ПОЧЕМУ 10 ТЫСЯЧ ЧАСОВ ПРАКТИКИ СДЕЛАЮТ ИЗ ВАС ХОРОШЕГО МУЗЫКАНТА?

ПОЧЕМУ 10 ТЫСЯЧ ЧАСОВ ПРАКТИКИ СДЕЛАЮТ ИЗ ВАС ХОРОШЕГО МУЗЫКАНТА?
Многие из вас слышали утверждение, что десять тысяч часов практики способны сделать из вас мастера своего дела. Откуда пошло это утверждение? Оно основывается на исследованиях популярного канадского журналиста и социолога Малкольма Гладуэлла. Эту цифру он приводит в своей книге «Гении и аутсайдеры» (Outliers: The Story of Success, 2008).  Как он пришел к такому заключению? И, если оно верно, то как мы можем использовать эту информацию для того, чтобы добиться успеха? Гладуэлл исследовал примеры очень успешных людей из всех сфер, задавая вопросы и изучая истории успеха. В этой статье мы рассмотрим несколько примеров из его книги:
СКРИПАЧИ В БЕРЛИНЕ
В начале 90-х годов группа психологов из Берлина провели исследование среди скрипачей. Они выяснили, как «подопытные» практиковались в детстве, в подростковом и в зрелом возрасте. Всем из них был задан вопрос: «Сколько в общем часов вам пришлось провести, занимаясь скрипкой, с тех пор как вы впервые взяли ее в руки?»
Большинство скрипачей начали играть примерно в возрасте пяти лет и к моменту исследования посвящали занятиям примерно одинаковое время. И к двенадцатилетнему возрасту у всех у них за спиной уже было 10 000 часов практики. Менее способными (но все равно очень хорошими музыкантами) оказались те, кто «отмотал» около 4 000 часов – то есть, занимались больше, чем в два раза меньше вышеупомянутых.  
ВРОЖДЕННЫЙ ТАЛАНТ НЕ ТАК ВАЖЕН
Одна интересная деталь: исследование не помогло выяснить, что же такое врожденный талант. То есть, учитывая его существование, мы могли бы предположить, что любой самородок мог бы оказаться на вершине среди особенно хороших музыкантов, имея в два раза меньше часов практики. Но данные ничего такого не подтвердили. Психологи проследили прямую связь между временем, проведенным за практикой, и достижениями.
ОН СБЕГАЛ ИЗ ДОМА, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ КОД
Многим наверняка известны факты об основании корпорации Microsoft. Билл Гейтс и Пол Аллен бросили учебу, чтобы начать собственное дело в 1975 году. Все так просто: бросай учебу, создавай собственную компанию, становись миллиардером, правильно? Нет, неправильно. 
Исследования и интервью показывают, что Гейтс и Аллен провели тысячи часов, тренируя навыки программирования до того, как пришли к созданию своей компании. Два товарища познакомились в Лейксайде, элитном частном колледже в Сиэттле. Колледж поднял 3 тысячи долларов в 1968 году, чтобы оборудовать компьютерный класс для занятий информатикой. На тот момент очень немногие учебные заведения могли позволить себе такую роскошь, как целый компьютерный класс. Гейтс и Аллен довольно быстро «подсели» на программирование.
Семья Гейтс жила неподалеку от Вашингтонского Университета. Будучи подростком Гейтс довольно часто, вместо того чтобы идти спать, сбегал из дома, чтобы воспользоваться университетским компьютером. Гейтс и Аллен за несколько лет фанатичных занятий программированием накопили эти самые 10 000 часов. И когда пришло время открывать Microsoft в 1975 году, оба были очень хорошо подготовлены.
THE BEATLES И ГАМБУРГ
В 1960 году, когда они все еще были безвестной колледж-группой, Битлз отправились в Гамбург, чтобы поиграть концерты в местных клубах. 
Группе не доплачивали, акустика была чудовищная, публике было совершенно плевать на то, что происходит на сцене. Так какой же опыт четверке удалось извлечь из своего пребывания в Гамбурге? Непрерывный поток концертов, в ходе которого они натренировались отлично играть.
В то время как Битлз накапливали умения, публике нравилось все больше – и они требовали больше концертов. В 1962 году они играли по восемь часов за вечер/ночь, семь дней в неделю. К 1964 году, когда они стали всемирно известными, у них за плечами было около 1200 концертов. Только представьте себе эту цифру! Ведь, для сравнения, большинство современных исполнителей играет такое количество шоу за всю свою карьеру. 
ЛЮБОВЬ К ПРАКТИКЕ
«Лучшие» не просто трудятся больше, чем все остальные. В практике они доходят до того, что выходят за границы любимого дела и предписанных ему часов.
Лучший системный разработчик – это тот, кто проводит весь день, занимаясь кодами. Думает о них на пути домой, а потом в свое свободное время пишет их еще и для развлечения.
Лучший футболист – это тот, кто проводит день на поле со своими товарищами, а потом сидит и смотрит программы и видео, посвященные футболу.
Лучший физиотерапевт – это тот, кто помимо назначенных часов, едет в машине и слушает медицинские подкасты.
Все лучшие очень сильно любят свое дело, и в определенный момент уже не называют свое занятие просто работой.
10 000 ЧАСОВ И НАПИСАНИЕ ПЕСЕН
Итак, что же из себя представляют эти самые 10 000 часов? Это примерно 40 часов в неделю на протяжении пяти лет. Если поставить вопрос иначе – а что, если вы уже прошли этот порог? Можете ли вы сказать, что вы делаете что-то лучше, чем все остальные? Задают ли люди вопрос: «Ого, а как ты сделал это?»
Беньямин Самама, преподаватель, продюсер и музыкант из Лос-Анджелеса рассказывает о своем опыте преподавания в Колледже Беркли:
«У всех музыкантов случаются застои, и с этой проблемой студенты обращались ко мне довольно часто. Классическая беседа представляла из себя примерно такой диалог:
Студент: “Я не могу закончить песню. У меня ступор”.
Я: “Что случилось? Насколько далеко ты продвинулся?”
Студент: “Типа куплет и проигрыш, но они получились не очень, так что я остановился”.
Я: “Они получились не очень – для кого?”
Студент: “Не очень для меня!”
Я: “Тогда перестань писать для себя и напиши для кого-то другого!”
Проблема в том, что сонграйтинг – это такой же навык, как и все остальные. Нужно играть много скучных гамм, чтобы научиться играть на гитаре – пока не отточишь это, играть не научишься. 
Конечно, это звучит логично, но со всеми сонграйтерами история практически одна и та же: всем новичкам очень важно говорить в песнях о собственной жизни и собственных чувствах, а что может быть важнее этих чувств? Ничего! Так что они становятся заложниками текстов или музыки, которые почти никто не могут идеально отразить то, что происходит у автора в голове. 
Начинается фрустрация, остановка в практике. А вы представьте себе, что у вас не получаются те самые скучные упражнения на гитаре. Неужели вы остановитесь просто потому, что все плохо звучит? Вряд ли. 
В сонграйтинге упражнения – это, непосредственно, ежедневное написание песен, огромного количества песен. И в данном случае количество важнее качества. Не тратьте месяц на написание текста. Может быть, это сделает лучше песню, но это не сделает вас лучшим сочинителем. Гораздо продуктивнее провести этот месяц, сочиняя в день по песне, пусть он закончится итогом в 30 посредственных песен. В течение некоторого времени ваш средний уровень поднимется, и вы поймете, что ваша худшая песня на 300-ый день будет гораздо лучше, чем та, которую вы считали лучшей на 10-ый день!
Если вы застреваете, перестаньте писать о себе. Не пишите для своего музыкального проекта. Лучше напишите песню для своей двоюродной сестры, которая отродясь не держала в руках инструмента. Чем меньше вы «запариваетесь» на время тренировки, тем дальше вы продвигаетесь. И тем стремительнее вы продвигаетесь сквозь эти самые 10 000 часов!»
Предыдущая Следующая