Как музыканты, мы зачастую понимаем, что говорим на каком-то своем собственном особенном языке. Гитаристы могут беседовать о звукоснимателях и тональностях, пианисты часами обсуждать музыкальную теорию, а вокалисты говорить о дыхательных техниках, используя слова, о которых все остальные не слышали никогда в жизни.
Мало того, один музыкант может не быть в теме терминов другого музыканта (зависит от инструмента или рода занятий в музыке). Но когда вы отправляетесь в студию, знание основных терминов – крайне полезная вещь. Время – это деньги, и особенно хорошо это ощущается в студии звукозаписи, где платить зачастую нужно за часы. Вряд ли вам захочется лишний раз спрашивать звукорежиссера о том, чем отличается динамический микрофон от конденсаторного, или выяснять, что такое овердаб. Итак, вот 14 слов, которые очень часто звучат в студии, и знание которых поможет вам сэкономить время и деньги.
DAW (digital audio workstation) – это любая программа, которая помогает записывать звуки и управлять ими. Если вы не записываетесь в 100% аналоговой студии, то, скорее всего, ваш звукорежиссер будет пользоваться одной из таких программ – Logic, ProTools и др.
2. ПЛАГИН
Вместе с DAW вы найдете некоторое количество плагинов. В программе они выполняют ту же функцию, что и физические эквалайзеры и компрессоры. Некоторые студии используют только плагины, некоторые совмещают плагины и отдельное оборудование.
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ МИКРОФОН
Это те самые стандартные микрофоны, которые мы используем на репетициях и концертах – вроде Shure SM57 и SM58. Сделаны они специально для выступлений, но зачастую используются и в студиях.
4. КОНДЕНСАТОРНЫЙ МИКРОФОН
Это самый распространенный вид студийных микрофонов. Они более чувствительные и «деликатные», нежели динамические микрофоны, и, соответственно, использовать их нужно тоже немного другим способом. В то время как вы можете чуть не заглатывать свой SM57 во время концертов, когда вы поете в конденсаторный микрофон, вас, скорее всего, попросят отодвинуться от него на пару десятков сантиметров (если, конечно, вы не хотите, чтобы ваш голос звучал как в кинотрейлере).
5. ЛЕНТОЧНЫЙ МИКРОФОН
Еще более чувствительные, чем конденсаторные, микрофоны. Звук, получаемый с помощью таких микрофонов, часто определяется, как мягкий и теплый. Ленточные микрофоны высоко ценятся фанатами звукозаписи.
6. ЛАМПОВЫЙ МИКРОФОН
Ламповый микрофон питается с помощью вакуумной трубки (подобной тем, что находятся внутри ламповых усилителей). Зачастую это винтажные микрофоны, или те, с помощью которых вы сможете получить винтажный звук. Это самые дорогие микрофоны, и имеются они далеко не на всех студиях.
7. ФАНТОМНОЕ ПИТАНИЕ
К сожалению, это понятие никак не связано с привидениями или чудесами, которые могут из плохой записи сделать хорошую. Чаще всего используется при подключении конденсаторных микрофонов (потому что если вы его пошлете на ленточный микрофон, тот, скорее всего, взорвется), посылается с помощью кнопки на пульте, на которой написано "+48V." Источники фантомного питания часто встроены в микшерные пульты, микрофонные предусилители и подобное оборудование. В традиционных конденсаторных микрофонах фантомное питание используется не только для питания схемы микрофона, но и для поляризации. Микрофоны, требующие фантомного питания, сегодня чаще всего подключаются при помощи разъёма XLR.
8. XLR/МИКРОФОННЫЙ КАБЕЛЬ
Практически к любому микрофону в мире подойдет XLR-кабель. Отличительные черты: «женский» разъем с тремя дырочками и «мужской» разъем с тремя иголками (если вы не понимаете разницы между женским и мужским, просто подумайте еще несколько секунд).
9. НЕСБАЛАНСИРОВАННЫЙ КАБЕЛЬ
Гитаристам и басистам отлично известны эти кабели – с помощью них они подключают инструменты к педалям и усилителям. Не путать с TRS-кабелями, речь о которых пойдет ниже. Выглядят они практически одинаково, и если вы запутались, просто спросите.
10. TRS/СБАЛАНСИРОВАННЫЙ КАБЕЛЬ
В то время, как несбалансированные кабели используются для подключения инструментов, TRS нужны для подключения к колонкам или микшерному пульту. Отличия: инструментальные кабели имеют одно кольцо на конце, а сбалансированные – два.
11. ХАЙ-ПАСС/ЛОУ-КАТ ФИЛЬТР
Если звукорежиссеру нужно убрать басовые частоты из записи, он воспользуется хай-пасс фильтром. Это фильтр на эквалайзере, который позволяет «просачиваться» (хай-пасс) высоким частотам, и отрезает все низкие (которые ниже заданного порога).
12. ЛОУ-ПАСС/ХАЙ-КАТ ФИЛЬТР
Как вы уже, наверно, догадались, эта штука функционирует ровно противоположным образом. Однако используется в записи она гораздо меньше. Тем не менее, их довольно часто путают, поэтому лучше иметь представление о том, что это за фильтры.
13. ОВЕРДАБ
Если вы записываетесь по очереди (каждый инструмент отдельно), то делаете это с помощью овердабов – инструментальных треков. И наоборот, если все инструменты пишутся вместе, это называется «вживую» или, в английском "live" или "off the floor."
14. PUNCH IN/ВСТАВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ
Звукорежиссеры все больше используют английские понятия в записи, потому что те короче и удобнее для произношения. Панч-ин – это когда звукорежиссер просит вас сыграть партию не полностью, а лишь ее отрезок, который потом с успехом вставляет в трек.