Андрей Клюкин о «Дикой Мяте» - финансы, лайн-ап и общение с кумирами
Сегодня мы говорим с Андреем Клюкиным, продюсером фестиваля «Дикая Мята» и арт-директором арт-кэмпа «Дикая Мята».
— В последнее время в контексте «Дикой Мяты» часто звучит определение «Музыкальная долина», вы можете подробнее рассказать, что это? Перекликается с Силиконовой долиной.
— Мы два с половиной года назад открыли арт-кэмп «Дикая Мята». Сейчас, с одной стороны, это место туристического притяжения: построено тридцать комфортных, современных и уютных домов для размещения гостей. Есть классный ресторан, бассейн, фитнесс-зал, река, лес. Короче все, что нужно для отдыха. А с другой стороны, мы работаем над тем, чтобы отдых тут проходил под определением «Творческий отпуск».
Есть концертный клуб, где 2-3 раза в неделю проходят концерты, есть студия звукозаписи, арт-амбар, в котором работает школа живописи и проходят мастер-классы. К нам приезжает огромное количество музыкантов, кто-то работает над новым альбомом, кто-то едет за вдохновением, кто-то просто для того, чтобы отдохнуть от туров. Нам это нравится, и в планах создать идеальную инфраструктуру для творческой работы. Добавить репетиционное пространство, студию для создания фото и видео контента. Расширить образовательную программу.
Сейчас тут проходит 4 смены для юных музыкантов в возрасте от 6 до 14 лет и 4 смены для уже состоявшихся артистов. У нас они учатся работать на сцене, в студиях, со СМИ и соц.сетями. Короче да, аналогия с Силиконовой долиной видимо актуальна, только мы про создание музыки во всех ее аспектах: обучение, создание, запись, продвижение.
— Вы работаете с инвесторами? Кто финансирует проект.
— Пока никто. Исторически сложилось, что мы независимый фестиваль, и никто нам не диктует форматы. Ни музыкальные, ни аудиторные, ни визуальные. Конечно, так тяжелее, энергии тратится много больше, но с другой стороны, у нас есть партнеры, которые поддерживают нас в создании Музыкальной долины. Все они большие энтузиасты своего дела и профессионалы. Мы находимся на одной волне, чувствуем друг друга и наше общение — это сейчас уже скорее общая работа, которая перешла в статус дружбы.
— Что вы имеете ввиду?
— Ну вот смотрите. Например, в Туле, а это наш якорный регион, есть абсолютно легендарный производитель микрофонов «Октава». Чтобы было понятно, с одной стороны, в «Октаву» сказал свое «ПОЕХАЛИ!!!» Юрий Гагарин, а с другой стороны — в такой микрофон поет Мерлин Мэнсон. И вот они полностью оснастили арт-кэмп «Дикая Мята» своими микрофонами.
Или есть российский производитель акустических систем «АВРОРА». Я вам скажу, что это лучшие концертные системы, которые я когда либо слышал. В нашем концертном клубе стоит именно такая, и в 2025 году мы планируем установить на нашей стационарной сцене «МАЯК» такую.
Или возьмем «Музторг» — это крупнейшая российская эко-система для музыкантов. Там всё от А до Я. Вообще сложно представить себе музыкальный рынок без этой компании: все инструменты, всё оборудование, все расходники. Вся техническая оболочка работы с музыкой от коммутации до программного обеспечения. И понятно, что «Музторг» полноценный участник создания Музыкальной долины. Мы работаем и по оснащению студии, и по работе в клубе. Конечно, будем работать и дальше.
Я благодарен судьбе, что у нас сложились отношения с такими невероятными профессионалами и энтузиастами!
— Давайте поговорим о музыкантах. В арт-кэмпе «Дикая Мята» проходит много фестивалей, в которых вы выступаете в качестве музыкального продюсера. Вы сами общаетесь со всеми артистами? Это плюс или минус работы? Говорят, что с кумирами лучше не общаться лично.
— Огромное спасибо за точный вопрос. Скажу честно — я стараюсь минимизировать общение с музыкантами. И это не вопрос потенциального разочарования в артистах, как в людях. Тут скорее вопрос в том, что я как продюсер — заложник концепции своего же фестиваля. «Дикая Мята» это в первую очередь показ зрителям новой, яркой и талантливой музыки. Я с огромным вниманием составляю программу, отслеживая все яркие дебюты, новые альбомы, тренды. И поэтому на 50% каждый фестиваль — это новые имена. Но не просто новые артисты, а те, которых лично я считаю очень талантливыми. Зрители это ценят, мы, как фестиваль, получаем обратную связь от тех, кому мы определили плейлисты на год вперед. В этом суть «Дикой Мяты» — поддерживать, давать толчок, фокусировать внимание на новой музыке.
Вот проходит фестиваль, и начинается работа по созданию лайн-апа следующего года, и участники прошедшей «Дикой Мяты» предлагают свои выступления. Но мы не можем принять все эти предложения. Состав участников должен обновиться минимум на 50%, и ты вынужден выбирать между любимыми и любимыми музыкантами. Еще болезненнее отвечать на вопросы типа: почему мы не можем второй раз сыграть, когда вот другая группа может? Короче, это каждый раз разорванное сердце. Уверен, что я помру не от напряженной работы, а от переживания за любимых артистов. Каждый отрицательный ответ — это щемящее сердце и я стараюсь избегать общения, чтобы не перегружать нервную систему.
— А давайте в конце интервью я все же задам вот этот самый вопрос — почему в некоторых случаях вы можете повторяться, а некоторых нет?
— Ну тут ответить не сложно. Мы постоянно мониторим мнение зрителей и подписчиков. Это происходит как в соц.сетях фестиваля, так и в моем личном ТГ-канале —
Не важно на какой сцене, не важно в какое время, но они выступают так, словно это их последнее выступление в жизни. Они не «красуются» перед зрителями, не грузят их неуместными разговорами. Они играют, и играют так, словно они — главная группа на фестивале. Они и после максимально заряжено работают со СМИ в сетях, мощно продвигают свои релизы. Короче, дичайшее гребут, а не катятся по течению. Таких, конечно, мы зовем на следующий год. И такие артисты со временем становятся хэдлайнерами «Дикой Мяты». Мы ведь фестиваль полного цикла. В 90% случаев наши хэдлайнеры — это артисты, которые пришли на «Дикую Мяту» в статусе новичков. Этот процесс — главная энергия, на которой мы существуем. Для нас нет ничего ценнее успеха любимых и талантливых артистов, с которыми нам посчастливилось поработать на фестивале.