КАК ПОНЯТЬ, ЧТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА – ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ
Многие взрослые рассказывают истории о том, что в детстве их заставляли ходить в музыкальную школу, и что они ненавидели эти занятия. Однако большинство признается, что теперь очень благодарны своим родителям за все усилия, потому как сейчас они начали понимать ценность этих занятий. В связи с этим появляется вопрос: если ребенок не блистает музыкальными способностями и вообще не горит желанием, нужно ли его подталкивать к урокам и заставлять? Вот интервью с лондонским психологом, которая сама с детства в течение 12 лет занималась фортепиано, но так и не стала музыкантом.
Кейчи Лейянг, психолог, Лондон:
Я так и не стала музыкантом. Я родилась в Сингапуре, и там уроки музыки для ребенка – это традиционная часть воспитания. С самого раннего детства мама отдала меня на уроки фортепиано, я не говорила ни да, ни нет – я просто была хорошей девочкой и считала, что нужно делать так, как скажет мама. Не могу сказать, что мне было неприятно играть, но уж точно это не доставляло мне никакого удовольствия. Мама никогда не заставляла меня это делать, и я никогда не репетировала по какой-либо другой причине, кроме как чувство долга. Попросту я почти не играла дома, и занималась этим лишь в течение получаса до начала еженедельного занятия с учителем. Надо уж говорить, каковы были мои успехи…
Большинство моих друзей бросало эти уроки по причине недостатка интереса (кстати сказать, все они позже сожалели об этом). К тому времени я занималась уже почти 9 лет, и удовлетворения у меня было не больше, чем мог бы получить робот или зомби – кстати, мои учителя нередко называли меня этими словами, слушая мою игру. Я начала жаловаться моей маме, говорить, что скоро я брошу уроки. Но, на самом деле, я никогда не упрямствовала в этом, и мне не хватало духа просто поставить точку. А мама была довольно настойчива, и вместо того, чтобы услышать меня, наняла одного из самых дорогих учителей в Сингапуре. «Ты не должна играть дома, если не хочешь. Просто посещай эти уроки!» - говорила она.
Надо ли говорить о том, что я была одной из худших студентов, я постоянно унижалась на прослушиваниях и экзаменах, и самое главное, я все время видела вокруг куда более заинтересованных и упорных учеников, которые делали успехи. Все это страшно изматывало, в конце концов, я ужасно разозлилась и посвятила три года тому, чтобы научиться по-настоящему хорошо играть. Я прошла экзамен и забыла о своих уроках. Я не могу играть, в больших компаниях я никогда не упоминаю о том, что посещала уроки музыки, потому что не хочу выполнять просьбы вроде «Ой, а сыграй нам что-нибудь?» и т.д. Но, признаться честно, даже не смотря на все это, я не жалею ни об одной минуте, проведенной за фортепиано. Хотя бы потому, что этим занятиям я обязана своим музыкальным вкусом, своим эмоциональным и интеллектуальным восприятием музыки и своей открытостью ко всем музыкальным жанрам.
Никогда не заставляйте ребенка учиться путем запугивания, насилия или любых средств агрессии.
Вы и сами, наверняка, это понимаете. Агрессия – путь к тому, что ребенок будет несчастен, а фортепиано или любой другой инструмент не принесут ему никакой пользы. Конечно, можно воспользоваться более скользкими методами, вроде подкупа или уговоров. Это очень действенные способы, но только при условии, если вы не имеете ничего против того, что у ребенка появятся суицидальные мысли или затаившаяся ненависть к вам. Конечно, я сейчас преувеличиваю, и в большинстве случаев подобной драмы не случится. Но постарайтесь не переносить свою одержимость на ребенка, если он не проявляет никакого интереса.
Постарайтесь избавиться от любых ожиданий.
Если вы решили быть хорошим родителем, не надо ничего ожидать от вашего ребенка. Желание того, чтобы ваш ребенок здорово играл и хорошо чувствовал/разбирался в музыке, не имеет ничего общего с желанием видеть его собирающим аншлаги в Карнеги Холле – почувствуйте разницу. Постарайтесь спросить, чего ребенок сам ожидает от своих уроков, нравится ли ему, хочет ли он продолжать? Если он пока не знает, но не жалуется и не отлынивает, то просто задайте тот же вопрос спустя какое-то время. Если ребенок отвечает, что ему просто нравится тусоваться с той симпатичной девчонкой из музыкального класса или ему нравится звенящий звук струн, позвольте ему и дальше наслаждаться процессом, что бы ни было причиной этого наслаждения. Отсутствие ожиданий = отсутствие стресса и давления. Если вы обеспокоены тем, что ребенок оказывает давление сам на себя, то не торопитесь беспокоиться – в большинстве случаев это хорошо, а не плохо, это лишь означает, что мыслит он автономно и сам способен оценивать свои успехи. Если он действительно по-настоящему любит фортепиано и хочет стать величайшим пианистом в истории, то, поверьте, очень скоро он и сам прекрасно поймет, что именно он должен (и хочет) делать.
Если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к урокам и музыке вообще, старайтесь взращивать этот интерес и никогда не бросайте эти попытки.
Да, заставлять не нужно. Но даже если он упорно отказывается от уроков, кто сказал, что ему не нужно хотя бы понимать музыку? Если вы сами умеете играть, посидите вместе с ребенком, покажите, насколько, на самом деле, просто играть красивые мелодии (конечно, чтобы они были действительно простыми, выбирать нужно тщательно). Если не умеете играть, и у вас есть время и возможность – попробуйте тоже записаться на уроки. Берите детей на концерты, любые - от поп-музыки до классики – заранее рассказывайте о том, что вам предстоит увидеть. И если концерты классической музыки могут казаться чем-то скучным, просто почитайте истории о композиторах и расскажите ребенку пару классных баек перед концертом. Говорите о разных жанрах и спрашивайте, может ли ребенок отличить один от другого. Попробуйте сговориться с родителями друзей вашего ребенка и определить их в один класс, чтобы каждый урок для ваших детей был подобен вечеринке. Музыка – это универсальный язык, и неважно, насколько ребенок испорчен Ютьюбом - если правильно преподать самые простые уроки музыки в самом начале, то рано или поздно дитя почувствует ее силу и захочет быть причастным. Вы и сами не заметите, как он начнет вас упрашивать отдать вас на уроки по какому-либо конкретному инструменту.
Не позволяйте им бросать учебу, хотя бы пока они не дорастут до подросткового возраста.
Давайте признаемся, в 99% случаев дети, на самом деле, не знают, чего они хотят (и иногда, к сожалению, это тянется всю жизнь). Они могут легко сдаваться, как только появляются какие-то трудности. Так что ваша задача – это подбадривать, мотивировать, но ни в коем случае не позволять им сдаваться. Старайтесь наглядно показывать «свет в конце тоннеля» - ставьте записи хороших пианистов/гитаристов и пр. Показывайте видео с молодыми исполнителями, упоминая о том, что и они когда-то не знали, как извлечь хоть один звук. В конце концов, начните брать уроки тоже (см. предыдущий пункт), поддавайтесь ребенку в соревновании, и ему будет гораздо интереснее отрепетировать какую-либо композицию, чтобы угнаться за вами и опередить вас. Напоминайте ему, что все это делается просто для развлечения, но уж никак не для того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. И когда ребенок повзрослеет и окончательно решит, что музыка – это не для него, он будет вам благодарен за то, что вы были рядом и поддерживали его на каждом шагу. Или же наоборот, вы будете стоять после шоу в Карнеги Холл и со слезами на глазах гордо рассказывать друзьям, что вы когда-то принимали участие в подготовке этого триумфа.