Greg Phillinganes: главный сессионный и туровый клавишник поп-музыки. Часть 1

Greg Phillinganes: главный сессионный и туровый клавишник поп-музыки. Часть 1

"Если ты должен делать что-то одно и то же каждый вечер - это что-то правильное", - говорит легендарный клавишник Грэг Филлингейнс о новом градниозном проекте Cirque du Soleil под названием "Michael Jackson: The Immortal", в котором Грэг является композитором."Музыка здесь имеет ряд четких требований, однако внутри этого императива есть большая свобода. Это дает возможность создавать восхитительные вещи, и все мы чувствуем себя, будто на записи уникальной пленки каждый вечер!"

Филлингейнс имеет невероятную дискографию, от записей со Stevie Wonder еще в юности, и до многочисленных туров вместе с Quincy Jones, Michael Jackson, Eric Clapton и Toto. Филлингейнс создает шедевральные партии, не важно будет ли это джазовое фортепиано или воздушная синтезаторная линия. Многие называют его самым "плодовитым" сайд-мэном. Однако, вне концертов и шоу, он остается по-настоящему великим клавишником.



Как вы пришли в музыку?


Первое мое знакомство с музыкой состоялось в возрасте двух лет в моем родном городе Детройте. У наших соседей было фортепиано, и я просиживал часы за ним, пытаясь играть мелодии на слух. Когда же моя мама наконец выяснила, где я провожу время, она удивительно быстро решилась поехать в город и купить мне прекрасное классическое пианино. Оно было огромным, но, впрочем как и все остальное, когда тебе самому два года. Я залез на него, и с тех пор это пианино стало моим лучшим другом.

Вы брали уроки по фортепиано?

Да, все началось лет в шесть. Они стали неотъемлемой частью моей жизни. Я начинал у детского преподавателя, а затем перешел к учителю для продвинутых учеников. Но скоро во время моих занятий, я стал уделять меньше и меньше внимания тому, чему меня учили. Я все время хотел играть что-то свое. Однако в свою очередь это чувство требовало тренировки и развития, поэтому моя мама отвела меня к прекрасному учителю, который являлся пианистом Детройтского филармонического оркестра. Это был деловитый русский еврей, который мог одним пальцем разбить оконное стекло. Он был очень крут и быстро осадил мое бунтарство. Я обучался у него, будучи подростком.

Какого рода вещи он преподавал?

Я изучал технику и классический репертуар. Он научил меня конкретному методу игры, который я использую по сей день: чувству равномерности, когда твои кисти стабильны, не уходя вниз или наверх. Это ровная линия, которой держатся твои руки, что бы они не играли. Миша Коттлер (так звали преподавателя) клал два пальца на мою кисть, чтобы она не двигалась. Если кто-то хвалит мою скорость и ровность, это все заслуга Миши.

Помимо вашего классического обучения, какую музыку вы слушали в то время?


Ну, это были ранние 70-е. Я был в старшей школе, и впервые услышал джаз. С моим другом мы шли к нему домой после школы и слушали всех. От трубачей типа John Coltrane и Sidney Bechet, до басистов или же барабанщиков типа Art Blakey. Конечно же мы слушали и пианистов: Herbie, Chick, Monk и так далее. Мы учились угадывать различия в стилях музыкантов. Мой друг был удивительно разборчив. Он по-своему учил меня разбираться в джазе. Впрочем, я слушал и поп-музыку - все от Beatles и Rolling Stones до записей Motown и так далее. От Creedence Clearwater Revival и Crosby, до Marvin Gaye — я впитывал все.

Какие клавиши у вас тогда были?


Большую часть времени я играл на Fender Rhodes, но я не имел своего собственного инструмента - я одалживал клавиши у другого парня из группы. Затем в 1974 этот парень сделал глупость, одолжив мне на лето ARP Odyssey. Я взял первые ноты и уже не мог оторваться от них. Я фактически ел и спал вместе с ними. Мои бедные соседи должно быть не раз в ужасе просыпались, слыша волнообразные инопланетные мелодии из моей спальни.

Когда вы поняли, что хотите зарабатывать музыкой на жизнь?

Переломный момент наступил в восьмилетнем возрасте, когда я увидел выступление Beatles на шоу Эда Салливана. Кроме того на меня повлияли Monkees и Jackson 5. Но конечно, настоящий ответ на вопрос - это Stevie Wonder. Всю мою жизнь я любил все, что делает Стиви Уандер, и на стенах у меня всегда висели его постеры. Когда мне было 18, один барабанщик из группы, где я играл, был приглашен на встречу со Стиви. Я был вне себя от волнения. И этот барабанщик настоял, чтобы я записал на кассету что-то из своей игры, чтобы он затем отдал эту кассету Стиви. Я послушался, и на следующий день мой друг отправился на встречу. Шли дни, которые для меня превратились в бесконечность, и вот одним утром он позвонил мне и сказал: "Стиви хочет видеть тебя в Нью-Йорке" Стоит ли говорить, что я был, мягко говоря, взволнован!

В день вылета в Нью-Йорк, меня попросили заехать в дом Стиви в Детройте и захватить одного из его братьев с собой в аэропорт. Да, теперь все знают, где живет Стиви Уандер, но вот так я внезапно оказался у него дома. Итак мы летели в Нью-Йорк, и я внезапно попал в его студию, ту самую "Hit Factory". Я был как на иголках, хотя старался выглядеть спокойным. Спустя какое-то время, показавшееся мне часами, двери лифта открылись и в помещение вошел Стиви. Мы пожали друг другу руки, стали разговаривать, и он сказал, что ему нравится мой звук. Это был наверное один из самых великих моментов в моей жизни. Затем он стал разбирать со мной свою новую песню, в то время как я пытался сохранять хладнокровие всеми силами.

На следующий день была встреча с остальными участниками группы, эдакое формальное знакомство. После мероприятия, я сел в машину вместе со Стиви. Он спросил, каково это стать частью Wonderlove? Это было название его группы. Я знал, что он большой шутник, так что переспросил, серьезно ли он говорит? Он ответил "конечно!" Тогда я спросил: "Вы не будете против сообщить об этом моей маме?" Я думал про себя, ну когда речь заходит о матери, он не станет больше забавляться. Но он ответил опять, "конечно!" Тогда мы вернулись опять в студию, я набрал номер и дал ему телефон. Моя мама взяла трубку и первый, кого она услышала на том конце провода был Стиви Уандер, говорящий, что хочет взять ее сына к себе в группу. Это было за месяц до моего 19-го дня рождения, и за месяц до 25-го дня рождения Stevie. Настолько молод он тогда был. Я работал с ним почти четыре года.

А ваш друг барабанщик, он получил работу?


Вообще-то нет, но здесь есть хорошее окончание истории. Он стал играть с джазовым вибрафонистом Roy Ayers, а позже со многими другими известными музыкантами как Michael Jackson, Eric Clapton, Whitney Houston, Steely Dan - его имя Ricky Lawson.


Материал подготовил: Боб Фефилов

Предыдущая Следующая