Записать альбом – огромное дело. Но не нужно забывать, что сразу после записи расслабленно откидываться в кресле со стаканом чего-нибудь прохладительного и ждать, когда на вас посыплются благоухающие лавры, всё же не стоит. Множество талантливо сочиненных и грамотно записанных альбомов остаются в забвении лишь потому, что у кого-то не хватает энергии и задора заниматься их продвижением.
НА ПРОТЯЖЕНИИ КАКОГО ВРЕМЕНИ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОМО?
В большой индустрии существует правило работы с альбомом, суть которого состоит в том, чтобы активно рекламировать запись в течение месяца после ее релиза. Почти так же в кино – успех фильма определяется по сборам первого уикенда + 2-3 недели проката. В случае же с независимыми музыкантами есть правило 9 месяцев, на протяжении которых необходимо целенаправленно, планомерно и терпеливо распространять о себе информацию.
Некоторые крупные лейблы даже отказываются от проектов, которые не выдержали соревнования с другими релизами в первую неделю. Но даже если вы сейчас запишете «Dark Side of the Moon» нашего поколения, то ему понадобится гораздо больше времени для того, чтобы найти своего слушателя. Этот альбом до сих пор не покидает мировые чарты. На втором месте после него – «Appetite For Destruction» Guns’N’Roses. Прошло уже 25 лет с момента его выхода, и по сей день не проходит ни недели, чтобы не было куплено, по крайней мере, пять тысяч его копий. Забавный факт, что судьба альбома сложилась вопреки правилу недели или месяца. Релиз самого альбома, затем сингла «Welcome to the Jungle» были не замечены публикой. И лишь спустя почти год запись повторно вышла на радио и, наконец, сработала. Если бы лейбл на тот момент сдался и не стал работать с GNR, то потерял бы одну из самых продающихся и влиятельных групп в истории рок-музыки.
Очень хорошо, если вы заранее представляете себе, что именно вы будете делать со своим альбомом – многие суетятся лишь по поводу того, чтобы анонсировать выпуск за пару недель, сыграть концерт-презентацию и постфактум вывесить фото с концерта в соцсетях. В то время как релизу необходим постоянный назойливый шум, до той степени, чтобы все от него устали. Знакома ли вам такая ситуация: вы постоянно видите приглашения в соцсетях, то и дело всплывают статьи о какой-нибудь группе, вам уже противно и вы не хотите ничего о ней знать. Но в конце-концов вам становится так тошно, что вы думаете: «Ну ладно, ЛАДНО! Я послушаю», и, о чудо! – они не так уж и плохи, и даже хороши! Чья это заслуга? Следствием чего является ваш великодушный жест нажатия на кнопку PLAY? Неустанной работы группы или ее менеджера/пиарщика.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОВОДОВ
Итак, с помощью чего, помимо альбома, можно постоянно создавать информационные поводы и будоражить общественность?
1.Синглы – самый очевидный вид релиза. До или после основного – не имеет значения.
2.Компиляции – если у вас за плечами уже есть несколько альбомов, самое время делать компиляции из невышедших песен, lofi-записей и т.д.
3.Кавер-версии – отличный инструмент промо. Лучше вкупе с видео. Возьмите песню, на которую не сделано столько каверов, сколько снято фильмов по книгам Стивена Кинга, выложите на YouTube видео, в заглавии указав название песни и в скобках название своей группы.
4.Живая запись/видео – поможет приобрести особо привередливых слушателей. А также докажет, что ваша музыка не просто продукт «студийного колдовства».
5.Акустическая запись/видео – в последнее время во всех столицах мира появляются небольшие продакшны, которые занимаются съемками видео с акустическими версиями песен разных групп (известных и неизвестных). Обычно это приятно смотреть и слушать, даже если группа совершенно не знакома – песни находятся в «девственном состоянии», и сразу видно, кого хочется слушать дальше, а кого – нет.
6.Совместные с другими музыкантами песни – также очевидный способ привлечь к себе внимание дополнительной публики.
Многие известные музыканты могут начинать подогревать интерес публики за год релиза альбома. Но в нашем случае это не работает – покуда вы не U2, Metallica или DJ Tiesto, вовсе необязательно тратить свои энергию и время на съемки тизера и бесконечные анонсы предстоящего релиза. Вам эти ресурсы понадобятся уже после даты Х. Если у вас есть небольшой пул поклонников – делайте записи в соцсетях, выкладывайте фотографии для них, но рассылать релиз по блогам и изданиям пока рано.
КАК ЗАПОЛУЧИТЬ ВНИМАНИЕ ПРЕССЫ?
Довольно тяжело заполучить новых поклонников, если о вас никто не пишет. Даже если вы не любимец критиков, вам все равно нужен хоть кто-то, кто уделит вам внимание в своих текстах. Журналисты пишут не только об известных музыкантах. В то время как некоторые из них заботятся только о тех, кто нравится лично им, множество других постоянно ищут новичков, чтобы не писать очередной текст на избитую тему. Поэтому «давать пищу» журналистам нужно постоянно, а не раз в два месяца с помощью
неумело написанного пресс-релиза.
Станьте узнаваемыми. Вашей целью должно быть не просто упоминание в статье, а создание собственной узнаваемости. Смысл в том, чтобы планомерно создавать свой образ в прессе, регулярно взращивая, а затем подпитывая интерес к себе. Знают ли люди, что у вас за спиной уже три альбома? Или кто-то из вас художник? Или то, что вы сделали самый оригинальный на свете кавер «Seven Nation Army»? Делайте информационный повод из всего интересного, что связано с вами.
Не пренебрегайте блогами и небольшими пабликами. Иногда тяжело быть замеченным даже местным меломаном с пабликом в тысячу подписчиков. Заполучить внимание 10-15% процентов блогов из всех, с кем вы связались – это уже большой успех. Многие блоггеры просто не потрудятся послушать даже 30 секунд вашей записи, покуда вокруг вас нет никакого хайпа. А как-то только вас коснется минимальный успех, среди них окажется множество ваших поклонников. И все не потому, что они идиоты – просто «не досмотрели».
Если вы слушаете много музыки, и постоянно копаетесь в разных блогах всех стран и народов, то у вас есть представление о том, кому нужно посылать информацию о вас. Большую часть времени необходимо потратить именно на то, чтобы найти правильные ресурсы, авторы и читатели которых являются вашими потенциальными слушателями.
Будьте готовы к тому, что множество ваших сообщений и писем уйдет вникуда – это тяжелая работа, которую нужно делать изо дня в день, не отчаиваясь. Первые же результаты дадут новый заряд и вдохновение.
Как ни странно, множество музыкантов живут с мыслью о том, что они не слишком классные для того, чтобы о них писали. Но самое крутое во всей блогосфере – это то, что блог может начать вести каждый и для каждого. Совершенно неважно, насколько ваша скромность подавляет ваше естественное артистическое желание быть известным – в огромном океане (болоте, если хотите) интернета обязательно найдется тот, кто захочет о вас написать. И тот, кто прочитает. Конечно, в России вы не насчитаете такого большого количества пабликов о блюграссе, как например о техно или металле, но, тем не менее, они могут помочь вам найти новых слушателей.
Несмотря на то, что будет тяжело поначалу, как только о вас напишут хотя бы два блога, появятся и новые, которые сделают это уже без вашей просьбы. Просто потому, что увидели запись у конкурентов. Как только найдутся заинтересованные в вашей музыке ресурсы и сделают первую публикацию, не останавливайтесь и оповещайте их о ваших новостях – внесите в список их контакты, и держите их в курсе. Идеальный интервал между новостями – 1-2 недели (не больше).
Почему важны как крупные, так и мелкие блоги?
Когда музыканты ищут поддержки в прессе и блогах, то почти всегда задаются вопросом – в крупные или мелкие блоги посылать информацию, да и следует ли тратить свое время на совсем мелкие ресурсы? Дилемма следующая: мелкие мало кто читает, а крупные тяжело заинтересовать. Оба утверждения верны, но у обеих историй есть и другая сторона.
Это правда, что у маленьких блогов мало читателей, но среди них обязательно есть дотошные и любопытные авторы больших сайтов, которые читают все, что только можно откопать в интернете, чтобы всегда быть в курсе происходящего. Представьте себе ребят с сайта Pitchfork – где они ищут информацию? Они доходят до самых маргинальных глубин, чтобы найти что-то интересное. Помните, что никто не читает блоги так много, как сами блоггеры.
Что касается известных сайтов – рассылка может сработать. Никогда не знаешь, что у редактора в голове. Вот сидит он утомленный тысячей бессмысленных, по его мнению, треков и альбомов и тихонько мечтает: «Вот бы появилась группа, в которой смешались бы звуки The Spin Doctors и The Baha Men…». Тут он открывает абзац с вашей биографией, и, о чудо, именно так вы сами себя описали. Редактор счастлив, публикует о вас статью, называет вас спасителями музыки, а затем тысяча блогов поменьше автоматически пишут о вас.
Продолжение следует.