10 ПЕСЕН, ПОСВЯЩЕННЫХ ХУДОЖНИКАМ

10 ПЕСЕН, ПОСВЯЩЕННЫХ ХУДОЖНИКАМ

Мы уже много раз писали о том, что при творческом ступоре очень хорошо помогает поход в музей. Даже у инопланетных глэм-рокеров и главных героев хип-хопа есть кумиры в изобразительном искусстве, и они сочиняли и сочиняют им оды. Песен, посвященных художникам, довольно много. Мы сделали подборку из десяти:

1. DAVID BOWIE – “ANDY WARHOL”
https://www.youtube.com/watch?v=P4sANPkk3ys

За двадцать лет до того, как сыграть в фильсе «Баскиа» Энди Уорхола, Боуи записал песню, посвященную своему другу и кумиру, вдохновленный фламенко акустический трибьют художнику вошел в его четвертый студийный альбом “Hunky Dory”. Со сладостной тоской Боуи растягивает имя Уорхола и поет: “I’d like to be a gallery/Put you all inside my show” (“Я бы хотел быть галереей/Уместить тебя полностью в свое представление”). По легенде, когда музыкант сыграл песню художнику, тот никак не отреагировал, и чуть позже лишь сказал: «Неплохие у тебя ботинки». И все.

2. THE MODERN LOVERS – “PABLO PICASSO”
https://www.youtube.com/watch?v=Kc2iLAubras

В репертуаре Джонатана Ричмана хватает песен о художниках – там есть и “Vincent Van Gogh,” “Salvador Dalí” и “No One Was Like Vermeer”, но в этой прото-панк песне, спродюсированной Джоном Кейлом, они касаются одного из самых важных вопросов. Почему вокруг бесстыжего и совершенно непривлекального мачо, Пикассо,  постоянно крутились молоденькие любовницы? “Well some people try to pick up girls/And get called assholes/This never happened to Pablo Picasso/He could walk down your street/And girls could not resist his stare and/So Pablo Picasso was never called an asshole.” (“Некоторые пытаются цеплять девчонок/И их за это называют говнюками/С Пабло Пикассо такого не было/Он мог пройтись по улице/И девчонки не могли сопротивляться его взгляду/Поэтому Пикассо никто не называл говнюком ”).

3. DON MCLEAN – “VINCENT (STARRY STARRY NIGHT)”
https://www.youtube.com/watch?v=dipFMJckZOM

Как и “American Pie”, ода Дона Маклина Ван Гогу также возглавляла вершины чартов. Слова в песне переплетаются с визуальными образами “Flaming flowers that brightly blaze/Swirling clouds in violet haze” (“Пылающие цветы, которые горят так ярко/Грозовые облака в фиолетовой дымке”). Также Маклин «присваивает» ментальную травму художника: “How I understand what you tried to say to me” (“Как я понимаю то, что ты хотел сказать мне”), “But I could have told you, Vincent/This world was never meant for one/As beautiful as you” (“Но я мог бы тебе сказать, Винсент/Этот мир никогда не был местом для кого-то/Настолько прекрасного, как ты”). Эта ода колеблется между чем-то приятным и приторным, эмпатией и нарциссизмом.

4. JOHN CALE – “MAGRITTE”
https://www.youtube.com/watch?v=XFqsD_ljGaQ

 Песня с альбома Джона Кейла “HoboSapiens” 2003 года повествует об эффекте, который оказывают картины Магритта, о том, как этот эффект забывается и вспоминается, снова и снова. Кейл старался использовать метафоры художника в тексте, который сам по себе получился сюрреалистичным: “Upstairs there’s a canvas stretched/For umbrellas and bowler hats/Everybody knows René did that/Often we saw Magritte/Pinned to the edges of vision”. Тихая и напряженная, с пронзительными скрипками песня – настоящая дань любви к художнику.

5. MANIC STREET PREACHERS – “INTERIORS”
https://www.youtube.com/watch?v=t7IrTle4oRk

Похожая на гимн альт-рок песня появилась на альбоме “Everything Must Go” 1996 года. Текст песни простой и до определенной степени абстрактный: “Who sees the interiors like young Willem once did/Your beautiful triangle of distortion” (“Кто может видеть интерьеры так, как это делал молодой Виллем?/Этот ваш прекрасный искаженный треугольник”) – по-русски выглядит не очень, но в песне звучит отлично. Что ж, да, картины Виллема Де Кунинга действительно выглядят дрожащими, искалеченными и как будто готовыми распасться в любую секунду.

6. THE STRANGLERS – “GOODBYE TOULOUSE”
https://www.youtube.com/watch?v=bc6BfAtjEyc

Ода 1977 года Тулуз-Лотреку пропитана ностальгией по времени, в котором жил художник. Представьте себе как британские рокеры болтаются по Парижу по старым “улицам, протоптанным любовью” (“streets… paved with love”) и заходят в кафе с историей, где раньше любили сидеть опечаленные миллионеры (“tell a tale/of saddened millionaires”). Вуди Аллен и его герои из “Полночь в Париже” полностью согласны с британцами.

7. SUFJAN STEVENS – “VIVIAN GIRLS ARE VISITED IN THE NIGHT BY SAINT DARGARIUS”
https://www.youtube.com/watch?v=pFos44K_NLY

Звуковой ландшафт в этом инструментальном треке 2006 года разворачивается, как сказка, соответствующая внутреннему миру аутсайдера-художника Генри Дарджера. Тысячи страниц скетчбука художника были посвящены истории сестер Вивиан, которые с другими детьми сражались с жестокими поработителями. В песне слышатся искаженные колокольчики, напоминающие детский плач.

8. JAY-Z – MOST KINGZ (FEAT. CHRIS MARTIN)
https://www.youtube.com/watch?v=c5bnC8-s7Uw

Jay-Z вдохновился работой Жана Мишеля Баскиа, а тот, в свою очередь, вдохновился Чарли Паркером. Этот трек – тревожное предупреждение, в котором звучат имена от Малкольма Икс до Курта Кобейна: “See success is like suicide/Suicide, it’s a suicide/When you succeed prepare to be crucified” (“Посмотри на успех как на самоубийство/Самоубийство, это самоубийство/Когда ты преуспеваешь, подготовься к распятию”). Напор трека немного сбивает мягкое мелодичное мурлыканье Криса Мартина.

9. RUFUS WAINWRITE – “ART TEACHER”
https://www.youtube.com/watch?v=SHu4qfKaruQ

Это история о девушке, которая влюбляется в своего преподавателя по искусству и впадает в беспамятство в Метрополитен Музее - “He asked us what our favorite work of art was/But never could I tell it was him” (“Он спросил нас, какие картины нам больше всего нравятся/Никогда не могла сказать ему, что его”). В песне Уэйнрайт играется со словами: Рубенс, Рембранд и т.д. “He told me he liked Turner/Never have I turned since then/No, never have I turned to any other man” – один из примеров.

10. KRS-ONE – “OUT FOR FAME”
https://www.youtube.com/watch?v=7kRI19XySlQ

Этот трек – трибьют культуре граффити и его социальному значению. В нем перечисляются COPE2, TATS Cru members, NICER и многие-многие другие. Хип-хоп продается, а граффити – нет: “Graffiti isn’t corporate so it gets no respect/Hasn’t made a billion dollars for some corporation yet”. Это было в 1995 году. Еще до Дэвида Чу на фейсбуке. Еще до Бэнкси.  

Предыдущая Следующая