ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВЫ ПОДПИСЫВАЕТЕ КОНТРАКТ С ЛЕЙБЛОМ?

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВЫ ПОДПИСЫВАЕТЕ КОНТРАКТ С ЛЕЙБЛОМ?

Индустрия звукозаписи продолжает борьбу с неуклонным падением продаж альбомов на физических носителях, а теперь к этому добавилось и падение продаж музыки онлайн. В этой неразберихе независимому музыканту довольно тяжело спланировать свой путь к процветанию и успеху. Однако лейблы существуют по сей день, помогая артистам выживать в суровой действительности. Если вы поняли, что готовы к сотрудничеству с организациями подобного формата, то самое время понять чем они друг от друга отличаются.

Три пути для построения бизнеса в музыке выглядят примерно так:

  • DIY (do it yourself – полностью самостоятельное ведение дел)
  • Независимые лейблы
  • Мэйджоры

Попробуем разобраться во всех положительных и отрицательных аспектах, касающихся каждого из направлений.

DIY

Положительные аспекты:

 1. 100% самоуправление. Отсутствие лейбла полностью освобождает вас от ответственности перед кем-либо, кроме вас самих, и вы можете сами определять направление своей музыки и дел, с нею связанных.  Вы сами полностью контролируете маркетинг, и вольны отвечать «да» или «нет» тем или иным возможностям, открывающимся перед вами.

2. 100% владение правами. Без лейбла все деньги, заработанные на продажах записей и концертах, отправляются прямиком в ваш карман.

3. Собственная команда. Do it yourself (сделай сам) – не значит «делай в одиночестве». Вы сам себе босс, и вольны окружать себя людьми, которые верят в дело, которое вы делаете, и которые обладают достаточным количеством навыков для достижения успеха.

Отрицательные аспекты:

1. Ограниченные ресурсы. Отсутствие лейбла также означает, что все затраты на запись, дистрибуцию, маркетинг и все прочее, лежат исключительно на вас самих.

2. Ограниченные связи. Одним из самых главных преимуществ сотрудничества с лейблом является доступ к их контактам, которые открывают дверь к новым людям и возможностям для вашего дела. Без лейбла ваша «сеть» зачастую ограничена лишь теми, кого вы знаете лично.

НЕЗАВИСИМЫЕ ЛЕЙБЛЫ

Положительные аспекты:

1. Команда, которая верит в вашу музыку. Инди-лейблы – это небольшие компании, которые не зависят от совета директоров, решающих, каким должен быть звук или следующий клип, основываясь только на показаниях графиков.

2. Личные отношения с этой командой. У независимых лейблов обычно не такие большие каталоги исполнителей, что позволяет последним напрямую встречаться с командой и обсуждать насущные вопросы.

Отрицательные аспекты:

1. Финансирование. Проблема независимых лейблов, которые друг от друга очень сильно могут отличаться размерами и успехами, это, конечно же, деньги. Недостаточное финансирование – это меньший бюджет на запись, производство CD или винила, упаковку, организацию тура и т.д.

2. Размер. Да, маленькие лейблы позволяют развить доверительные отношения между артистом и командой, однако это также значит, что у лейбла гораздо меньше влияния и связей в индустрии.

МЭЙДЖОРЫ

Положительные аспекты:

1. Финансирование. Да, бюджеты у них уже далеко не такие, как прошлом, однако у мэйджоров по сей день предостаточно денег на маркетинг и производство.

2. Связи. Многолетняя работа (новые мэйджоры, как вы могли заметить, не появляются) – это огромное количество связей в индустрии, что всегда полезно для молодого музыканта.

3. Репутация и влияние. Одно из главных преимуществ работы с мэйджором – это его договоренности со СМИ, или, по крайней мере, обязательный интерес к новым артистам со стороны медиа.

Отрицательные аспекты:

1. «Текучка» кадров. Вопреки всеобщему заблуждению, мэйджоры по сей день подписывают огромное количество артистов. Дело в том, что с большинством из подписанных отношения разрываются очень быстро.

2. Не самые благоприятные для артиста предложения. Поскольку мэйджоры, в первую очередь, занимаются бизнесом, то главным их интересом является извлечь как можно больше прибыли из вас, не только вернуть то, что в вас инвестировали. Дело не только в небольших роялти для музыканта, но также и в том, что вы частично теряете художественный контроль над тем, что делаете.
 

КАКИЕ ТИПЫ СОГЛАШЕНИЙ СУЩЕСТВУЮТ?

Если вы понимаете, что лейбл – неважно, инди или мэйджор – это то, что вам нужно, вы должны знать, какие типы соглашений вы можете подписывать. Вот основные:

1. Производство. Вместо того, чтобы сразу подписывать контракт с лейблом, можно подумать о том, чтобы заключить его напрямую с продюсером, который непосредственно работает вместе с вами над созданием альбома. Однако в некоторых случаях это будет означать, что он будет забирать себе большее количество роялти. Тут все зависит от ваших личных бизнес-навыков.

2. Соглашение о дистрибуции. Это самый простой вид соглашения. Здесь затраты на производство альбома несете вы сами, а лейбл ответственен за то, чтобы альбом появился в магазинах. Такое соглашение может также включать в себя обязанность лейбла продвигать ваши видео, синглы и все прочее. Зачастую здесь не будет аванса, а по итогам продаж лейбл заберет себе около 25% прибыли.

3. Стандартный контракт с мэйджором. В прошлом самый распространенный вид соглашения, и о нем рассказано в большом количестве книг и фильмов. Здесь лейбл становится важной частью развития музыканта, берет полный контроль над записью и распространением. В большинстве случаев артист получает от лейбла аванс. Как только аванс покрывается, артист начинает получать роялти в размере до 15%.

4. The 360 deal. Многие говорят о том, что это будущее музыкальных лейблов. В данном случае лейбл контролирует вообще все аспекты музыкальной жизни артиста, от развития бренда до гастролей, и получает процент ото всех видов прибыли, не только от продаж записанного материала. Выгода для музыканта здесь в том, что он раз за разом получает еще больше возможностей зарабатывать, однако и отдает в карман покровителя он тоже больше.

КУДА ИДУТ ДЕНЬГИ?

Зачем подписываться на лейбл? Разумеется, затем, чтобы записывать и продавать музыку. И вот чего стоит ожидать, подписав контракт:

CD. Если вы выпускаете диски, в процессе участвует несколько типов людей, которые по итогам получают: артист – 6,6%, продюсер – 2,2%, авторы песен – 4,5%, дистрибутор – 22%, розничный продавец – 30%, производящая компания – 5%, рекорд-лейбл – 30%.

iTunes. Здесь количество участников процесса несколько меньше, что однако не особо увеличивает личный доход артиста: Apple забирает 30%, лейблу остается 70%, из которых они выплачивают около 12% артисту. Стоит отметить, что ставка iTunes в некоторых случаях (в зависимости от лейбла) может достигать 50%. Поэтому остальные средства распределяются исходя из суммы, полученной лейблом или агрегатором контента с витрины.

Вот несколько путей, которые могут вам подойти. Здесь не существует правильного или неправильного ответа – вам нужно взвесить все «за» и «против», и выбрать подходящий для вас путь. Забудьте о том,  что найти лейбл очень сложно – это лишь миф. Если очень нужно – он всегда найдется, в России или за рубежом. Главное, четко понимать, что именно это вам необходимо для продвижения к своей цели.

Предыдущая Следующая