Джорж Ховард, эксперт по музыкальному бизнесу, хорошо объясняет эту ситуацию в своем блоге в записи «Маркетинг, который делается без денег»:
«Создать вирус своими руками невозможно. Вирус, по своей природе, не продвигается и контролируется тем, кто его запустил. Если бы мы могли производить вирусы, мы бы делали это каждый день, не так ли? И никакого сюрприза от неожиданного успеха уже бы не было. Ключевой элемент вирусного видео – его яркие отличия от всех остальных. Они должны быть заметными [тут автор пишет: remarkable. И, как говорится в известном бизнес-манифесте: рынки – это разговоры (markets are conversations), и разговоры должны быть на актуальные темы. Темы, которые заметны - remarkable]».
Держите эту мысль в голове, разрабатывая стратегию для своего видео. Однако идея о создании вирусного эффекта не должна быть краеугольным камнем в этом процессе. Всегда лучше думать о том, чтобы расширять свои художественные возможности, и стараться создать что-то неповторимое (и неповторяющее). Вот шесть стратегий для создания видео – они не могут гарантировать или предсказать вирусный эффект, однако помогут создать что-то, что уж точно может быть замечено на YouTube и за его пределами.
1. РАСКРЫВАЙТЕСЬ КАК ЛИЧНОСТЬ В ВИДЕО
Это самое главное, и это правило номер один для любого исполнителя и художника. Если вы хотите достучаться до своих потенциальных слушателей, позвольте им увидеть, кто вы есть и с кем они имеют дело. Если вы думаете, что все сделает музыка, то незачем тогда и видео снимать, не правда ли? Но если вы все же взялись за съемки, оно должно усиливать эффект и позволять глубже проникать в ваше сознание и вашу музыку. Это относится ко всем типам музыкантов. Например, вы хотите сделать что-то эмоциональное и пронзительное (как Drake), или показать жестокие реалии вашего окружения, места, где вы выросли (как Kendrick Lamar), каждый кадр должен точно и красочно описывать ваше состояние и то, что вас действительно волнует.
У каждого исполнителя своя собственная история. И даже если у многих они похожи, на то вы и музыканты, чтобы рассказывать их по-своему. Возможно, вы не полностью раскрываетесь как личность через свою музыку (хоть и стремитесь к этому, и это очень здорово) – в этом случае видео для вас лучший помощник. Именно у видео есть мощь, которая помогает дотянуться до более широкой аудитории.
2. СВЯЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ И МУЗЫКУ
Звучит очевидно, однако, просматривая разные видео, обратите внимания на то, что видеоряд очень часто не имеет совершенно никакого отношения к тому, что поется в песне. Некоторые исполнители позволяют себе делать видео ради видео, хоть какого-то изображения, не думая о его привязке к тексту (не будем приводить примеры, чтобы никого не обидеть). Как независимым музыкантам, едва ли вам захочется вкладывать огромное количество сил в создание чего-то, что в итоге не будет иметь особо смысла. Подумайте, как визуализировать вашу лирику? Вовсе необязательно проводить тщательный анализ каждого слова и строчки и искать им аналог в визуальном мире, но думайте о том, какие части песни сработают лучше всего вкупе с видео, с помощью чего усилится эффект слов? Внимание к таким вещам является ключевым, потому что дотошные поклонники или люди, которые впервые обратили на вас внимание, всегда оценят умные ходы в связи слов и видео, и оценят ваш художественный потенциал.
Также не стоит повторять то, что до вас сделали уже миллионы других: если вы рэпер, не надо дергаться около кабриолета, набитого полуголыми леди, или если вы рокер, то бесноваться в гараже уже тоже поздновато. В то время как такие клише могут использоваться супер-звездами, за каждым шагом которых следят тысячи поклонников, молодым музыкантам нужно быть изобретательнее. Всегда можно пойти от обратного: понаблюдайте за вашими любимыми песнями, где есть саундтрек (именно саундтрек, а не score – оригинальная музыка) – почему и где работают песни, о чем в них поется, что происходит на экране? Это очень хорошо помогает. Не начинайте думать о клипе на пустом месте, или даже если музыка сама по себе по духу навевает ассоциации с каким-то визуальным сопровождением. Отложите песню и возьмите только текст, вы удивитесь, насколько много идей может прийти в этом случае.
3. НЕ ЖДИТЕ ВИРУСНОГО ЭФФЕКТА ОТ ВИДЕО С ТЕКСТОМ
Мы посвятили предыдущий пункт тексту, здесь же пойдет речь немного о другом. Это правильное решение – иметь на своем YouTube-канале пару видео, с помощью которых слушатель может выучить ваши песни и подпевать вам на концертах. Однако ждать от этих видео вирусного эффекта не стоит. Для каждого зрителя текст – это отвлекающий элемент, даже если это лишь титры, наложенные на полноценное видео. Выкладывайте видео, в которых не будет ничего постороннего, в которых слушатель/зритель может наблюдать за событиями и следовать за музыкой.
4. ОГРАНИЧЕННЫЙ БЮДЖЕТ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ИДЕЙ
В некоторых случаях это неправда, но тем не менее… Опытные DIY-режиссеры, которые сами пишут сценарии, сами продюсируют, сами снимают и продвигают свои фильмы, натренированы до такой степени, что уже на стадии написания сценария, просчитывают в голове детали и пишут текст, учитывая последующую стоимость каждой мелочи в нем. Но бояться все равно не стоит. Такая закалка приходит очень быстро, если речь идет о коротких видео – не нужно быть гением смет, чтобы просчитать бюджет (особенно, если он нулевой, ха-ха). Довольно часто бывает, что музыканту приходит в голову гениальная идея видео, но заканчивается весь процесс на мысли о том, что реализовать идею невозможно. Такая установка не приведет вас никуда, и это касается не только создания видео. Не нужно стараться делать все самостоятельно, расскажите о своей идее друзьям – режиссерам, бутафорам из местного театра, менеджеру ивент-агентства – кто угодно может оказаться полезным в осуществлении идеи. Правильно подобранная и хорошо вдохновленная команда способна творить чудеса. Короткий безбюджетный клип любой сложности на несколько минут можно снять за 1-2 дня, и уж точно друзья найдут время для того, чтобы вам помочь.
Чаще всего идеи видео, которые становятся вирусными, приходят из самых потаенных уголков нашего разума, отвечающих за «идиотизм». Идиотизм не в плохом ключе – так иногда описывается сумасбродство и наивность. Поэтому не стесняйтесь фантазировать и дайте своему воображению порезвиться вволю. Рэпер Lil Dicky практически без бюджета сделал видео, где он снует по Лос-Анджелесу, стучится в двери богатых домов и рассказывает владельцам о том, что он хочет сделать клип без денег, и ему нужны кое-какие роскошные интерьеры, и мол, не согласятся ли они впустить его и его команду в дом на 15 минут, чтобы сделать пару кадров. Кто-то отказывает, кто-то впускает – так и начинается видео. Его интересно смотреть даже тем, кто совершенно не интересуется рэпом, просто потому что это смешно и любопытно. Задумайтесь, сколько подобных идей можно придумать всего за несколько минут? Самые безрассудные и, на первый взгляд, глупые задумки очень часто можно реализовать быстро, дерзко и бесплатно.
5. СЛЕДИТЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Даже если вы поете о прекрасных девах и вурдалаках, даете концерты в доспехах и смотрите исключительно фэнтези, окружающий мир не перестает быть реальным и наполненным событиями. Казалось бы, так просто сделать видео на злобу дня, однако множество DIY-музыкантов использовали имена знаменитостей в названиях и пытались как-то рефлексировать на темы современности, но проваливались. Чтобы эта стратегия работала, нужно сначала усвоить все перечисленные выше правило, но факт остается фактом: быстрее всего разлетаются видео, в которых отражены самые острые темы, социальные тренды и звездные имена. Если у вас есть песня, которая естественным образом становится вирусом, в ней есть темы, волнующие молодежь вашего города, или вы ловко использовали в названии имя актера (например, как “Michael Cera” или “Bela Lugosi is Dead”) – то задачи по созданию видео упрощаются, а связь с поклонниками, прессой и блогами становится более вероятной.
6. КАКИЕ ВИДЕО СНИМАТЬ?
Помимо видеоклипа на целую песню, можно придумать еще множество форматов, которые потенциально могут быть вирусными. Мы уже писали о том, что можно выкладывать на YouTube. И список здесь отличается не сильно. Как мы уже сказали, вирусный эффект может пойти в самый неожиданный момент и может не случиться, когда вы приложили все усилия для его создания. Что бы вы ни снимали – видео с репетиции, тизер альбома, приглашение на концерт и т.д. – когда вы выкладываете видео в сеть, обязательно проставляйте все теги и ссылки на ваши ресурсы. Представьте, что вы снимаете на телефон барабанное соло вашего барабанщика, а он вытворяет что-то очень смешное. Теперь представьте, сколько людей могут поделиться этим видео в сетях. Пусть ваш друг не останется безвестным «барабанщиком, проглотившим палочку» в поисковике, пусть все знают, где он играет, где послушать вашу музыку и куда сходить на концерт.
Не подражайте тому, что принесло успех другим, но не забывайте наблюдать за работой коллег музыкантов – тех, кто находится там же, где и вы, или только что перешел на новый уровень. Будьте в курсе того, кто с кем работает, кто был режиссером прошлого видео ваших знакомых, которое вам нравится, где есть классные места для съемок и т.д. Вне зависимости от того, сколько вам лет, старайтесь уделять внимание тому, что нравится подросткам и совсем молодым людям. Потому что большинство людей совершенно бессознательно утрачивает связь с этим миром, незаметно для себя превращаясь в старых ворчунов, которые уже в 25 сетуют на то, что «раньше было лучше». Самая активная часть слушателей – это молодежь. Люди меньше общаются и ходят гулять, зато очень много переписываются в соцсетях и делятся видео. Не нужно идти на поводу у этих трендов, но учитывать их, разумеется, стоит.