Активное участие в нескольких группах – практически подвиг для каждого музыканта. С одной стороны, это открывает новые возможности и постоянно держит в творческом напряжении, с другой – требует изобретательности и грамотного распределения времени. Есть группы, которые держатся на принципе «все или ничего», другие же пребывают в более расслабленном режиме и не обращают особого внимания, если вы пропускаете репетиции две недели подряд.
Речь в статье пойдет о том, как расставлять приоритеты, использовать свое время с умом и взвешивать все «за» и «против». Среди очевидных «за» - у вас есть возможность выражать себя с помощью разных инструментов и стилей, расширять свой музыкальный потенциал и, в отдельных случаях, больше зарабатывать. С другой стороны, в жуткой гонке можно попросту потерять сон, начать путаться в собственном расписании и периодически получать недовольные замечания от участников каждой группы. Если вы уверены, что вам под силу сразу несколько групп, следующие четыре совета – для вас.
1.СДЕЛАЙТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЕЖЕДНЕВНИК
В нем, в общем-то, нуждается любой музыкант. Но для тех, у кого в один день может быть две репетиции с разными группами, он просто необходим. Вам более чем всем остальным нужен очень хорошо построенный график. Если это возможно, закрепите отдельные дни недели для каждой группы, не только относительно репетиций, но и того, когда именно вы думаете о конкретной группе, сочиняете для нее что-то дома и т.д. Конечно, вероятность того, что одной из групп спонтанно предложат концерт, очень велика, но график поможет избежать полного хаоса.
2.БУДЬТЕ ПРОЗРАЧНЫ
Будьте абсолютно открыты к участникам каждой группы, пусть они знают все о ваших других занятиях, пусть им будет известно ваше расписание, количество других репетиций и все остальное. Не позволяйте себе тормозить одну команду просто потому, что вы хотите делать всё и сразу. Если вы понимаете, что тонете в круговороте дел и репетиций, не молчите, давайте об этом знать – вам помогут разрешить эту проблему. Подумайте, что если одной группе предложат тур, а другая решит в это же время записываться? Сможете записываться в пути? Скорее всего, нет. И не нужно ждать, пока вам позвонят со студии, чтобы обнаружить, что вы за три тысячи километров. Давайте настолько много информации о себе, своих действиях и долгосрочных планах, насколько это возможно.
3.ЗАРАНЕЕ ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОДНА ИЗ ГРУПП НАЧНЕТ НАБИРАТЬ ОБОРОТЫ
В одной конкретной группе вы можете быть единственным из всех участников, кто играет где-то еще. Возможно, они хотят больше репетировать и выступать, а вы не можете по причине занятости в других командах. Это может не очень хорошо восприниматься на личном уровне, и вы рискуете своим местом в группе. Заранее, на протяжении долгого времени, расставляйте приоритеты, кто и по каким причинам для вас важнее. Неустанно задавайте себе вопрос, что вы будете делать, если от вас потребуется полная отдача одной группе.
4.НЕ БЕРИТЕ НА СЕБЯ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПОД СИЛУ
Общая проблема с участием в нескольких коллективах – обыкновенное переутомление. Внезапно вы обнаруживаете, что играть музыку стало совсем не весело, вы сильно истощены, путаетесь в партиях и расписании. Вам очень хочется полностью посвятить себя всем проектам, но горькая правда состоит в том, что в сутках всего 24 часа, а в неделе семь дней. Если вас это мучает, вы приносите не те педали или железо на репетиции, пора передохнуть и расставить приоритеты. Будьте честны с собой, возьмите блокнот и запишите собственные успехи относительно каждой группы (и общие успехи самих групп). Поделите все на критерии – музыка, общение, цели и планы и т.д. Как бы трудно это ни было, но придется «хирургическим» путем избавиться от всего лишнего.
Мы спросили нескольких знакомых музыкантов, как они справляются с занятостью в нескольких проектах.
Женя Горбунов (GLINTSHAKE, INTERCHAIN)
«Было время, когда я играл в трех группах, и это, конечно, был разрыв полный: две репетиции в день и так далее. Сейчас намного проще — как минимум потому, что с Interchain мы репетируем непосредственно перед лайвом или когда нужно записать что-то живьем. Кстати, это отличная практика, которая сильно экономит время — писаться живьем что с одной, что с другой группой. Репетировать все равно нужно, ну и заодно взял и записал, так что на студийную работу с Glintshake у нас уходит два дня на альбом и день на EP, к тому же раньше я все сводил сам, а теперь сдал полномочия Сереже Лугинину, нашему звукогению, который скромно называет себя инженером. В общем, я всегда нахожу способы сэкономить время, поэтому я нигде не работаю, например! Вопрос о приоритетах почти не возникает, потому что оба проекта для меня очень важны, ну и накладки жесткие получаются крайне редко, например, когда с обоими проектами забивается одна дата, это чаще всего значит, что вечером я могу сыграть с Glintshake, а ночью — с Interchain, главное, чтобы все происходило в одном городе. Одного скрывать не буду — свободного времени у меня почти нет, но это ерунда, это даже хорошо, держит в тонусе и все такое!»
Антон Образина (JARS, ГРУНТ, KHMURY, ОТДЕЛ САМОИСКОРЕНЕНИЯ)
«Основная проблема с участием в нескольких группах - не во времени, как может показаться вначале, а в том, чтобы держать все планы и идеи по каждой группе в голове. Решить ее можно по-всякому: наверное, кто-то ведет списки дел, записывает идеи в какой-нибудь блокнот - все как у взрослых ребят. Я же действую проще - группа, где я занимаюсь буквально всем - от сочинения песен до букинга - у меня только одна. Во всех остальных коллективах я стараюсь держаться на вторых ролях, чтобы, во-первых, не превращать их в музыкальные филиалы своей основной группы (от собственной манеры игры и сочинения ведь никуда не денешься), во-вторых - чтобы, как я уже сказал, не переполнять голову и сохранять силы. Что касается времени, то эта проблема решается довольно просто - если оказывается, что я совсем не успеваю играть в том или ином коллективе, приходится брать паузу. Хотя, мне кажется, проблема со временем по большей части надумана - даже относительно активное участие, скажем, в трех группах редко отнимает больше 18 часов в неделю. Все остальное - в голове».
Тимофей Разинков (ПАНК-ФРАКЦИЯ КРАСНЫХ БРИГАД, ДИРЕКЦИЯ ТЯГУ, САЛО)
«Вопрос довольно субъективен, и зависит от очень многих штук. Тезис о том, что "лучше сконцентрироваться на одной команде и не размениваться по мелочам, ибо если у тебя больше двух групп, то, не успевая, ты будешь лажать, и все станет очень плохо, для всех" - это чушь, я считаю. Я участвую в разных проектах, однако не помню, когда я в последний раз репетировал. Зато концерт был совсем недавно, пару дней назад. Тяжбы "шустрого парня на подхвате у всяких" проявляются тогда, когда ты отпрашиваешься с работы или с уроков, а еще круче, когда и с работы, и с уроков. В спешке ты едешь на студию с огромной сумкой-тележкой, рюкзаками и клетчатыми сумками, пишешь какой-нибудь гиперборейский краут-кор-харш-шугейз, потом едешь грузить белорусские серванты и шифоньеры, либо колешь лед пару часов. Дальше срываешься на репетицию, и пулей мчишься в какой-нибудь "Дождь-мажор" (клуб на востоке Москвы), потому что уже твоя очередь играть. При этом нужно достойно оттрубить резвый хейткор с модульными синтезаторами (именно модули ты таскал в клетчатой сумке весь день). А нужно еще и покутить остаться, пошутить прибауточек и хоть на чуть-чуть отдаться веселой концертной кутерьме, а после всего этого круто бы оказаться дома и, наконец, поспать, потому что родные стены тебя не видели уже несколько дней.
Но! Такие деньки, когда все превращается в бурю, возникают с какой-то умеренной частотой, и устать от них не удается. Я считаю, что если уж заниматься чем-то, то отдавать этому делу всего себя. Если душа широкая, то душа просачивается в разные формации и задумывает новые, но можно так же прекрасно себя чувствовать и с одной командой, посвятив ей, например, без малого десять лет».