КАК НАПИСАТЬ ХИТ: ПЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЮКОВ
Когда вы сидите со своим инструментом и собираетесь писать новую песню, порой довольно сложно понять, с чего нужно начинать. Если вы часто смотрите интервью с разными известными музыкантами, то наверняка замечали, что многие из них не могут дать четкий ответ на вопрос о том, как они написали ту или иную песню. Они точно так же сидели со своим инструментом, играли и «игрались», и вдруг песня начала вырисовываться.
Разумеется, сочинение песен – это искусство, но это вовсе не значит, что в этом процессе нет места науке и вычислениям. Безусловно, вам нужны талант и умения, однако множество людей по всему свету ежедневно пытается вычислить «код хита», найти ответ, почему одни песни становятся успешными, а другие – нет. Вот несколько психологических трюков, которые, вполне возможно, продвинут вас немного дальше в изучении этой науки.
1. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРАВДА
Быть любимым абсолютно всеми невозможно, однако можно быть понятным большинству. Вспомните “Give Peace a Chance” Джона Леннона – простая песня, написанная простым языком и понятная подавляющему большинству людей, живущих на планете. Другой пример - “Single Ladies (Put a Ring on It)” Бейонсе, ставшая хитом отчасти потому что люди отлично понимают, о чем поется в песне. Таких приемов миллион. В конце концов, все мы – люди, и у большинства из нас примерно одинаковые заботы. Если вы можете говорить о больших темах, которые трогают людей, то это уже большой шаг к успеху.
2. ХОРОШИЙ ХУК
Хук может быть совсем коротким – это фраза или несколько нот, которые не выходят у вас из головы после прослушивания песни. Вы можете не знать слов песни “Runaway” Дель Шэннона, но обязательно будете подпевать “And I wonder – I WO-WO-WO-WO-Wonder”, или “She loves you yeah yeah yeah” Beatles. Вокруг короткой гитарной мелодии может выстроиться целая песня. Всегда обязательно записывайте на диктофон даже самые, на первый взгляд, неподходящие для вашей музыки мелодии – они могут пригодиться в будущем.
Здесь мы писали о том, как придумать запоминающийся гитарный хук.
3. ПЕРЕПИСЫВАЙТЕ
Редко что получается с первого раза. Вам наверняка известно, что до “Yesterday” Пол Маккартни пел слова “Scrambled Eggs” (яичница-болтунья). Конечно, он не собирался оставлять эти слова, яичница просто подходила по ритму и мелодии – дело в том, что иногда пустые пробелы в песне можно заполнять ничего не значащими словами, и двигаться дальше. Важно не ожидать от себя, что все получится на третий или пятый раз. Двигайтесь вперед и ищите. Переслушивайте домашние демо, думайте о том, какие решения помогут песне: первое решение – не всегда лучшее. Даже если вам не нравится все, что придумываете после него, это не значит, что нужно выбирать меньшее из зол – нужно просто искать дальше. Если песня не идет ни в какую, лучше не тормозить и приниматься за другую, с перспективой возвращения к предыдущей в будущем.
4. БРОСКОЕ НАЗВАНИЕ
Нравится ли вам самим названия ваших песен? Если вам сложно оценивать объективно, устройте опрос среди друзей. Песню должна легко находиться в соцсетях и на YouTube. Лучше всего работают короткие названия, которые четко звучат в припевах песни. Конечно, мы очень сильно обобщаем – примеров песен, в тексте которых название не звучит вообще ни разу очень и очень много (десятки таких в Led Zeppelin, например), но если на данный момент вам нужна упрощенная формула, «скелет» хита, то лучше всего стараться следовать простым правилам. В конце концов, ограничения очень хорошо закаляют – когда учишься работать внутри жестких правил, потом гораздо интереснее их нарушать.
5. «НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Есть хиты, крепко привязанные ко времени и месту – такие песни реагируют на то, что происходит здесь и сейчас, в политике и обществе. И, конечно же, очень здорово, что существуют такие песни, они действительно нужны. Но если ваши амбиции простираются за пределы времени, то, даже реагируя на события, которые происходят рядом, старайтесь делать песни такими, чтобы они были понятны и через 20 лет. Написав строчку, найдя какое-то звучание, попробуйте представить, что вы услышали это на десять лет раньше или на двадцать лет позже – конечно, это сложно, но возможно. Поняли бы вы, о чем идет речь, к кому обращается песня? Будут ли люди знать сленг, который вы использовали? Имена, которые звучат в тексте? Проблемы, о которых вы говорите? В первом абзаце мы говорили о том, что хит должен быть понятен большинству здесь и сейчас, здесь же мы имеем виду то, что он потенциально должен быть понятен людям «там и потом».
С одной стороны, может казаться, будто перечисленные выше пункты сильно упрощают задачу, нивелируют сам процесс сочинения. И, действительно, если слепо им следовать, ваши песни будут плоскими и неинтересными. Но если вы возьмете свой сложный и неудобоваримый материал и попробуете пропустить его через эти фильтры, вполне возможно, получится что-то интересное.