Вы собираетесь сделать первую запись, наконец-то всё сложилось: песни готовы, есть время, есть деньги, вы нашли студию и саунд-продюсера, с которым хотите работать. Что же может пойти не так? Много всего. Убедитесь, что единственные неприятности, с которыми вы можете столкнуться – это простые рабочие моменты, связанные со спецификой студии и персонажа, с которым вы работаете. И чтобы не было сюрпризов, связанных с вами самими, постарайтесь избежать следующих ошибок:
Незамедлительное перемещение в студию сразу после того, как была сочинена последняя нота последней партии – не очень хорошая идея. Необходимо обязательно хотя бы несколько раз сыграть все песни, которые вы хотите записать, перед людьми. Это не значит, что нужно устраивать опрос среди публики, какая песня им понравилась, а какая нет, и что нужно поменять – дело не в этом. Но если вы достаточно чувствительны и восприимчивы к вибрациям людей, вы поймете, что «работает», а что нет, и у вас будет время на корректировки. Прыжок из репетиционной комнаты в студию звукозаписи – это как перемещение из одного мыльного пузыря в другой, а вам необходимо дать немного воздуха и простора для ваших песен посредством исполнения их вживую перед публикой.
2. ИЗЛИШНЯЯ ТОРОПЛИВОСТЬ
Если вы мастер спонтанных соло и почти все сочиняете во время репетиций, то записывать вчера сочиненную песню на студии все же не стоит. Это как вливать в себя только что приготовленный кипящий суп, в то время как ему нужно немного остыть и вернуться к своему настоящему вкусу. В 99% случаев то, что было сочинено вчера и от чего вы в восторге, через две недели воспринимается совершенно иначе. Дайте песням «настояться», записывайте разные демо. Не забывайте, что альбом, помимо всех его прелестей, это определенная точка, символ пройденного этапа, итог. Вы вкладываете в это немало денег и времени, так пусть все звучит максимально приближенно к тому, как вы это хотите слышать.
3. НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕПЕТИЦИЙ
Каждый из участников группы должен быть максимально хорошо подготовлен. Если кто-то один во время записи упорно не может сыграть то, что должен, это очень сильно затягивает процесс. Такое иногда случается и с самыми опытными музыкантами, но чаще всего – попросту с теми, кто недостаточно хорошо проработал свои партии. Представьте, какой дискомфорт царит на студии, когда все всё отлично сыграли и вынуждены корчиться за спиной звукорежиссера в то время, как дубль за дублем один из участников не может сыграть то, что ему полагается. Если вы поровну вкладываете деньги в оплату работы студии и звукорежиссера, будьте любезны одинаково круто выучить свои партии.
4. ОТСУТСТВИЕ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
Вы играете вместе концерты и вместе репетируете, и за процессом записи должны следить тоже все вместе. Представьте, что гитарист, записав две идеальных лид-партии к двум песням, идет расслабляться и просто попивает пивко в стороне, пока все остальные работают. На студии работа каждого не ограничивается ответственностью только за собственную игру – каждый должен комментировать действия каждого другого, и стараться видеть общую картину. Как только вы записали собственную партию, на время вы должны превратиться в подмастерье звукорежиссера – концентрация только на одном инструменте еще никогда не помогала песне стать лучше.
5. СЛИШКОМ ЧЕТКОЕ ВИДЕНИЕ ФИНАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Процесс записи напряженный и захватывающий, и вы хотите получить от него самый лучший результат. Но зачастую после окончания записи у многих исполнителей возникает вопрос: «И что? Это оно и есть?!». Пост-студийная депрессия – очень распространенное явление, потому что долгое время у вас в голове звучало все кристально четко, а сейчас вы получаете немного другой результат. Это нормально. Например, все великие режиссеры в интервью рассказывают о том, что финальный результат был очень далек от первоначального замысла. Не забывайте, что песни сочиняли вы втроем (вчетвером, впятером, вдесятером), и теперь к ним добавилось видение вашего саундпродюсера. Даже если он с вами не сильно спорил, он все равно внес свое. Кстати, именно поэтому многие, возвращаясь после записи в репетиционную комнату, стараются поскорее выбросить все из головы и начинают сочинять что-то совершенно новое.