АРСЕНАЛ ВИРТУАЛЬНОГО ОРКЕСТРА

25.01.2017

АРСЕНАЛ ВИРТУАЛЬНОГО ОРКЕСТРА

Проблема, описываемая фразой «как музыканту выступать в одиночку на сцене и звучать при этом как полноценная группа» не нова — она будоражит умы с начала 70-х годов. Не вдаваясь в исторические аспекты этого вопроса, заметим, что прогресс рынка музыкальных инструментов к настоящему моменту необычайно расширил возможности исполнителя, выходящего на сцену в одиночку, только с гитарой или набором клавишных, а то и вовсе с одной клавиатурой. Возможности создания виртуальной группы или оркестра из набора музыкальных инструментов и обработок вполне многообразны — их реализация зависит только от ваших базовых музыкальных навыков на конкретном инструменте, собственных технических предпочтений и финансовых возможностей.

Сразу оговоримся, что тактика превращения сольного исполнителя в персону «человека-оркестра» совершенно неизбежна и в условиях домашней студии при записи демо-материала, причем реализация таких записей будет не очень отличаться от сценических выступлений в одиночку. Да, подобные записи могут делаться подорожечно, однако при записи отдельных партий в рабочей студии музыкант всё равно обязан выполнять те же операции, что и при сольной игре на сцене, только в режиме разделения времени.

Один из самых простых, но неочевидных способов превращения исполнителя-гитариста в виртуальный оркестр — использование обработок-луперов в сочетании с привычными гитарными эффектами и обработками. Идея, как и её воплощение, просты — сначала при помощи лупера (и, в идеале, различных эффектов) создается один или несколько ритмических рисунков, при наличии которых можно уже исполнять сольную инструментальную партию — и, само собой, вокальную. Техническая сторона этого решения может быть обеспечена даже такими простыми луперами, как Mooer Micro Looper или TC Electronic Ditto Looper, не говоря уж о таком серьёзном устройстве, как VOX Dynamic Looper VDL-1, оснащенном дополнительным микрофонным входом для создания лупов на основе вокального скэта или живой перкуссии. Однако надо учесть одну очень существенную деталь — использование лупера как основы вашего виртуального оркестра в значительной степени завязано на ваше чувство ритма и умение мыслить в рамках сразу нескольких ритмических рисунков. Без таких умений вы рискуете вместо четкого исполнения и контроля этих ритм-партий вы рискуете сварить звуковую кашу, не радующую ни вас, ни слушателей.

Гораздо более привычен образ сольного исполнителя, аккомпанирующего себе на одном или нескольких клавишных инструментах. В этом случае базовые требования к инструменту — весьма вероятно, что всего одному — являются такими, как их описывают эксперты: как миниум пятиоктавная динамическая клавиатура (61 клавиша), полноразмерные (как у фортепиано) клавиши и подходящий для конкретного пользователя набор звуков и ритмов. Последний пункт в реальности означает, что инструмент предназначен в первую очередь для сценической работы, причем безо всяких дополнений, и уж только потом — для студийных записей. То есть в приложении к клавишным инструментам для «человека-оркестра» (как и для домашнего использования) термин «самограйка» не является обидным. Функция автоаккомпанемента для подобного клавишного инструмента — это насущная необходимость, равно как и наличие многофункционального секвенсора. Необходима возможность коммутации инструмента с компьютерами и внешними устройствами для обмена информацией (загрузка-выгрузка готовых треков и ритмических паттернов) и весьма желателен встроенный микшер. По большому счёту, этими возможностями обладают синтезаторы из числа весьма популярных моделей линеек Casio CTK и Yamaha PSR. Эти бренды сейчас довели данные линейки до серьёзных полупрофессиональных моделей, из которых Casio WK-7600 является уже фактически простой рабочей станцией — клавиатура здесь шестиоктавная (76 клавиш) и, естественно, динамическая (но с возможностью отключения); полифония составляет 64 ноты плюс имеется 820 встроенных тембров плюс до 100 пользовательских. Также в арсенале инструмента 260 встроенных стилей автораккомпанемента (и до 100 пользовательских), до 215 предустановленных и пользовательских эффектов и 32-канальный внутренний микшер. Модель Yamaha PSR-E453 несколько проще: классическая для подобных инструментов пятиоктавная клавиатура, полифония 48 нот и 758 встроенных тембров плюс восемь тембров Sweet! и три тембра Cool!, обеспечивающие реалистичное звучание. Но в целом использование подобных клавишных сольным исполнителем понятно и очевидно, иногда даже без дополнительного инструментального усиления — не зря даже на этих моделях имеются встроенные акустические системы.

Два следующих варианта построения виртуального оркестра являются прямым переносом студийных технологий на сцену — здесь мы имеем дело с преобразованием, обработкой и микшированием исходных сигналов в режиме реального времени. Первый из них пришел в общеупотребительную практику из электронной музыки и знаком уже многим — это как раз «выступление с ноутбуком», о котором до сих пор отчего-то принято говорить неуважительно. На самом деле на сцене на основе ноутбука, или даже i-устройства или iPhone строится виртуальная студия, сопряжение с которой инструментов (конкретно — гитары и / или бас-гитары) и, возможно, даже микрофонов, осуществляется при помощи внешних звуковых карт, чаще именуемых аудиоинтерфейсами. Ноутбук или i-устройства выполняют в данном случае роль цифрового микшерного пульта с возможностью воспроизведения предварительно записанных и загруженных в его память партий клавишных, ритм-секции, бэк-вокала и любых других. Вопрос подобного сопряжения микрофонов — это дело каждого отдельного исполнителя, вполне возможно строить и отдельную чисто аналоговую линию усиления для голосового тракта. Но если вы хотите добиться ультимативного контроля над всеми исполняемыми вами партиями, то микрофон также должен сопрягаться по цифровой цепи. Тем более что в таком случае параллельно с исполнением материала вы можете полностью записывать его для целей, как говорится, разбора полётов. Выбор аудиоинтерфейса — универсального или чисто инструментального — зависит только от ваших возможностей и предпочтений, в том числе в смысле построения отдельного голосового тракта. В любом случае абсолютно рекомендуемыми являются подобные устройства с USB-коммутацией таких брендов, как Focusrite, Lexicon и Line6, а также миниатюрный гитарный аудиоинтерфейс Fender Slide. Аудиоинтерфейсы Focusrite, хотя и являются универсальными, ориентированы в первую очередь на работу с вокалом — недаром схемотехнически они построены вокруг бескопромиссных микрофонных усилителей, разработанных брендом еще в эру доминирования аналоговых устройств около 30 лет тому назад. Такой ультимативный подход диктует и повышенную функциональность разработок — к примеру, частота дискретизации цифрового сигнала у моделей линейки Focusrite Scarlett является назначаемой пользователем из набора 44.1, 48, 88.2 и 96 кГц при разрядности 24 бита. Карты Lexicon также ориентированы на работу с вокалом при большей схемотехнической простоте и менее высоких характеристиках (24 бита / 48 КГц). Зато карты Line6 предназначены именно для гитаристов — они впитали в себя весь опыт бренда по созданию гитарных обработок.

Плюс к вышеописанным аудиоинтерфейсам нужно порекомендовать обладающие широкими возможностями устройства AKAI Pro EIE Pro и AKAI Pro EIE (EIE — это «Electromusic Interface Expander»), идеологически отличающиеся только разрядностью цифрового сигнала — 24 и 16 бит соответственно. Сердце этих аудиоинтерфейсов — 4 универсальных предусилителя с входными разъемами XLR / TRS 1/4", допускающими подключение микрофонов любых типов (имеется отключаемое фантомное питание +48 В), гитар / бас-гитар или внешних источников сигнала — выбор типа источника осуществляется посредством переключателя. Богатая коммутация на разъемах TRS 1/4" и USB, плюс возможность сопряжения по протоколу MIDI делает эти устройства мощным средством обработки и коммутации сигналов, в том числе и в сценической обстановке. Учитывая, что все подобные карты имеют встроенное ПО с чрезвычайно богатыми возможностями, плюс аналогичное ПО инструментальных карт располагает большим числом встроенных виртуальных усилителей, никаких сомнений о качестве звучания сольного исполнителя «с ноутбуком» быть не должно.

Более консервативная модель построения коммутации на сцене для человека-оркестра заключается в использовании компактного микшерного пульта. Этот вариант безусловно подойдёт музыкантам старшего поколения, мыслящим в формате аналоговой обработки сигналов и, соответственно, аналоговых органов управления всем музыкальным процессом. В данном случае для сценической работы используются компактные пульты, с успехом применяющиеся в домашних или проект-студиях с числом каналов от 4 до 8. Идеология построения виртуального оркестра здесь совершенно очевидна — к отдельным входам пульта подключаются микрофоны, гитары и клавишные инструменты с секвенсорами (см. выше) и, возможно, барабанные модули. Понятно, что в таком случае микшерный пульт лучше размещать не в глубине сцены, а прямо под рукой исполнителя. Несомненно рекомендуемые бренды пультов для такого использования — Behringer, Alto и Yamaha. Данная модель может быть реализована и при помощи цифровой портостудии, к примеру BOSS BR-800.

Естественным образом завершает арсенал виртуального оркестра сольного исполнителя мониторная система (возможно, внутриушная) и система звукоусиления и, само собой, набор акустических систем. В ряде случаев для согласования сигналов необходимо применение цифроаналоговых преобразователей и директ-боксов (DI-боксов). Однако всегда необходимо помнить, что в построении виртуального оркестра нужно идти не от техники, а от умений, вкусов и требований того музыканта, который находится на сцене с совершенно конкретным набором инструментов, обработок и коммутации.

Поделиться: