Знакомимся с педалью- “грелкой”

11.02.2015

Знакомимся с педалью- “грелкой”
Одна из самых непонятных для домашних гитаристов, и в тоже время невероятно сильно распространенная в профессиональных кругах, педалей - это “грелка”. Поэтому если вы стремитесь стать профи или просто желаете быть “как профи”, то рано или поздно вам прийдется задуматься относительно нужности или ненужности “грелки” в своем гитарном арсенале.

Весь смысл педали передан в ее названии. Она нужна чтобы сделать звук “горячей”. И тут у вас есть несколько зон применения:

  • Наполнить “огнем и мощью” датчики типа “сингл”;
  • Добавить громкости инструменту во время исполнения соло;
  • Увеличить содержание гейна в звуке лампового усилителя.

История “грелок” началась сорок лет назад в семидесятых. Как раз в те времена было очень много гитар с синглами и практически ни одного усилителя с тем, что сейчас называется “хайгейн”. В этом смысле очень показательна история Yngwie Malmsteen, который как раз в те времена (как и впрочем и ныне) играл на Fender Stratocaster с синглами через плекси усилители Marshall. Чтобы добиться хорошо перегруженного звука он использовал примочку Dod 250, которую потом много лет спустя переиздали в качестве “именной” педали великого шведа. Сейчас свой вариант этой педали выпускает компания Fender.

 

В наше время нет проблем с любыми типами датчиков и усилителями любого уровня гейна. Однако, это не значит, что время “грелок” ушло. Потому что, во-первых, гитарная среда очень консервативна и невероятно большое количество музыкантов предпочитают выстраивать свое звучание на основе “старинных рецептов”. А, во-вторых, “грелка” не просто добавляет “огня”, она еще придает звучанию свою неповторимую окраску, которую зачастую без “грелки” получить сложно. Фактически это дополнительная степень свободы вашего усилителя, еще одна регулировка, расширяющая возможности в конструировании звука. Но тут надо учесть, что речь идет о ламповых усилителях. Без них большинство “грелок” (например, Dod 250) не имеет никакого смысла. Транзисторные или цифровые моделирующие аппараты не особо нуждаются в “подогреве”.

По большому счету “грелки” - это такие же педали дисторшен. Но если их сравнивать, то вся разница в том, насколько используется перегруз усилителя. Если говорить о “грелках”, то они дополняют “усилительный гейн”, в то время как педалям дисторшен “перегруз усилителя” не требуется. Педали дисторшен выдают достаточно своего гейна, и поэтому они не нуждаются в гейне усилителей. Поэтому покупая педаль перегруза, вам нужно прежде всего определиться с источником основного гейна - будет это усилитель (и тогда вам нужна “грелка”) или это будет все таки сама педаль, и тогда вам нужно будет что-то более “гейновое” нежели грелка.

На свете существует невероятное множество “грелок”, и потерять голову тут проще простого. Однако, есть и весьма простой путь. Дело в том, что самой распространенной в мире, и однозначно самой популярной педалью такого рода является Ibanez Tube Screamer. Фактически это индустриальный стандарт и явный “чемпион мира” всех времен и народов. Возможно это вообще самая популярная гитарная педаль на свете. Иногда, кажется, что на этой примочке играют буквально все. Причем в списке ее пользователей можно найти очень разных исполнителей (от Steve Ray Vaughan до Kirk Hammett).

Разумеется, за три с половиной десятка лет Ibanez выпустили серьезное количество вариантов своей знаменитой педали от бюджетных примочек до хай-ендовых спаянных вручную бутиковых аппаратов. Есть даже Tube Screamer для басистов. И есть ламповые усилители Ibanez со встроенным Tube Screamer (весьма, кстати, достойные аппараты). Особенностью педалей Tube Screamer является то, что они помимо функции разогревания, выдают и свой крайне приятный легкий перегруз “бархатистого характера”. Гитара действительно поет. Поэтому, если вы вообще новый человек в бескрайнем мире гитарных примочек, то купив Tube Screamer не ошибетесь с вероятностью 100%. На свете крайне мало людей, которым бы не нравилась эта педаль.




Конечно, как у любого успешного продукта, у Tube Screamer есть множество последователей, которые либо пытаются точно скопировать педаль Ibanez, либо как-то ее усовершенствовать. Как правило в гитарных магазинах такого рода примочки легко узнаются, благодаря зеленому цвету, который с “легкой руки” Ibanez негласно закреплен за этим типом гитарной обработки. Вот, например, две такого рода педали: Digitech Bad Monkey и Seymour Duncan 805. Производитель первой вполне откровенно пишет на своем сайте о сравнении с педалью Ibanez (It has been compared to the TS-808…) и говорит о том, что в отличие от классики можно более гибко регулировать эквализацию. Плюс имеется выход с “эмуляцией кабинета” (для подключения “в пульт”).

Точно также вполне понятно об Ibanez пишет на своем сайте и Seymour Duncan (Pedal designed using the chip found in the legendary 808…). Однако, их продукт немного другого рода нежели Digitech. В отличие от бюджетной Bad Monkey, педаль 805 позиционируется как супер-профессиональный “улучшенный” аппарат. Где еще гибче регулировка эквализации, и ощутимо больше гейна. Эту примочку делают в США, что тоже добавляет ей бонусов в глазах гитаристов.




Достаточно интересным выглядит подход подбора “грелки” когда вы покупаете педаль того же бренда, что и усилитель. В настоящее время, Marshall и Mesa Boogie, два самых популярных производителя усилителей для игры с дисторшен, выпускают свои варианты грелок, которые, разумеется, очень хорошо сочетаются по крайней мере с их усилителями. С остальными, конечно, нужно пробовать и слушать.

Marshall Bluesbreaker II - это моя любимая педаль перегруза последних лет, наверное, пятнадцати. У нее есть два переключаемых режима работы - это бустер и блюз. Большую часть людей вводит в заблуждение слово Blues в названии примочки. Однако, из этой примочки запросто можно выбить “вполне себе хеви метал” в духе до предела раскочегаренного на полную громкость плекси-стека. И в усилителе Marshall эта педаль звучит бесподобно. Разумеется, в обоих режимах ее можно использовать как грелку. В режиме Blues для этого достаточно прибрать гейна.

Что касается Mesa Boggie Tone-Burst, то это просто традиционный качественный бустер, который поможет вам довести “средне-гейновый” усилитель до “хайгейна”, либо просто добавит легкого перегруза “в чистый канал”.



В настоящее время те или иные варианты “грелок” присутствуют в каталогах практически всех ведущих производителей примочек (Vox, TC Electronic и т.д.). Как и любые другие примочки, я бы рекомендовал выбирать их исключительно со своей гитарой. И, конечно, желательно пробовать их в свой усилитель. Если в магазине не оказалось комбика вашей модели, но вы вдруг являетесь владельцем автомобиля, то я бы советовал не лениться и довезти свой усилок до магазина даже просто для того, чтобы послушать примочку. В конце концов для чего еще нужен автомобиль гитаристу, как не для гитарных магазинов? Конечно, поездки на работу, дачу и в продуктовые супермаркеты - это все очень важно! Но правильный красивый гитарный звук - вещь, на поиски которой мы тратим чуть ли не всю свою жизнь - разве она менее важна?



P.S. Еще одна педаль, которую хочется порекомендовать от себя лично - это Сатчевская Vox Ice 9, которую допустимо успешно использовать и в качестве “грелки”, и как самостоятельную примочку вполне приятного перегруза. Можно по-разному относиться к Satriani - его музыка явно не для всех. Но сложно спорить с тем, что он великий гуру по части гитарного звука, который у него очень разнообразен, но при этом всегда невероятно красив. Серия его педалей Vox шедевральна сама по себе, и его набор запросто можно рекомендовать в качестве “гитарного счастья на все случаи жизни”. И, конечно, Ice 9 заслуживает того, чтобы вы обязательно его прослушали в качестве претендента на роль “грелки”.

Автор статьи: Сергей Тынку
Поделиться: