ПОЧЕМУ СЕЙЧАС, БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОГДА ЛИБО, УРОКИ МУЗЫКИ НЕОБХОДИМЫ ВО ВСЕХ ШКОЛАХ?

ПОЧЕМУ СЕЙЧАС, БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОГДА ЛИБО, УРОКИ МУЗЫКИ НЕОБХОДИМЫ ВО ВСЕХ ШКОЛАХ?

В наш век люди привыкли бесконечно потреблять информацию – те, кто более сообразителен, анализируя и превращая в собственный опыт, те, кто менее – не переваривая ее. Дети – не исключение. Если школы будут учить не только поглощать информацию, но и активно участвовать в событиях, создавать что-то, то вполне возможно, мы получим активное новое поколение, а не толпу апатичных зевак.
 

Детям нужны не только академические знания. Способности каждого ребенка можно определять не только хорошими или плохими оценками. Преимущества музыкального образования можно перечислять очень долго, а в обычных школьных программах не так много предметов, которые развивают интуицию, чувствительность и творческое мышление. Полноценное образование должно учитывать потребность ребенка проявлять себя на уровне, отличном от обычной шкалы оценок: творческие предметы, и конкретно музыка – это лучшее решение. Вот несколько причин, почему музыка так важна в повседневной жизни школы:

1. МУЗЫКА СПЛОЧАЕТ ДЕТЕЙ

Включите телевизор, и моментально получите огромную порцию насилия и ненависти, которые разрушают общество в нашей стране и по всему миру. Нет, не нужно держать ребенка в неведении, но именно с помощью творчества можно показать ребенку, что сосуществовать с другими можно в мире и спокойствии. Занимаясь в классе, играя в школьном оркестре, ребенок знакомится и сближается с другими. То же время могло бы быть потрачено на интернет, телевизор и бессмысленные гигабайты информации. Музыка совершенно слепа к набору знаний, социальным и экономическим различиям (которые влияют на ребенка, даже когда он этого не осознает) и позволяет ребенку общаться с людьми, с которыми он никогда бы не заговорил при иных обстоятельствах. Постоянное общение и обмен с другими детьми учит ребенка терпимости и дает понимание того, что не все в мире нужно измерять привычными критериями – проще говоря, учит свободе самостоятельной, интуитивной оценки себя, окружающих людей и событий.

2. МУЗЫКА УЧИТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ

Если смешать что-то не по правилам на уроке химии, то можно взорвать класс. Если не следовать четким формулам в геометрии или русском языке, то едва ли получится доказать теорему или грамотно написать аудирование. Если сыграть не ту ноту, можно неожиданно получить музыку, хоть и отличную от той, что изначально планировалась. Разумеется, в некоторых классах уставшие учителя будут требовать от учеников математической точности исполнения, но если учитель по-настоящему заинтересован в развитии творческих навыков у своих подопечных, то он всегда найдет способ работать с ошибками точно так же творчески.

После получения базовых навыков уже можно начинать сочинять и экспериментировать. Каждый ребенок способен придумать простую мелодию и сыграть ее хотя бы одной рукой. Конечно, музыка говорит сама за себя, но если преподаватель задает ребенку вопросы, о чем эта музыка, что он себе представляет, играя эту мелодию, масштаб мышления ребенка сразу увеличивается.

3. МУЗЫКА РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Мир в наши дни куда меньше, чем раньше, нуждается в линейном, логическом образовании. Писать и считать умеют все. Можно предположить, что будущее принадлежит творческим умам – художникам, изобретателям, дизайнерам и т.д. Это люди, которые думают эмоционально, умеют манипулировать проходящими сквозь них потоками информации, преобразовывать ее во что-то свое, индивидуальное. У каждого ребенка есть такая способность – прямо там, в другом полушарии головного мозга. Долгие годы тестирований в школах показали, что всегда есть один ученик, который получает хорошие оценки и купается в любви учителей, и другой – двоечник с задней парты, которому не светит хорошая жизнь. Однако это не является зеркалом реальной ситуации. Двойка – не абсолютное зло, как и пятерка не выступает гарантом блистательного будущего. Школьная система сконцентрирована на БУДУЩЕМ, на поощрении и запугивании детей относительно того, что их ждет впереди – и в этом, разумеется, есть некий смысл. Но детям очень полезно осознавать, что настоящее – это уже жизнь, которой можно радоваться, а не просто трудиться ради чего-то, что далеко впереди. И музыкальные уроки позволяют им погружаться в настоящий момент, наслаждаться им или переживать трудности, одновременно оценивая свои навыки и анализируя неудачи. 

Годы исследований мозга показывают, что существуют совершенно разные виды мышления и разные виды интеллекта. И ни один из них в рамках обучения не имеет права доминировать над другими. Однако система в большинстве школ имеет очень узкие рамки. Возможно, вальдорфские школы (где нет оценок и много творческих предметов) – это слишком радикальное решение для большинства родителей, но простые уроки музыки в каждой среднестатистической школе могли бы решить очень много проблем. 

Предыдущая Следующая