КАК БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ ГРУППЫ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА: ЕЩЕ 9 УРОКОВ

КАК БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ ГРУППЫ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА: ЕЩЕ 9 УРОКОВ

«Если хочешь идти быстро - иди один. Если хочешь уйти далеко – бери с собой других», - гласит старая африканская поговорка. Что ж, она вполне подходит и для нашей темы. Если вы очень увлечены своей музыкой и делаете успехи, то, скорее всего, хотите и дальше расширять свои границы и двигаться вперед.

Даже если вы привыкли к самостоятельной работе, в определенный момент вам все равно придется научиться полагаться на других людей, и быть уверенными в том, что они придерживаются тех же стандартов, что и вы. Хорошо делать музыку и быть хорошим лидером – это две совершенно разные вещи. Чем быстрее вы это поймете, тем сильнее будет ваша команда.

Собираете ли вы группу, являетесь музыкальным продюсером или подбираете музыкантов для записи или отдельного выступления, в любом случае вам нужно уметь проявлять лидерские качества. Горизонталь власти в этом деле – это миф. В коллективе должен быть человек, который будет принимать решения и направлять остальных. Вот несколько вещей, которые помогут вам развить в себе настоящего лидера и добиться самых лучших результатов от окружающих.

1. БУДЬТЕ ЗАЩИТНИКОМ

Это значит поддерживать товарищей не только тогда, когда они все делают круто, но и тогда, когда они совершают ошибки. Если вам приходится отчитываться перед кем-то извне, все ошибки должны быть представлены как что-то коллективное, нельзя говорить «Вы знаете, у нас новый человек в группе, и я понятия не имею, что произошло». Это только лишит чувства поддержки того самого нового человека и будет удерживать его от рисков в будущем. А это, сами понимаете, очень опасно. Ведь именно риски приводят к самым интересным результатам. Обсуждайте проблемы и разные вопросы лицом к лицу, вместе с другими членами коллектива, но никогда - на глазах у посторонних людей. Чьи-то ошибки – это ваши общие ошибки, как и победы в последующем. В конце концов, вы – «менеджер», и должны нести ответственность за все, что происходит в вашем коллективе. Оказывая ему поддержку, вы воодушевляете людей и придаете им смелости.

2. БУДЬТЕ ПРОЗРАЧНЫ

Очень важно, начиная играть с новыми людьми, быть абсолютно честными относительно того, что вам не нравится. Если кто-то, кого вы уважаете, играет совершенно неподходящую, по вашему мнению, партию, то надо заявлять об этом незамедлительно. Здесь вам понадобятся навыки концептуального обоснования своих слов. Если у вас есть некое видение, почему бы не постараться заранее и не описать его максимально точно?

Если вы будете замалчивать неудовлетворение просто из-за нежелания кого-то обидеть, далеко не уедете. В конце концов, никто не будет доволен результатом, а напряжение только возрастет. Иногда лучше сделать резкое движение, а затем извиниться и объяснить свою позицию, чем растягивать недовольство на долгое время и, например, срываться в самый неподходящий момент. Также всегда старайтесь делиться хорошими новостями и праздновать небольшие победы, не скупясь на комплименты и благодарности своим товарищам.

3. НЕ ДЕЛИТЕСЬ С НИМИ СОБСТВЕННЫМИ НЕПРИЯТНОСТЯМИ

Есть причина, по которой вы – босс, а остальные – нет. На вас лежит больше ответственности. Если вы запустили дело, не нужно распространяться о каких-то ненужных другим деталях. Конечно, вы можете рассказать на репетиции, что вам кто-то нахамил в магазине или у вас сбежала кошка. Но здесь речь идет о немного других неприятностях. Если вы берете на себя финансовые вопросы, связанные с записью и студией, или же самостоятельно договариваетесь с промоутером о ближайшим концерте, то всем остальным совершенно необязательно знать о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в этих делах (конечно, если коллектив не состоит из ближайших друзей). Позвольте им заниматься своим делом внутри группы и двигаться с собственной скоростью. Точно так же, если бы вы запускали компанию, то вашим сотрудникам уж точно не нужно бы было знать, какие у вас проблемы с адвокатами или финансированием. Ненужная информация может лишь отравлять атмосферу в коллективе. Вы – лидер, вам и нужно справляться с подобными вещами, не втягивая тех, кто никак не может повлиять на положение вещей.

4. ПОЗВОЛЬТЕ ВСЕМ ЗАНИМАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ

Конечно, если поджимают сроки, а второй гитарист все никак не может найти нужные ноты для соло, и вы прекрасно знаете, что сами сочините его за три минуты, то нужно действовать. Но если вас никто не подгоняет, старайтесь не делать работу за других. Если вы слишком часто пишете партии за других, то, во-первых, рискуете обозначить ненужность других людей, что может их оскорбить, во-вторых, они могут просто расслабиться и начать при любых неудачах полагаться на вас. А задача лидера - в том, чтобы обнаружить все лучшее, что есть в каждом из коллектива, и заставить это работать на общее благо.

Если вы видите, что у кого-то что-то упорно не получается, найдите время порепетировать с ним отдельно, без других. Пришлите ему все записи-референсы, чтобы он лучше вас понял. В конце концов, посоветуйте ему преподавателя, который мог бы улучшить ситуацию. В общем, проявляйте участие и поддержку, но ни в коем случае не берите на себя то, что должно быть сделано другим.

5. ОСТАВАЙТЕСЬ ЛИДЕРОМ И В СЛОЖНОЕ ВРЕМЯ

Вы устанавливаете правила, вы задаете тон и обозначаете, что приемлемо и что неприемлемо в вашем коллективе. У вас может быть жуткое похмелье, сильная ссора или даже разрыв с близким человеком, но если вы остаетесь стоять на ногах и продолжаете дело, то показываете окружающим очень хороший пример. По сути, вы должны быть сильнее всех остальных, или хотя бы притворяться сильными и работать больше, чем другие.

Возможно, вам приходилось слышать о боссе на работе (или подобные слова от знакомых) что-нибудь вроде «Ой, у него, кажется, сегодня хорошее настроение!». Что означает, что на любой запрос в этот день получение ответа «Да» становится более вероятным, чем в другие дни. Правильно ли это? Едва ли. Конечно, мы все не роботы, и действительно многие наши движения и слова зависят от настроения, но когда речь идет о серьезном деле, нужно уметь отключаться от личных переживаний и поддерживать последовательность в решениях.

Очень важно уметь управлять собственным стрессом. Каждый музыкальный проект – это масса веселья, а вместе с тем и сложных, почти невыносимых моментов. Старайтесь не делать поспешных шагов, когда у вас путаница в голове. Извиняйтесь, когда понимаете, что не правы. Вам простят небольшие слабости – нет ничего плохого в том, чтобы хоть иногда их показывать, а потом снова приниматься за работу.

6. МОДЕРИРУЙТЕ НЕГАТИВ И ПОЗИТИВ

Вы можете писать песни о боли и разочарованиях, у всех из коллектива могут быть личные проблемы и т.д. Вы можете обливаться слезами, сочиняя аккорды дома, глядя на фотографию покинувшей/его вас возлюбленной/го. Однако это не должно распространяться на репетиции. Общее дело, которым вы занимаетесь, должно осуществляться в приподнятом состоянии духа. Негатив убивает продуктивность! Если вы чувствуете, что кто-то из участников начинает распространять волны пессимизма, старайтесь сразу пресекать это.

Если вам самим очень сложно, и вы понимаете, что вас ждет трудный день, который закончится репетицией, на которую вам совсем не хочется идти, просто подготовьте несколько шуток. Серьезно. Это работает. Когда вы заявляетесь на студию в приподнятом настроении, это моментально распространяется на других (да-да, позитив так же заразителен, как и негатив). И уж особенно, когда окружающие осведомлены о том, что у вас трудный период в жизни, а вы находите в себе силы светиться и шутить, это заряжает остальных с двойной силой.

7. ЗАБЫВАЙТЕ И ПРОЩАЙТЕ

Иногда кто-то в коллективе делает такие вещи, за которые на него хочется накинуться и разорвать в клочья. Знакомое чувство? Однако делать так не надо. Лучше всего просто взять передышку. Вокруг всего лишь люди, а людям свойственно делать ошибки. Вот два вопроса, которые стоит себе задать:

«Это ошибка – следствие того, что они слишком много старались и просто немного перегорели?»

Если ответ на это - «да», то нужно высказать свое негодование лицом и к лицу и быть готовыми к тому, что ваш товарищ уже сам себя изрядно поругал за сделанное. Старайтесь не срываться на людях, когда они творят непонятно что, не копируйте их поведение. Вы всегда должны быть сильнее и рассудительнее остальных. И уж тем более, когда они вследствие каких-то проблем, сами не понимают, что делают. 

«Или это повторяющееся явление, и никакие разговоры не помогают?»

Если человек постоянно опаздывает на репетиции или приходит неподготовленным, то каким бы он ни был милашкой, стоит ставить вопрос очень прямо. Нужен ли вам этот человек? Поможет ли он вам прийти к успеху? Хочет ли он того же самого? Это совершенно нормально – искать людей и сталкиваться с неподходящими кандидатурами, даже уже начав с ними работать. Старайтесь распознавать такие явления как можно скорее и отказываться от людей, заметив, что они лишь тянут вас назад. Выгонять человека из группы – это стресс, но стресс куда меньший, чем постоянное недовольство, возникающее из-за его выходок.

8. ГОВОРИТЕ О СВОИХ ЧУВСТВАХ И СЛУШАЙТЕ ДРУГИХ

Если вы только начинаете играть с новыми людьми, или даже набираете их для отдельного проекта, а затем попрощаетесь с ними, старайтесь устраивать встречи вне репетиционного пространства или студии. Говорите о проекте, спрашивайте, чего именно люди ждут от этого, делитесь своими соображениями. Рассказывайте о каких-то личных делах и их связи с музыкой, о ваших глобальных планах. Пусть каждый чувствует себя свободно в разговоре – это очень важно. Даже если проект будет длиться всего пару месяцев, но люди будут приходить на репетиции, понимая, что их там ждет тепло и понимание, это создаст очень хорошую атмосферу. Однако не забывайте, что все душевные разговоры должны оставаться за пределами рабочих часов!

9. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИНТУИЦИЕЙ И СПРАШИВАЙТЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ

Лидерство также заключается в умении пользоваться шестым чувством. Можете ли вы видеть будущее? Не пугайтесь, это не из раздела мистики, это просто означает умение пользоваться своим опытом и аккумулировать опыт других, не тратя на это слишком много времени. Если вы приводите в коллектив кого-то нового, означает ли это, что другой человек, уже находящийся там, с чем-то не справляется? Возможно, вам нужно немного поменять расписание репетиций? Возможно, кому-то нужно немного больше времени на оттачивание какой-то части, и если он проведет неделю дома, не являясь на репетиции и тренируясь в одиночестве, то он покажет лучший результат. Не забывайте, что нет универсальных методов для всех и каждого. Если вам кажется, что три-четыре репетиции в неделю смогут решить все проблемы, то не надо думать, что то же самое думают и другие. Как говорится, whatever works.

Говорите со своими товарищами, спрашивайте, какие методы работают для них лучше всего. Конечно, некоторые ситуации требуют удара кулаком по столу, но большинство проблем все же можно решить мирно. Если кто-то нуждается в двухнедельном перерыве и обещает, что после этих двух недель он сотворит чудеса, давайте ему это время. Старайтесь слушать и слышать других и их просьбы, и они действительно смогут сделать невозможное!    

Предыдущая Следующая