Как не нужно описывать свою музыку

Как не нужно описывать свою музыку


Все мы сталкивались с трудностями, связанными с описанием собственной музыки. Иногда нужно сделать анонс концерта в соцсетях, иногда послать письмо на фестиваль – случаев предостаточно. И даже если вам всегда легко давались сочинения в школе, да и вообще не испытываете особых проблем при письменном изложении своих мыслей, то всегда очень сложно взять и в нескольких предложениях раскрыть суть собственной музыки. Знакомо? Наверняка да.

Представим, что вам нужно послать свои песни на какой-либо конкурс. И среди всех граф, которые нужно заполнить, вы видите «Несколько слов о группе». Тут-то вы и впадаете в медитативный ступор. Для начала – что пишут многие и чего писать не стоит:

1.«Вам просто стоит услышать это…» 
Одна из самых банальных фраз. Вы сжились со своей музыкой, она, разумеется, представляется вам чем-то совершенно уникальным. И вы ожидаете того, что только она коснется уха нового слушателя, перед ним откроются новые вселенные, и он станет вашим очередным фанатом. Но это не так (даже если ваша музыка и правда очень и очень хороша). Не забывайте о том, что люди живут в страшной какофонии звуков, и для того, чтобы вас действительно УСЛЫШАЛИ, должно сложиться очень много обстоятельств. «Вам просто стоит услышать это» только раздражает и заставляет подумать – зачем? Потому что вы не смогли найти 3-4 слов, чтобы описать свою музыку? Так не нужно требовать этого от слушателя. 

2.«Если вы любите музыку, вам это понравится…»
У людей множество мнений и разногласий относительно политики, философии, еды, религии, моды и т.д. Так что же делает вашу музыку такой универсальной? Не делайте подобных заявлений. 

3.Любые слова об уникальности
Слышали о скромности? Любая самая дикая экспериментальная музыка сейчас – это все равно ответ или продолжение какого-то музыкального наследия. Что бы вы ни играли, на вас влияет любимая музыка, окружающая вас действительность, проблемы и радости. Даже если и в самом деле вы звучите так, как не звучал до вас никто, слова об уникальности не прибавляют вам баллов. Такой воспринимается исключительно из уст наблюдателя – фаната или журналиста, но не от вас самих.

4.«Мы - лучшие»
Ну окей. И почему же вы до сих пор не знамениты?

Мы перечислили основные ошибки в описаниях музыки. А теперь попробуем разобраться, как же лучше подавать информацию. Сразу поясним, что текст о группе, будь-то релиз на страницах в соцсетях или описание для фестиваля, лейбла или конкурса, вызывает желание его прочитать и хорошо усваивается, если длина его не больше 1000 символов с пробелами. В программе Word есть специальная функция для вычисления количества знаков. Теперь немного о форме подачи информации. 
Если вы делаете встречу в ВК и FB, и знаете, что на него должны прийти все те, кто привык ходить на ваши концерты, это ваш родной город, и ничего нового вы не предложите, то вовсе не обязательно в очередной раз писать вашу историю. Будет достаточно нескольких новых фото, шутливого напоминания о том, что вы живы, сочиняете новые песни и вот, кстати, видео с последней репетиции. 

Если же вы предстаете перед совершенно новой публикой или пишете письмо важным для вас людям, то можете смело следовать этим советам:

1.Упоминайте другие группы разных стилей.
Не нужно делать упор на одну группу. Если вы играете пост-панк, то слова вроде «Если бы Joy Division жили в России в 2010-х, они звучали бы именно так» не подходят. Включите фантазию. Вспомните всех безумцев, которые подкатывали к вам после концертов и начинали впаривать абсолютно бредовые версии на тему того, какую музыку вы играете – типа «Ой ребята, вы так смело смешали дет-кантри с психоделом, а вообще отдает ранним Фрэнком Заппой…». Тогда вам показалось это полной околесицей, а теперь самое время воспользоваться всеми этими словами, сказанными доброжелателями. Делайте самые смелые заявления – в вашей музыке услышали отголоски самых разных времен и стилей, так почему бы не сделать из этого хороший пресс-релиз? Пусть это будет смесь прог-рока с ранним бритпопом, фриджаз и Bloodhound Gang в лучшие годы. Даже если вас сравнивали с чем-то, от чего лично вас тошнит, то не нужно брезговать этим в описании. Самые абсурдные сочетания иногда вызывают большой интерес. Попробуйте.

2.Выстраивайте ассоциативный ряд из немузыкальных вещей.
Ваш клавишник – моряк, и концерты с ним вы даете только в перерывах между его плаваниями. Вы живете в удивительном городе, в котором три магазина и минус восемь репетиционных студий. Ваша музыка – это саундтрек к фильмам Джима Джармуша. Что помимо музыки связано с вашей музыкой? У всех есть собственная эстетика и атмосфера. Говорите о том, что может почувствовать слушатель, о том, в какие пространства он попадет, слушая ваши треки. Если вам нравятся «проклятые поэты», венский акционизм, крепкие коктейли и тропические пляжи – не скупитесь на поэтичные описания всего того, что вас вдохновляет. Слова из ассоциативного ряда – это отличный посредник между вами и вашим потенциальным слушателем, вы не говорите о музыке напрямую и в то же время четко даете понять, О ЧЕМ она.

3.Используйте выжимки из статей.
Если они есть. Даже если о вас упомянули несколько блогов и если вам нравится написанное, смело вставляйте в кавычки эти слова и пользуйтесь ими в свое благо. Если публикаций не было, то есть и другой способ. Вспомните, приходилось ли вам делать описание для страницы концерта сразу нескольких групп? За неимением времени вы быстро написали несколько строк про каждого из выступающих. А потом вам говорили спасибо за классное описание. Ведь насколько легко дается описание других! Теперь подумайте, кого из доброжелательных коллег вы могли бы попросить сделать то же самое для вас. Другие музыканты видят вас со стороны и в то же время более глубоко проникают в суть музыки, чем простые слушатели. 

4.Используйте легенду.
Почему бы не побыть Бароном Мюнхаузеном? Вспомните тех музыкантов, да и вообще всех публичных личностей, интервью которых вам приходилось читать по многу раз. Не замечали, что некоторые из них на одни и те же вопросы отвечают совершенно по-разному? Невероятно скучно отвечать на одни и те же вопросы журналистов, поэтому они так делают. Никто не мешает вам придумать собственную сказку. Вряд ли кто-то удосужится проверить ее правдивость. Да и намного интереснее читать загадочную историю появления группы, нежели сухие факты. Переусердствовать, говоря о том, что барабанщик прилетел с другой планеты, конечно, не стоит. Но истории про то, что вокалист и басист решили создать группу после того, как вместе отбивались от стаи бандитов на Кубе, вполне работают. Не стесняйтесь экспериментировать и будьте смелее. 

Предыдущая Следующая