Fender Custom Shop Proto Series
Когда мы смотрим на красивые гитары, будь то в магазине или на каком-нибудь концерте, то редко задумываемся о тех процессах, что происходили, когда эти гитары только создавались. Большинству из нас неведомы те муки и сомнения, пробы и раздумья, поиски и эксперименты, через которые проходили авторы тех или иных моделей, прежде чем у них рождалось "то самое".
Один из наиболее популярных вопросов в интервью музыкантов - это "как вы сочиняете свои песни?". Обычно все отвечают по-разному. В гитарах тоже самое - нет единого метода как "накреативить новинок". Однако, если речь идет о Fender, то помимо всех остальных способов в арсенале этого бренда есть один, который я называю "конструктор".
Представьте себе десятки (а то и сотни) разных корпусов, грифов, бриджей, пикгардов и прочих комплектующих. Число комбинаций, в которых их можно сочетать - практически бесконечно. И вот сидит какой-нибудь "хороший человек с отверткой" и прикручивает с утра до вечера все это друг к другу в попытках найти новую нужную людям комбинацию.
Я, конечно, утрирую, и частенько все эти процессы происходят "без отверток", просто на экране компьютера. Однако, способ такой существует и часто из него рождаются вполне реальные хорошо звучащие инструменты. Не все они, эти опытные образцы, потом идут в серийное производство. Поскольку после того как вы создадите нечто, кажущееся вам правильным и хорошим, нужно еще чтобы маркетологи и разного рода начальство одобрили ваше творение, дав ему путевку в жизнь. А это происходит отнюдь не со всеми детищами гитарных дизайнеров.
Обычно эти инструменты, созданные в качестве образцов "будущих возможных серийных моделей", называют прототипами. И для разного рода исследователей, журналистов, коллекционеров и просто любопытных музыкантов они представляют весьма серьезный интерес.
Иногда, некоторые прототипы привлекают настолько много внимания, что их даже издают много лет спустя в виде отдельных моделей. Показательной в этом плане может служить история прототипа первого телекастера. Эту экспериментальную гитару, на которой в свое тестировались конструкционные решения, спустя более 50 лет, переиздали ограниченным тиражом в Fender Custom Shop. А бывает, что давно забытые, в свое время "не пошедшие в работу", прототипы "извлекают из далеких чуланов" и все-таки "отправляют в мир" в виде новых полноценный серий, а не “ограниченный тираж”.
Fender Custom Shop Proto - это как раз гитары, в которых производитель пытается показать нам инструменты, которые выглядят и конструкционно очень близки к такого рода прототипам. Все элементы конструкции входящих в серию двух гитар и одного баса очень хорошо знакомы музыкантам, и мы неоднократно видели их на других моделях. Но при этом сама комбинация ранее не встречалась ни на одной другой гитаре.
Каждая из трех моделей серии выполнена в трех цветах (самых стандартных, их можно назвать аскетичными, что подчеркивает "прототипную" суть инструмента) - черный, белый и санберст. У гитар в каждом цвете есть еще и варианты с палисандровой, либо кленовой рабочей поверхностью грифа. Басы идут только "с кленом". Таким образом, всего у нас 15 инструментов. Давайте начнем со старта.
Тон всему задает большая голова. Она выглядит немного непривычно. Потому что в прошлом исторические модели Fender если и имели большую голову, то они либо были с “пулей”, либо с регулировкой анкера на пятке грифа. А здесь анкер “рулится” на голове, при этом “пули” нет. Такие головы были в 21 веке на моделях Custom Shop Strat Pro и Highway 1 Strat. Вообще, Proto Strat очень похожи на Strat Pro. Даже названием. Не говоря о бридже. Поэтому не исключено, что Proto и были в свое время прототипом Pro.
К особенностям грифа именно Proto можно отнести клен типа “птичий глаз” и графитовый порожек. Стоят локовые колки, и, что достаточно необычно, - это Sperzel, а не традиционный Schaller. Помимо “кастомшоповской” модели Jeff Beck я не могу сходу вспомнить где еще Fender ставят Sperzel вместо Schaller. Во всем остальном грифы Proto вполне стандартны - 22 лада, профиль С.
Корпус и располагающийся на нем “конструктив” также без особых сюрпризов. Легковесный ясень, три сингла (Fat 60 в бридже плюс пара Texas Special), бридж American Deluxe. Одно из весьма заметных отступлений от классических канонов - это всего две ручки регулировки на Proto Strat. Выглядит это не “по-фендеровски”, однако, назвать такой шаг революцией язык явно не поворачивается.
В целом эти гитары похожи на инструменты из категории “рабочая лошадка профессионала”. Неброские (их запросто можно принять за “мексиканцев”), но при этом качественные и со всем полагающимся набором возможностей. На фоне серии Custom Shop Deluxe с их роскошными кленовыми топами и редкими цветами, модели Proto Strat, представляющие ту же концепцию “модерновой” (насколько это возможно у Fender) гитары, выглядят весьма просто, хотя при этом ничем не уступают в звуке и других параметрах.
Если Strat серии Proto можно было отнести к современным, то с классификацией телекастера все сложнее, и он скорее ближе к “олдскулу”. Из современных вещей на нем только 22 лада на грифе и регулировка анкера на голове. А все остальное - это вполне реальная классика. Особенно колки - более винтажных вряд ли можно будет найти. И это вам не локовой Sperzel на страте той же серии. Бридж на теле также совсем иной концепции - это винтажный бридж с тремя седлами. Но при этом это не совсем классический фендеровский бридж прямоугольной формы. Это контуры с подковообразными элементами. Выглядит, как будто Fender просто взяли крышку бриджа (ashtray) и влепили на нее седла.
Практически во всем остальном ничего удивительного в этих теле не наблюдается. Также как и в стратах используется легкий ясень для корпуса и клен “птичий глаз” для грифа. Разве что звукосниматели Josephina Red Hot вызывают некоторые вопросы. Fender пока не информируют что это такое. Однако, если хорошо порыться на сайте Fender, то все встанет на свои места. Начнем с того, что когда-то на Fender работала женщина Abigail Ybarra. Она делала звукосниматели - самые лучшие на Fender и разумеется невероятно легендарные. Все-таки она провела с Fender более 50 лет. На ее датчиках играли Jeff Beck, Eric Clapton, Jimi Hendrix, Buddy Holly, Stevie Ray Vaughan и бесконечное число других людей.
Перед тем как уйти в прошлом году на пенсию Abigail взялась за обучение некой Josefina Campos, которая на Fender с 1991 года. В общем, передала дела в более молодые руки. И как я понимаю, на этих телекастерах стоят звукосниматели, которые сделала именно Josefina Campos - самая главная в Fender Custom Shop по датчикам. Лучше Fender уже не могут сделать. Fender говорят, что на ее датчики громадный спрос. И это конечно повышает ценность Proto Telecaster в глазах гитаристов.
Если при работе над Telecaster были использованы хоть какие-то современные вещи, то Precision Bass выглядит крайне близко к самым первым фендеровским басам (с телекастеровской головой). Здесь уже придется приложить усилия ради поиска каких-то особенностей на фоне классической модели. Их немного, но они есть.
Во-первых, вместо привычного “пресиженовского” сингла здесь стоит весьма интересный хамбакер TV Jones Thunderblade. Во-вторых, бридж High-Mass RSD, который однозначно лучше классического по части звучания и строя. Выглядит это, как будто кто-то нашел в гараже старый полуразрушенный P-Bass выпуска 1951 года и попробовал восстановить. Перекрасил, поставил новое железо и электронику. Получилось нечто типа Hot-Rod, когда вроде бы вещь старинная, но “заряженная модным тюнингом”. Смотрятся такие басы весьма симпатично и для большинства музыкантов, они, скорее всего, будут более комфортны, нежели реплики самых первых прессиженов. Хотя если вас зовут Sting, то возможно вы и не согласитесь с подобным мнением.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что серия представлена достаточно интересными инструментами. Абсолютно классическими, но при этом с теми или иными интересными “фишками”. И, разумеется, своего покупателя эти гитары найдут. Как практически любой инструмент из Fender Custom Shop. Каких-то радикальных новаторств здесь не используется - оно, наверное, и не требуется когда мы говорим об ожиданиях гитаристов от Fender. Сама идеология этих гитар заточена под вечный поиск “правильного” сочетания для того или иного музыканта. Абсолютно все на Fender можно менять. Эти гитары похожи на то, как будто кто-то уже за вас сделал там тюнинг. Получилось симпатично. Возможно, вам это подойдет.
Автор статьи: Сергей Тынку.