10 МУЗЫКАЛЬНЫХ «ШИШЕК», И ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ У НИХ ПОУЧИТЬСЯ
Термин «музыкальный магнат» может пробуждать в воображении образ этакого миллиардера с рекорд-лейбла, хитро манипулирующего артистами и наживающегося на них. Они водят роллс-ройсы и выглядят лишними на фотографиях с музыкантами. Но здесь мы возьмем немного другую перспективу и поговорим о менеджерах, продюсерах и мастерах пиара как о настоящих художниках. Сейчас это особенно интересно, потому как роль менеджеров музыканты все чаще берут на себя. Вот десять персонажей, опыт которых может быть очень полезен многим здесь и сейчас.
1. БРАЙАН ЭПСТАЙН
По его собственному признанию, Брайан Эпстайн был больше человеком идей, нежели бизнес-воротилой, однако до него никто не проводил музыканта от самого старта до международной популярности (ок, Полковник Том Паркер неплохо потрудился над Элвисом, но Элвис никогда не гастролировал за пределами США). Разумный и организованный (иногда и очень наивный), Эпстайн сыграл очень важную роль в карьере Beatles, одновременно занимаясь менеджментом Gerry & the Pacemakers и Силлы Блэк. Он изменил имидж музыкантов, заставив их надеть костюмы вместо кожаных курток, отучил хулиганить на сцене и ругаться с публикой, посоветовал им составлять программу выступлений. Многие журналисты и биографы уверены, что Beatles никогда не стали бы такими популярными, если бы они не встретили Эпстайна. Его скоропостижная смерть в 1967 году в возрасте лишь 32 лет оказала сильнейший эффект на группу – как эмоционально, так и практически. Дела коллектива превратились в полный беспорядок после смерти Эпстайна.
Урок: Имидж. Умейте видеть картину в целом, музыку неотрывно от имиджа, поведения вне сцены, проведения важных для вашей карьеры встреч.
2. БЕРРИ ГОРДИ
Берри Горди прошел долгую боксерскую карьеру, работал на автопроме, был на Корейской войне, после возвращения с которой увлекся музыкой. У него был магазин с пластинками, а также он писал и записывал песни с разными исполнителями. Он участвовал во всех аспектах музыкальной индустрии – сочинении музыки, продюсировании, поиске талантов, продвижении и дистрибуции – так и вырос знаменитый на весь мир лейбл Motown Records, артистов с которого любили и любят по обе стороны Атлантики. Именно с Motown соул перестал быть только музыкой черных – на лондонских вечеринках записи лейбла звучали постоянно.
Урок: Найдите свою нишу. Звук Motown Records был разработан специально для того, чтобы записи нравились и черному, и белому населению. Горди не только разбогател, но и инициировал культурные и социальные перемены.
3. ПИТЕР ГРАНТ
Питер Грант вел передачи на телевидении, снимался в кино, занимался транспортной компанией, был тур-менеджером Бо Диддли, The Everly Brothers, Литтл Ричарда, Брайана Хайланда, Чака Берри, Джина Винсента и The Animals. Был полноценным менеджером Джеффа Бека и Терри Рида.
В конце 1966 года его попросили взять бразды правления финансовыми делами The Yardbirds, которые непрерывно гастролировали, но зарабатывали мало. Грант пришёл слишком поздно, чтобы спасти группу от краха, но получил неоценимый опыт. Именно в Yardbirds он опробовал неслыханный для менеджеров того времени метод агрессивного общения с промоутерами и агентами, установив для себя железное правило: расходы должны быть сведены к минимуму, суммы должны выбиваться из работодателей максимальные, участникам группы следует платить как можно больше, и всегда вовремя, а главное — обеспечивать музыкантам полный контроль над результатами своего творчества. Весь этот опыт Питер Грант в полной мере реализовал в своей работе с Led Zeppelin. Именно он изменил пропорции того, того получают артист и работодатель – до Гранта соотношение было 70% на 30%, после него стало 90% на 10%.
Урок: Терпение, настойчивость и принципы приносят плоды. Верьте в то, что ваша группа может зарабатывать деньги или больше денег, и вы будете зарабатывать больше.
4. КЛАЙВ ДЭВИС
Клайв Дэвис был президентом CBS Records / Columbia Records с 1967 по 1973 год. Подписал на лейбл Blood, Sweat and Tears, Santana, Боза Скаггза, Брюса Спрингстина, Aerosmith, Билли Джоэла. В 1973 году был оттуда уволен при спорных обстоятельствах. Через год основал свой собственный лейбл Arista Records. На «Аристе», в частности, подписал контракт с 19-летней Уитни Хьюстон и стал помогать ей в творчестве и карьере в качестве её исполнительного продюсера. В последнюю четверть XX века именно Клайв Дэвис открыл миру Патти Смит, Паффа Дэдди, Алана Джексона, Сару Маклахлан. Также он в разное время помогал вернуться на сцену таким исполнителям, как Арета Франклин, Grateful Dead, Лу Риду и Карлосу Сантане (последнему с альбомом 1999 года Supernatural и синглом «Smooth»).
В 2000 году Клайв Дэвис был принят в Зал славы рок-н-ролла (в категории «Неисполнители»).
Урок: Выживание. У Клайва Дэвиса было множество взлетов и падений, и очень драматичных. Тем не менее, его карьера отличалась особой длительностью, интенсивностью и невероятным разнообразием артистов.
5. МАЛКОЛМ МАКЛАРЕН
После историй с совместным с Вивьен Вествуд открытием бутика SEX, не очень удачным опытом работы с New York Dolls в Нью-Йорке Макларен вернулся в Лондон и стал менеджером Sex Pistols. Историю их все знают, и многие утверждают, что SP стали продуктом Макларена, без которого никакой популярности они бы не обрели. Он был больше, чем просто менеджером, он был настоящим «свенгали», художником, провокатором, продавцом и авантюристом. После громкого успеха Pistols были громкие скандалы – в 80-х Джон Лайдон любезно пригласил Макларена в суд. После распада Sex Pistols Макларен стал менеджером группы Adam and the Ants. Почти сразу он поссорился с лидером группы Адамом Антом и вместе с новой солисткой Аннабеллой Льюин и музыкантами Adam and the Ants создал нью-вэйв-группу Bow Wow Wow.
Урок: Провокации. Вторыми Sex Pistols становиться необязательно, но искать болевые точки в окружающем мире и провоцировать людей на реакцию – занятие всегда очень увлекательное.
6. СИЛЬВИЯ РОБИНСОН
Сильвия Робинсон была настоящим первопроходцем в своей сфере. Первый хип-хоп хит, “Rapper’s Delight” 1979 года, был записан группой The Sugarhill Gang, которую собрала Робинсон, и выпущен на лейбле Sugar Hill Records, который она основала со своим мужем, Джо. Продолжилось все тем, что она подписала Grandmaster Flash and the Furious Five, которые выпустили в 1982 году “The Message” – трек, который представлял собой острую социальную критику, впервые высказываемую посредством хип-хопа, и который проложил путь на олимп таким исполнителям как Public Enemy и N.W.A. Сама по себе Робинсон была потрясающим сонграйтером и певицей. Вот трек, который она написала вместе с Элом Грином в 1973 году – “Pillow Talk”. Он отказался записывать его, потому что песня казалась ему слишком слащавой, она же записала его – и он стал настоящим хитом.
Урок: Доверяйте своим инстинктам. Никогда в 1979 году не мог поверить в то, что хип-хип станет настолько популярным.
7. ШЭРОН ОСБОРН
Шэрон встретила своего будущего мужа Оззи в 18 лет, работая на своего отца, бывшего гангстера, Дона Ардена, который в то время был менеджером Black Sabbath. Когда Оззи был уволен из группы в 1979 году, Шэрон начала встречаться с ним и взяла его музыкальную карьеру в свои руки. Оззи был, по его собственным словам, «дойной коровой» Ардена. Когда Шэрон взяла все в свои руки, то привела мужа к успешной сольной карьере, основала Ozzfest, и еще умудрялась быть менеджером Гэри Мура, Motörhead и The Smashing Pumpkins. А затем и сама стала звездой, когда на MTV появилось шоу «Семейка Осборнов», после которого ее имя взбиралось все выше и выше в рейтингах богачей The Sunday Times.
Урок: Сила и уверенность. Шэрон на протяжении долгих лет выполняла геркулесов труд. Как и в случае с Сильвией Робинсон, сражаясь с жестокими реалиями музыкального бизнеса, который, однако, и по сей день остается миром мужчин.
8. КИТ ОЛТХЭМ
Не очень хочется разрушать мир тех, кто об этом не знает, но все же не можем не упомянуть: тот случай, когда Джими Хендрикс поджег свою гитару на фестивале в Монтерее, не был актом спонтанного бесовства. Это было рекламным трюком, придуманным британским пиар-гуру Китом Олтхэмом – бывшим британским музыкальным журналистом, который в определенный момент понял, что можно зарабатывать гораздо больше денег, находясь по другую сторону баррикад.
Урок: Изобретательность. Плохой рекламы не бывает. Пока вы держите ее под контролем.
9. САЙМОН КОУЭЛЛ
Можете любить его или ненавидеть, но игнорировать его не получится. Саймон Коуэлл был одним из важнейших фигур в глобальной музыкальной индустрии с 1980-х годов, и стал определением современного музыкального магната – этакой комбинацией всех людей, перечисленных выше. Однако есть в нем и кое-что старомодное: он вернул на телевидение устаревший формат музыкальных шоу. Наибольшую известность он получил как судья спродюсированных им же шоу American Idol, Pop Idol, The X Factor UK и Britain’s Got Talent. В 2004-м и 2010-м журнал Time включил Коуэлла в список ста самых влиятельных людей мира.
Урок: Формирование контекста. Будь это лейбл, фестиваль, ежемесячное шоу – все это может помочь вам в продвижении, если вы объединяетесь с другими или же самостоятельно ищете молодых и интересных исполнителей.
10. СКУТЕР БРАУН
“Gangnam Style” не был всего лишь YouTube-мемом. Это был Скутер Браун, кто заметил видео, попросил своих помощников отыскать этого корейского исполнителя, привезти его в США и договориться с ним о выпуске песни. И он ни секунды не сомневался в том, что она должна звучать на корейском языке – в оригинале. Никто рядом не мог поверить в то, что корейская песня может стать популярной за пределами Кореи. Однако же теперь каждый ребенок в русской и французской глубинке хоть раз слышал “Gangnam Style”. Это был Браун, кто нечаянно кликнул на видео поющего Джастина Бибера, после чего тот стал суперзвездой… Особенность Брауна заключается в том, что он способен распознать талант и высокую вероятность успеха с самого небольшого намека.
Урок: Терпение. Скутер Браун известен дружескими и очень теплыми отношениями со своими артистами. Он никогда их не подгоняет и рвется за быстрой прибылью. Он терпелив, и постепенно становится все богаче и богаче.