DI-БОКС: ИСКУССТВО СОГЛАСОВАНИЯ СИГНАЛОВ

DI-БОКС: ИСКУССТВО СОГЛАСОВАНИЯ СИГНАЛОВ

С того самого момента, когда музыкальные инструменты и на сцене, и в студии оказались электрифицированы, а микширование звуковых сигналов в обоих случаях начало проводиться на многоканальных пультах, вопрос о согласовании и преобразовании балансных и небалансных сигналов с различными сопротивлениями, как говорится, завис в воздухе. Плюс многим музыкантам и саунд-продюсерам хотелось решить вопрос о записи инструментов, в частности электрогитар, напрямую в микшерный пульт, минуя усилители. Эти проблемы и привели музыкальную индустрию ещё в 60-е и 70-е годы к созданию не самых заметных, но очень важных устройств — директ-боксов, или DI-боксов.

Про работу именно с микшерными пультами прямо сообщает аббревиатура DI — это и есть «прямой вход» (Direct Input). С инженерной точки зрения DI-бокс предназначен для приёма небалансного (несимметричного) сигнала с высоким сопротивлением (к примеру, с выхода электрогитары или электронного клавишного инструмента) преобразования его в балансный сигнал с низким сопротивлением. Подобное преобразование сигнала позволяет подключать инструменты напрямую к микрофонным входам микшерного пульта, избегая традиционной озвучки с воздушным зазором. Помимо этих функций DI-бокс обеспечивает гальваническую развязку аудиосигнала от электрической сети, что предотвращает удар током музыканта при коротком замыкании или смене фазы, плюс ликвидирует сетевой фон (50 Гц), так называемую «земляную петлю», возникающую из-за неэкранированной электропроводки. DI-боксы классифицируются как пассивные, обеспечивающие только согласование сигнала, и активные, выполняющие также функцию предусилителя. Пассивный DI-бокс, естественно, не может работать со слабым входным сигналом. А питание активного DI-бокса осуществляется традиционным способом либо от фантомного питания микшерного пульта.

В каталогах известных брендов, таких как DBX, представлены и пассивные, и активные модели DI-боксов. Так, DBX dB-10 является классическим пассивным устройством, оснащенным экранированным трансформатором DBX mu-metal собственной разработки. Данный DI-бокс имеет сквозной канал («Thru»), трёхпозиционный переключатель уровня входного сигнала (0 / 20 / 40 дБ), встроенный двухпозиционный обрезной ВЧ-фильтр, и переключатели полярности звукового сигнала и заземления. Активный DI-бокс DBX dB-12 в свою очередь имеет дополнительное межкорпусное экранирование и индикацию фантомного питания. С уровнем шума менее –105 дБ и прочной механической конструкцией оба этих устройства незаменимы и на сцене, и в студии.

Бренд BSS Audio предлагает активный DI-бокс AR-133, являющийся развитием классического устройства AR-116, признанного референсным в своём классе. Его важной особенностью является возможность работы как от фантомного питания микшерного пульта +20… +48 В, так и от батареи 9 В — то есть в случае сбоя в фантомном питании или его отключения переключение на батарею происходит автоматически. Считается, что AR-133 особенно хорош при работе с акустическими гитарами и бас-гитарами, однако на деле он воистину универсален. Входы — TRS 1/4" и небалансный XLR, выход — балансный XLR. Имеются переключатели уровня входного сигнала (0 / 20 / 40 дБ) и заземления. Прочный литой алюминиевый корпус аркообразной конструкции лишний раз подчеркивает, что выбор DI-бокса для профессионала — это AR-133.

Толковый выбор бюджетных DI-боксов предлагает бренд Behringer — младшей моделью является пассивное устройство Ultra-DI DI400P, предназначенное в основном для концертной работы. Сердце данного DI-бокса — трансформатор собственной разработки Behringer OT-2, надежно экранированный от внешних помех внешним металлическим корпусом. Входы — два TRS 1/4", выход — балансный XLR. Единственный орган управления — переключатель заземления «Ground / Lift». Пассивный DI-бокс Ultra-DI DI600P, также ориентированный на сценическую работу с гитарами и клавишными инструментами, имеет чуть более сложную схему — в неё включен переключатель уровня входного сигнала (0 / 30 дБ) и выключаемый фильтр (3 дБ) гитарного фона, центральная частота которого составляет 7 500 Гц.

А модель Ultra-DI DI20 — это не просто активный DI-бокс, это единственная модель, которая может конвертировать сигналы с двух раздельных небалансных 1/4" TRS входов на два балансных выхода XLR (то есть работать в режиме двойного монофонического преобразования) либо работать как делитель (сплиттер) сигнала. Эти режимы реализуются путём перенаправления сигнала между входными и выходными разъёмами. Либо входной небалансный сигнал просто преобразуется в балансный и подаётся на выходы, либо, в режиме делителя входной сигнал без изменений подаётся на второй вход (работающий здесь как выход) и дублируется как балансный на оба выхода. Это позволяет подключать к данному DI-боксу прочие устройства, работающие с небалансным сигналом. Модель имеет переключатели режимов работы, питания (батарея / фантомное питание), уровня входного сигнала (20 / 40 дБ) и установки режимов заземления «Ground / Lift». Все три модели можно подключать напрямую к усилителям мощности, связанным с акустическими системами мощностью до 3 000 Вт. Эти DI-боксы — действительно обязательное оружие профессионального музыканта.

Предыдущая Следующая