Сотрудничество

    В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ВЕЛИКИЕ КОМБИНАЦИИ ГОЛОВ И КАБИНЕТОВ

    Опубликовано 20.03.2017

    В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ВЕЛИКИЕ КОМБИНАЦИИ ГОЛОВ И КАБИНЕТОВ

    Каждый из нас неоднократно читал, да и слышал лично, что всякий великий (а быть может — и не очень) гитарист имеет своё собственное, индивидуальное звучание инструмента. Если в случае с акустической гитарой всё ясно, и звук музыканта воистину оказывается в его руках, то с электрогитарой дела обстоят сложнее. Залог именно что индивидуального звучания электрогитары — это не только умения музыканта и его звукоизвлечение, но и собственно инструмент и весь звукоусилительный тракт, то есть все приборы для обработки звука, усилители (неважно — комбоусилители или «головы»), кабинеты (то есть акустические системы гитарного усиления) и, быть может, сценические микшеры. Наверное, разговор о выстраивании личного звука гитариста стоит начать именно с проблемы выбора усилителя для гитары и комбинации головы и кабинета в пределах этого несложного комплекса.

    Казалось бы, нелогично: обработки стоят в цепи впереди усилителя, и поэтому вперёд надо бы рассматривать их. Но насколько ни был бы хорош ваш комплект обработок, его качества могут быть сведены на нет усилителем и акустической системой. К тому же не надо забывать, что исполнение в отдельных стилях (к примеру, в кантри-энд-вестерне или smooth-джазе) зачастую вообще не подразумевает использования каких-либо гитарных обработок. Если вам нужен более очевидный пример, то можно вспомнить, что знаменитая группа AC/DC не использует, как это ни удивительно, никаких гитарных эффектов, довольствуясь и в студии и на сцене звуком перегруженных усилителей. Так что следует начать с теоретических положений, ныне изрядно забытых рядовым музыкантом по причине уходя компонентной аппаратуры из широкого бытового использования. Ведь объединение усилителя (головы) и кабинета в единый стек (stack) с физической точки зрения ничем не отличается от подключения акустических систем к бытовому моно- или стереоусилителю.

    Часто задаваемый молодыми музыкантами вопрос гласит: «могу ли я полностью раскачать такой-то кабинет таким-то усилителем?» На самом деле в нём упущено понятие запаса мощности — кабинет обязан иметь номинальную мощность выше, чем у усилителя. То есть 100-ваттный усилитель никогда не «раскачает полностью» кабинет большей мощности, хотя бы 120 Вт. Но это совершенно некритично, работать со 120-ваттным кабинетом можно и 20-ваттным усилителем: выходной сигнал будет тише, зато запас мощности — гораздо больше, что обеспечит меньшее искажение звучания. Точнее — звучание вообще без искажений в рамках технических характеристик обоих составных частей вашего стека. При этом мощность кабинета рассчитывается элементарно — сложением мощностей установленных в нём динамиков. Но при оценке звучания динамика нельзя полагаться исключительно на его мощность — значительно большее значение имеют амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и, следовательно, характер звучания, рассчитанный его изготовителем. То есть понятно, что не следует подключать кабинет меньшей мощности к усилителю большей мощности: результатом будет мечта юных фантазёров под названием «порвать кабинет». Вы попросту сожжёте динамики кабинета, и всё.

    Также необходимо согласование сопротивления усилителя и кабинета: их значения должны совпадать, либо сопротивление кабинета должно быть больше сопротивления головы. Однако во втором случае наблюдается потеря мощности —  при разнице сопротивлений в два раза (голова — 8 Ом, а кабинет — 16 Ом) такая потеря составляет около 30%. При подключении ламповых усилителей Marshall к кабинетам необходимо помнить, что на задней стенке ряда моделей этого бренда имеются выходы с подписанным сопротивлением нагрузки для каждого из них. Безопасные комбинации подключения таковы: на выходе 16 Ом — один кабинет с сопротивлением 16 Ом, 8 Ом — 1×8 Ом или 2×16 Ом и 4 Ом — 1×4 Ом или 2×8 Ом. Иных безопасных конфигураций не существует, и попытки других подключений могут иметь результатом перегрузку секции усиления мощности или даже повреждение ламп усилителя, а также и его выходного трансформатора.

    А теперь, после подобных сухих технических выкладок, нужно сказать и о том, ради чего городится весь этот огород — то есть согласование усилителей и кабинетов разных брендов. Повторимся, что звучание электрогитары — хоть в студии, хоть на сцене — формируется не только самим инструментом и обработками, но и усилителем и кабинетом; точнее — моделями установленных в нём динамиков и его конструктивной и акустической геометрией. Так вот, идеальное звучание электрогитары должно определяться только вашими личными представлениями о нём, а не тем аппаратным комплексом, который будет описан именитыми экспертами (хотя к их советам тоже следует прислушиваться, но не бездумно). Вам, лично вам играть с этим усилителем и кабинетом. И тут уж какие-то общие рекомендации не работают — причем надо уметь добиваться своего идеального (или близкого к идеальному) звуку и в условиях известной финансовой ограниченности, которая у всех разная. Соответственно, при выборе связки усилитель-кабинет нужно пробовать их звучание с собственной основной рабочей гитарой и, по возможности, набором опять же рабочих обработок. Ни в коем случае нельзя бояться даже самых диких, на первый взгляд, комбинаций усилителей и кабинетов, в том числе установленных в параллельных каналах (после сплиттера) не только усилителей с кабинетами, но и отдельных комбоусилителей. Вполне возможно, что вам нужно иметь для исполнения своей музыки не один звук, и такое построение гитарной системы усиления — дело естественное.

    Обратимся к авторитетам — именно таково затейливое построение сценического тракта усиления у великого Карлоса Сантаны (Carlos Santana). Основой знаменитого «поющего» звука гитары Карлоса является комбинация усилителей Mesa Boogie почтенного возраста — а именно головы Mark I и комбоусилителя Mark I Snake King, а также заказного усилителя Bludotone Custom; эта комбинация разведена на три канала. Используемые кабинеты для голов Mark I — PRS 4×12 и Tone Tubby 1×12. Такое построение тракта усиления не только позволяет получить Карлосу известный всем звук гитары, но и свести число обработок к минимуму: фактически, здесь в роли обработок выступают комбинации усилителя и кабинета или отдельный комбоусилитель.

    Более просто построена гитарная система усиления у виртуоза Стива Вая (Steve Vai) — два усилителя Carvin Legacy VL100 через оконечный усилитель Carvin TS100 подают сигнал на два кабинета Carvin С412T Legacy 4×12, однако в сценическом сете есть и комбоусилитель Fender Dual Pro, без которого жалящий звук гитары Стива был бы неполным.

    Говоря о комбинациях усилителей и кабинетов, совершенно невозможно пройти мимо сценических трактов усиления, созданных лидером Led Zeppelin Джимми Пейджем (Jimmy Page). На протяжении его карьеры как студийного музыканта (1963–1966), и в работе с группами на сцене, ему приходилось использовать массу оборудования, от фактического британского стандарта 60-х, усилителя Vox AC-30 до кабинетов ENGL, применявшихся на концерте-реюнионе Led Zeppelin в 2007 году. Понятно, что в 60-е и 70-е Джими зачастую играл на том, что было под рукой — ведь даже во время могучих стадионных турне по США в 70-е промоутеры зачастую снабжали Led Zeppelin несколько странными комплектами сценического оборудования. Поэтому стоит внимательнее рассмотреть набор усилителей и кабинетов как раз на лондонском реюнионе-2007: любимые усилители Джими Orange, по мнению многих и сформировавшие уникальный звук Led Zeppelin были представлены моделями AD-30HTC и AD-50, также в сете имелись усилители Marshall 1959 SLP с установленными лампами KT-88, повышавшими выходную мощность с номинальных 100 Вт до 200 Вт и Petersburg P-100 / JP-100. Кабинеты — два заказных Fender Tonemaster 4×12 (для Marshall и Petersburg) и два ENGL 4×12 (для Orange). Каким бы странным не выглядело подобное сочетание, именно оно и в новом веке обеспечило Маэстро синтез «света и тьмы» в его гитарном звуке. Эксперименты подобных величин — это не только стремление получить собственный гитарный звук, но и стимул для десятков тысяч музыкантов по всему миру сделать то же самое. Комбинируйте смелее!

    Продолжаете искать свой звук? Тогда вас точно заинтересует статья из нашей рубрики «В поисках идеального звука»:

    Поделиться:

    Подпишись! Новости, акции, скидки.