РОК-ФЕСТИВАЛЬ СВОИМИ РУКАМИ. АППАРАТУРА И ЗВУКОУСИЛЕНИЕ

РОК-ФЕСТИВАЛЬ СВОИМИ РУКАМИ. АППАРАТУРА И ЗВУКОУСИЛЕНИЕ

Идея проведения рок-фестиваля на открытом воздухе всегда была и остается самой привлекательной опцией для самодеятельных промоутеров. Одно дело — концерт на малой сцене и под тёплой крышей, и совсем другое — выход буйства рок-н-ролла на открытое пространство.

Однако, помимо организационных моментов такого мероприятия существуют и технические проблемы, частично завязанные на конкретные составы музыкантов, принимающих участие в данном фестивале. А именно — минимальная номенклатура и набор звуковой и усилительной аппаратуры, необходимой и для комфортной работы музыкантов на сцене, и для комфортабельного звучания для аудитории фестиваля.

Естественно, что сейчас нет крайней необходимости бегать по знакомым и собирать у них аппаратуру для озвучивания площадки. В каждом крупном населённом пункте ныне почти наверняка существует прокатная фирма, занимающаяся постановкой звукового оборудования на подобные мероприятия. Другое дело, что готовые комплекты для подобных сценических решений будут наверняка дополняться какими-то компонентами бэклайна и наборами микрофонов. Но к этим неожиданностям несомненно нужно готовиться заранее и составлять списки необходимого для фестиваля оборудования. Первым делом надо разобраться, в каком количестве и какого типа нам необходим бэклайн, то есть усилители для гитар, бас-гитар и клавишных, а также рэковые обработки и микрофоны.

Необходимо понять, нужны ли на сцене два гитарных усилителя или один (и в какой конфигурации — комбоусилители или головы с кабинетами), а также необходим ли третий усилитель для акустической или ритм-гитары. Данная проблема решается обычным опросом групп, принимающих участие в фестивале; точнее — их менеджеров. Аналогично нужно выяснить, нежен ли усилитель для клавишных инструментов — даже в наши дни не редкость такой фестиваль, где выступают совершенно безклавишные группы; у многих же артистов клавишные партии идут вообще с предварительно записанной фонограммы. Так же нужно разобраться с количеством вокальных и инструментальных микрофонов в передней линии музыкантов — будем полагать, что вопрос подзвучивания ударной установки решен прокатной фирмой заранее. Коль скоро фестиваль планируется проводить на открытом воздухе, нужно выбирать модели микрофонов с максимальной защитой от внешних воздействий, а таковыми являются классические модели бренда Shure — вокальные микрофоны SM58 и инструментальные SM57, а также все их современные модификации, в том числе радиомикрофоны. Соответственно необходима радиосистема для хотя бы одного микрофона, предназначенного для вокалиста — мы рекомендуем надёжную систему Shure GLXD24E/B58 Z2 из тех соображений, что работать придётся именно с микрофонами Shure.

Ударную установку в комплектации бас-барабан / томы / стойки для тарелок / стойка для хай-хета ставится одна на всех — дело музыкантов каждой конкретной группы привезти с собой малый (ведущий) барабан, все необходимые тарелки и педаль, или педали для бас-барабана. Для музыкантов экстремальных стилей отметим, что установка двух бас-барабанов на фестивалях небольшого масштаба выполняется крайне редко, так что будем надеяться, что в игре вы пользуетесь педалью-карданом.

Абсолютно непраздный вопрос — количество мониторов на сцене, и соответственно, количество мониторных каналов на микшерном пульте. В идеале каждый музыкант в передней линии (или группа музыкантов, в случае наличия духовой или перкуссионной секции), должен иметь свой собственный монитор и отдельный канал на него. Вопрос внутриушного мониторинга должен рассматриваться отдельно — это личное дело каждого музыканта. Учитывая, что речь идёт о бюджетном фестивале, нужно знать, что неопытность многих исполнителей и звукорежиссёров при работе с внутриушными мониторами может стать причиной серьёзных проблем, поскольку при их использовании артист полностью отстраивается от шума аудитории.

Выбор усилителей для гитар и бас-гитар, о котором уже говорилось выше — целиком и полностью должен согласовываться с инструменталистами выступающих на фестивале групп. Далеко не всякий гитарист будет в наше время играть на чужом усилителе и предпочтёт скорее привезти на фестиваль свой собственный, неважно какой конфигурации. Однако нужно озаботиться наличием на сцене (или за сценой) одного-двух запасных усилителей, лучше всего, из соображений удобства работы, комбоусилителей. Лучшее решение для этого — комбоусилители Fender Twin Reverb '65 или подобные им. С усилением для бас-гитар несколько проще — на настоящий момент комбоусилители Ampeg стали своего рода стандартом для отечественной сцены, на них мы рекомендуем остановиться и музыкантам, и прокатчикам.

С особым вниманием надо подходить к выбору микшерного пульта для фестиваля, и это именно тот случай, когда действовать необходимо с запасом. Пульт должен иметь точно не менее 16 каналов, при этом мы не рекомендуем использовать при работе на открытых площадках пульты со встроенным усилением. Во-первых, в силу того, что усиления, обеспечиваемого таким пультом, всё равно будет недостаточно для работы с полноценными акустическими системами или линейными массивами, а также в силу большей эксплуатационной надёжности «чистых» пультов, тем более на открытом воздухе. Тракт усиления должен обеспечивать выходную мощность точно не менее 1 КВт на канал, однако ваши запросы по мощности зависят только от размеров озвучиваемой площадки. Требования к усилителям мощности — надежность и стабильность работы в любых условиях, и мы рекомендуем обратить внимание на продукцию бренда Crown, прошедшую испытания временем. Акустические системы, используемые при озвучивании локального рок-фестиваля, должны обеспечивать необходимый запас по мощности относительно усилителей — вряд ли при работе на не самой большой площадке необходима установка, то есть подвешивание линейных массивов. Впрочем, всё зависит от ваших пожеланий и финансовых возможностей. Говоря кратко, компоненты сценического звука и усиления для локального рок-фестивая должны быть оптимальными для его участников и организаторов по соотношению «цена-качество» и не являться чем-то чуждым и незнакомым для музыкантов. То есть главное требование к комплекту аппаратуры — музыканты и звукорежиссёры должны чувствовать себя с ним максимально комфортно и обеспечивать такой же звуковой комфорт слушателям на площадке.

Предыдущая Следующая