6 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СТОИТ ЗНАТЬ О СОЗДАНИИ ВИРУСНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВИДЕО

6 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СТОИТ ЗНАТЬ О СОЗДАНИИ ВИРУСНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВИДЕО
Некоторые независимые музыканты становятся известны по всему миру, работая не покладая рук месяцы и годы. А некоторые - выпустив лишь один сингл или видео, не прилагая никаких особых усилий для их продвижения. Как это происходит? Срабатывает вирусный эффект – люди слышат или видят что-то, чем немедленно хотят поделиться с друзьями. Однако многие люди до сих пор не понимают, как именно работает эффект вируса. Вы стараетесь полностью контролировать собственное искусство, но вирусный эффект создается импульсом извне, от людей, которым не терпится распространить информацию. 
 
Джорж Ховард, эксперт по музыкальному бизнесу, хорошо объясняет эту ситуацию в своем блоге в записи «Маркетинг, который делается без денег»:
«Создать вирус своими руками невозможно. Вирус, по своей природе, не продвигается и контролируется тем, кто его запустил. Если бы мы могли производить вирусы, мы бы делали это каждый день, не так ли? И никакого сюрприза от неожиданного успеха уже бы не было. Ключевой элемент вирусного видео – его яркие отличия от всех остальных. Они должны быть заметными [тут автор пишет: remarkable. И, как говорится в известном бизнес-манифесте: рынки – это разговоры (markets are conversations), и разговоры должны быть на актуальные темы. Темы, которые заметны - remarkable]». 

Держите эту мысль в голове, разрабатывая стратегию для своего видео. Однако идея о создании вирусного эффекта не должна быть краеугольным камнем в этом процессе. Всегда лучше думать о том, чтобы расширять свои художественные возможности, и стараться создать что-то неповторимое (и неповторяющее). Вот шесть стратегий для создания видео – они не могут гарантировать или предсказать вирусный эффект, однако помогут создать что-то, что уж точно может быть замечено на YouTube и за его пределами.

1. РАСКРЫВАЙТЕСЬ КАК ЛИЧНОСТЬ В ВИДЕО
Это самое главное, и это правило номер один для любого исполнителя и художника. Если вы хотите достучаться до своих потенциальных слушателей, позвольте им увидеть, кто вы есть и с кем они имеют дело. Если вы думаете, что все сделает музыка, то незачем тогда и видео снимать, не правда ли? Но если вы все же взялись за съемки, оно должно усиливать эффект и позволять глубже проникать в ваше сознание и вашу музыку. Это относится ко всем типам музыкантов. Например, вы хотите сделать что-то эмоциональное и пронзительное (как Drake), или показать жестокие реалии вашего окружения, места, где вы выросли (как Kendrick Lamar), каждый кадр должен точно и красочно описывать ваше состояние и то, что вас действительно волнует. 

У каждого исполнителя своя собственная история. И даже если у многих они похожи, на то вы и музыканты, чтобы рассказывать их по-своему. Возможно, вы не полностью раскрываетесь как личность через свою музыку (хоть и стремитесь к этому, и это очень здорово) – в этом случае видео для вас лучший помощник. Именно у видео есть мощь, которая помогает дотянуться до более широкой аудитории. 

2. СВЯЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ И МУЗЫКУ
Звучит очевидно, однако, просматривая разные видео, обратите внимания на то, что видеоряд очень часто не имеет совершенно никакого отношения к тому, что поется в песне. Некоторые исполнители позволяют себе делать видео ради видео, хоть какого-то изображения, не думая о его привязке к тексту (не будем приводить примеры, чтобы никого не обидеть). Как независимым музыкантам, едва ли вам захочется вкладывать огромное количество сил в создание чего-то, что в итоге не будет иметь особо смысла. Подумайте, как визуализировать вашу лирику? Вовсе необязательно проводить тщательный анализ каждого слова и строчки и искать им аналог в визуальном мире, но думайте о том, какие части песни сработают лучше всего вкупе с видео, с помощью чего усилится эффект слов? Внимание к таким вещам является ключевым, потому что дотошные поклонники или люди, которые впервые обратили на вас внимание, всегда оценят умные ходы в связи слов и видео, и оценят ваш художественный потенциал.

Также не стоит повторять то, что до вас сделали уже миллионы других: если вы рэпер, не надо дергаться около кабриолета, набитого полуголыми леди, или если вы рокер, то бесноваться в гараже уже тоже поздновато. В то время как такие клише могут использоваться супер-звездами, за каждым шагом которых следят тысячи поклонников, молодым музыкантам нужно быть изобретательнее. Всегда можно пойти от обратного: понаблюдайте за вашими любимыми песнями, где есть саундтрек (именно саундтрек, а не score – оригинальная музыка) – почему и где работают песни, о чем в них поется, что происходит на экране? Это очень хорошо помогает. Не начинайте думать о клипе на пустом месте, или даже если музыка сама по себе по духу навевает ассоциации с каким-то визуальным сопровождением. Отложите песню и возьмите только текст, вы удивитесь, насколько много идей может прийти в этом случае. 

3. НЕ ЖДИТЕ ВИРУСНОГО ЭФФЕКТА ОТ ВИДЕО С ТЕКСТОМ
Мы посвятили предыдущий пункт тексту, здесь же пойдет речь немного о другом. Это правильное решение – иметь на своем YouTube-канале пару видео, с помощью которых слушатель может выучить ваши песни и подпевать вам на концертах. Однако ждать от этих видео вирусного эффекта не стоит. Для каждого зрителя текст – это отвлекающий элемент, даже если это лишь титры, наложенные на полноценное видео. Выкладывайте видео, в которых не будет ничего постороннего, в которых слушатель/зритель может наблюдать за событиями и следовать за музыкой. 

4. ОГРАНИЧЕННЫЙ БЮДЖЕТ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ИДЕЙ
В некоторых случаях это неправда, но тем не менее… Опытные DIY-режиссеры, которые сами пишут сценарии, сами продюсируют, сами снимают и продвигают свои фильмы, натренированы до такой степени, что уже на стадии написания сценария, просчитывают в голове детали и пишут текст, учитывая последующую стоимость каждой мелочи в нем. Но бояться все равно не стоит. Такая закалка приходит очень быстро, если речь идет о коротких видео – не нужно быть гением смет, чтобы просчитать бюджет (особенно, если он нулевой, ха-ха). Довольно часто бывает, что музыканту приходит в голову гениальная идея видео, но заканчивается весь процесс на мысли о том, что реализовать идею невозможно. Такая установка не приведет вас никуда, и это касается не только создания видео. Не нужно стараться делать все самостоятельно, расскажите о своей идее друзьям – режиссерам, бутафорам из местного театра, менеджеру ивент-агентства – кто угодно может оказаться полезным в осуществлении идеи. Правильно подобранная и хорошо вдохновленная команда способна творить чудеса. Короткий безбюджетный клип любой сложности на несколько минут можно снять за 1-2 дня, и уж точно друзья найдут время для того, чтобы вам помочь.

Чаще всего идеи видео, которые становятся вирусными, приходят из самых потаенных уголков нашего разума, отвечающих за «идиотизм». Идиотизм не в плохом ключе – так иногда описывается сумасбродство и наивность. Поэтому не стесняйтесь фантазировать и дайте своему воображению порезвиться вволю. Рэпер Lil Dicky практически без бюджета сделал видео, где он снует по Лос-Анджелесу, стучится в двери богатых домов и рассказывает владельцам о том, что он хочет сделать клип без денег, и ему нужны кое-какие роскошные интерьеры, и мол, не согласятся ли они впустить его и его команду в дом на 15 минут, чтобы сделать пару кадров. Кто-то отказывает, кто-то впускает – так и начинается видео. Его интересно смотреть даже тем, кто совершенно не интересуется рэпом, просто потому что это смешно и любопытно. Задумайтесь, сколько подобных идей можно придумать всего за несколько минут? Самые безрассудные и, на первый взгляд, глупые задумки очень часто можно реализовать быстро, дерзко и бесплатно. 

5. СЛЕДИТЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Даже если вы поете о прекрасных девах и вурдалаках, даете концерты в доспехах и смотрите исключительно фэнтези, окружающий мир не перестает быть реальным и наполненным событиями. Казалось бы, так просто сделать видео на злобу дня, однако множество DIY-музыкантов использовали имена знаменитостей в названиях и пытались как-то рефлексировать на темы современности, но проваливались. Чтобы эта стратегия работала, нужно сначала усвоить все перечисленные выше правило, но факт остается фактом: быстрее всего разлетаются видео, в которых отражены самые острые темы, социальные тренды и звездные имена. Если у вас есть песня, которая естественным образом становится вирусом, в ней есть темы, волнующие молодежь вашего города, или вы ловко использовали в названии имя актера (например, как “Michael Cera” или “Bela Lugosi is Dead”) – то задачи по созданию видео упрощаются, а связь с поклонниками, прессой и блогами становится более вероятной.

6. КАКИЕ ВИДЕО СНИМАТЬ?
Помимо видеоклипа на целую песню, можно придумать еще множество форматов, которые потенциально могут быть вирусными. Мы уже писали о том, что можно выкладывать на YouTube. И список здесь отличается не сильно. Как мы уже сказали, вирусный эффект может пойти в самый неожиданный момент и может не случиться, когда вы приложили все усилия для его создания. Что бы вы ни снимали – видео с репетиции, тизер альбома, приглашение на концерт и т.д. – когда вы выкладываете видео в сеть, обязательно проставляйте все теги и ссылки на ваши ресурсы. Представьте, что вы снимаете на телефон барабанное соло вашего барабанщика, а он вытворяет что-то очень смешное. Теперь представьте, сколько людей могут поделиться этим видео в сетях. Пусть ваш друг не останется безвестным «барабанщиком, проглотившим палочку» в поисковике, пусть все знают, где он играет, где послушать вашу музыку и куда сходить на концерт. 

Не подражайте тому, что принесло успех другим, но не забывайте наблюдать за работой коллег музыкантов – тех, кто находится там же, где и вы, или только что перешел на новый уровень. Будьте в курсе того, кто с кем работает, кто был режиссером прошлого видео ваших знакомых, которое вам нравится, где есть классные места для съемок и т.д. Вне зависимости от того, сколько вам лет, старайтесь уделять внимание тому, что нравится подросткам и совсем молодым людям. Потому что большинство людей совершенно бессознательно утрачивает связь с этим миром, незаметно для себя превращаясь в старых ворчунов, которые уже в 25 сетуют на то, что «раньше было лучше». Самая активная часть слушателей – это молодежь. Люди меньше общаются и ходят гулять, зато очень много переписываются в соцсетях и делятся видео. Не нужно идти на поводу у этих трендов, но учитывать их, разумеется, стоит.
Предыдущая Следующая