ЧАСТЫЕ И РЕДКИЕ КОНЦЕРТЫ: ЗА И ПРОТИВ
Живые выступления – это очень круто. Особенно, когда только начинаешь. Ты хватаешься за каждую возможность и стараешься по максимуму получить удовольствие. Казалось бы, только супер-звездам или группам, которые выступают только на корпоративах, регулярные концерты могут казаться рутиной – для всех остальных это удовольствие, веселье, обмен и заработки. Если вы уже прошли путь абсолютных новичков и только начинаете задумываться о политике и необходимой частоте своих выступлений, то вот несколько вещей, о которых стоит задуматься.
ПУБЛИКА
С одной стороны, многие опытные независимые музыканты могут посоветовать вам не играть в одном и том же месте очень часто. Например, если вы выступаете каждую неделю в родном городе, то у публики довольно быстро пропадает чувство необходимости посещать ваши концерты: зачем идти сегодня, если можно сходить в следующий четверг? Таким образом, аудитория рассеивается. С другой стороны, пытаясь создать эффект эксклюзивности и выступая очень редко, вы рискуете быть забытыми. Где эта грань? Как понять, сколько концертов нужно играть в одном и том же месте?
Старайтесь как можно внимательнее следить за происходящим в зале. Обращайте внимание на то, сколько людей приходит именно на вас, когда вы играете с другими группами. Много ли из них уходит к бару после предыдущей группы и не возвращается, чтобы увидеть ваш концерт? Или же они наоборот стараются занять места поудобнее? Всегда знакомьтесь с поклонниками, запоминайте их лица и следите, появляются ли на следующем концерте новые лица за компанию с ними. Всегда грамотно анонсируйте свои выступления. Если вам предложили сразу несколько концертов, от которых вы не можете отказаться, то пишите о том, что вас ждет насыщенный месяц, за которым последует долгий перерыв (запись, тур, пауза для сочинения нового материала). Придумывайте бонусы для каждого из таких концертов – на одном будут два коктейля по цене одного, на другом – бесплатные футболки первым десяти пришедшим, на третьем – секретный гость и т.д.
РЕПУТАЦИЯ И УЗНАВАЕМОСТЬ
В Нью-Йорке, Лондоне и Берлине огромное количество музыкантов, разнообразие сцен и постоянные концерты гастролирующих исполнителей. В большинстве других, даже больших городов, каждый живущий там поклонник музыки сможет по пальцам перечислить вам клубы, в которых можно найти конкретных исполнителей и вечеринки. Если вы соглашаетесь на все подряд концерты, то очень сильно рискуете своей репутацией. Прежде чем согласиться на очередное шоу в неизвестном вам месте, обязательно наведите справки о площадке, ее владельцах и промоутерах. Если, например, вы симпатизируете левым политическим движениям, то выступать в месте, которым владеют неонацисты, противопоказано для вашей репутации. Даже если там идеальный бэклайн и хороший гонорар, зачем вам идти на сделку с собственной совестью? Вполне возможно, вам еще не раз придется играть на хороших площадках за хороший гонорар, а репутацию после одного неосторожного движения восстановить очень тяжело. Дэвид Боуи еще в далеком 77-м году извинился за некоторые свои высказывания, а память о его невзначай брошенных словах живет по сей день. Вы сами выбираете контекст, с которым хотите ассоциироваться, и даже если лично для вас в каких-то убеждениях людей, с которыми вы работаете, нет ничего ужасного, но вам известна их репутация, лучше десять раз подумать прежде, чем бронировать дату концерта.
МАСТЕРСТВО
Сколько бы вы ни тренировались на репетициях и дома, концерты – это все равно совершенно отдельный опыт. Наверняка на своем или ваших друзей примере вы могли наблюдать, насколько группы начинают лучше выглядеть на сцене после 20 отыгранных выступлений. Вспомним также пример Beatles, которые уехали в Гамбург и сыграли около тысячи шоу за год, за это время прокачав свои концертные навыки до невероятного уровня.
Но задайте себе вопрос, анализируете ли вы ситуацию после каждого отыгранного концерта? В чем были ошибки, почему вы все время лажаете в одном и том же месте, почему от стеснения вам не удается оторвать свой взгляд от носков ваших ботинок? Если вы действительно только недавно начали, то большое количество концертов – это верный путь к улучшению их качества. Но это работает только при том условии, что каждое шоу вы хорошо обдумываете, совещаетесь с товарищами по группе и слушаете комментарии друзей. Если вы бездумно играете один за одним концерты, наступая на одни и те же грабли, то едва ли это принесет хоть какую-то пользу.
Вы можете играть концерты очень редко и собирать по 8 человек или же играть каждые две недели и собирать по 500 человек – какой бы ни была частота ваших выступлений, каждое решение должно быть хорошо обдумано, согласовано с голосом разума и интуицией и подкреплено убеждением, что каждое из этих шоу имеет какие-то преимущества и куда-то вас двигает. Старайтесь не идти на поводу у мысли «А почему бы и нет?» (хотя это, конечно, совсем не плохо во многих ситуациях) и устраивать экзамен каждому поступающему предложению. Наличие стратегии в подобных делах всегда гораздо лучше, чем ее отсутствие.