменты мешают диджею поставить сумку со своими техно-ремиксами.
4. ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГАЙТЕ НАМ С ПРОДВИЖЕНИЕМ
Неужели это так сложно – взять на себя часть работы по продвижению предстоящего концерта? Мы не будем рассказывать, как это делается, потому что у каждого есть свои методы, но почему бы просто не постараться? Очень часто случается так, что мы проводим месяцы в переписке, стараясь забронировать даты, организовываем разогрев, заботимся о разных деталях, а площадки даже не обновляют сайт и не делятся событием в соцсетях (которое создали мы). Если мы делаем постер и тратим деньги на то, чтобы его распечатать, по крайней мере, вы могли бы его повесить.
5. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ С ГРУППАМИ ТАК, КАК БУДТО ОНИ НА КОНВЕЙЕРЕ
Возможно, это «курировать» вечер – работа промоутера, возможно, никакого промоутера нет, и вечером заправляет человек, работающий на площадке. Как бы то ни было, мы все – люди, от хэдлайнеров до первой разогревающей группы, и нам всем не хочется чувствовать себя так, как будто мы находимся на ленте конвейера.
У нас у всех были столкновения с высокомерными, перегруженными работой координаторами, которые в каждой ситуации отвечали что-нибудь вроде: «ну, если ваша группа не может привести 50 человек, с какой стати вы меня вообще должны заботить?!». И наша и ваша задача – расширять аудиторию, так почему бы не обращаться друг с другом с уважением? Мы вместе можем наполнять окружающее пространство искусством, оживлять дни людей с помощью творчества и позитива, и еще и зарабатывать кое-какие деньги в процессе.
Пожалуйста, не думайте, что мы вас не ценим. Просто нам хочется не воевать, а сотрудничать с вами.
С уважением,
Артисты.