4 ФАЗЫ ТВОРЧЕСКОГО ЦИКЛА

4 ФАЗЫ ТВОРЧЕСКОГО ЦИКЛА

Если вы пишете песни, или вообще занимаетесь любым творчеством, то наверняка замечали, что существует некий цикл, в течение которого с вами происходят определенные вещи. И в этом цикле, разумеется, есть место эмоциональным переживаниям. Возможно, вы находитесь в спокойном настроении до того, как начать очередной проект (запись альбома или сингла, сочинение нового материала и т.д.). Это спокойствие сменяется возбуждением, бессонными ночами, манией в процессе создания и когда подходите к финишной прямой. В конце концов, когда проект закончен, вы совершенно опустошены или даже находитесь в легкой депрессии, слоняетесь по дому или просто лежите как Шерлок Холмс в периоды скуки. 

Исследователь и инженер Пол Плисек покопался в литературе прошлого века, посвященной тому, как работают творческие умы, и сделал очень интересный анализ. Он разделил творческий цикл на четыре фазы: подготовка, создание образов, развитие, действие. Это исследование поможет вам лучше понять себя, как творческую единицу. 


1. ПОДГОТОВКА

Мы проживаем свою жизнь, погруженные в культуру, в окружающий мир. Наблюдая за тем, что делают люди вокруг, как они думают, мы приходим к определенным заключениям о том, как все устроено. В нас рождаются возражения против вещей, которые нам кажутся неправильными. Мы воодушевляемся от того, что нам, наоборот, кажется правильным. В своих головах мы рождаем целые теории относительно того, почему одни вещи восхитительны, а другие ужасны. Музыка, как и другие творческие занятия, представляет из себя инструмент для трансляции наших соображений. 

Если представить себе весь цикл в виде циферблата, то подготовка – это, условно, 9 часов. Эта четверть цикла проистекает спокойно, предваряя начало непосредственного процесса. Ма просто занимаемся обычными делами, копим энергию, думаем о мире вокруг нас.


2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ

Теперь стрелка циферблата на 12 часах. Мы проанализировали то, что происходит вокруг, и готовы это прокомментировать. Это именно тот момент, когда перо в первый раз касается бумаги, или извлекается первая нота. Тот момент, когда наши внутренние переживания впервые оказываются в воздухе.

Конечно, эти идеи пока сформированы нечетко. Некоторые (или даже большинство) из них не пройдут текст нашего внутреннего редактора, нашу собственную цензуру. Но пока слишком рано думать об этом. Сейчас самое время генерировать как можно больше идей, обдумывать образы, чтобы у нас сформировался обширный запас, к которому мы сможем обращаться и который мы сможем подвергнуть экзамену позже. Это время для того, чтобы писать страницу за страницей, играть рифф за риффом, напевать любую мелодию, какая бы ни пришла в голову. Затем нужно собрать «урожай» из этих идей и найти для них подходящую форму.

Многие художники и музыканты отмечают, насколько быстрой может быть эта фаза. Это так, потому что она представляет из себя вершину айсберга, состоящего из часов и дней наблюдений, смутных чувств и раздумий, которые наконец-то начинают находить какие-то очертания.


3. РАЗВИТИЕ

Для писателя развитие означает редактирование. То же самое и для сонграйтера. Не слишком ли длинный припев? Не очень ли резок этот переход? Будет ли мелодия более запоминающейся, если добавить в гармонию еще один аккорд? Эта фаза отвечает за структурирование материала и поиск формы.

В данный момент нужно уметь отстраниться, послушать придуманное новыми ушами. Или даже чужими ушами. Можно переслушивать диктофонную запись от начала до конца раз за разом, можно просить группу музыкантов сыграть сочиненное, можно просто самостоятельно бесконечно играть. Сработает ли это? Но правильнее было бы задать вопрос: сказал ли я то, что хотел сказать? При удачном стечении обстоятельств ответ должен быть «Да». В конце концов, мы провели достаточно времени, переваривая материал. Но все же именно на этой фазе случаются печальные события. Например, когда идея не находит нужной формы, сколько бы над ней не трудились, и умирает. 


4. ДЕЙСТВИЕ

Чем действие отличается от развития? Ведь мы уже совершили довольно много действий: играли на инструментах, делали записи, писали тексты и стирали их, чтобы заменить новыми. Опираясь на модель Плисека, можно сказать, что идеи имеют вес и начинают жить только тогда, когда мы их практикуем. То есть, когда мы делимся ими с миром.  Сейчас самое время выпустить сингл, сыграть концерт, поделиться новым видео. Если мы на финишной прямой – значит мы уверены в том, что сделали. Если ты творческая личность, то ты – свой самый жесткий критик, и это значит, что песня или альбом прошли все внутренние тесты, и ты готов представить свое творение окружающим.



Вот так и проистекает творческий процесс. Как нам должно помочь его понимание?  Прежде всего, польза от осознания этого цикла в том, что если мы ничего не пишем и не знаем, почему это происходит, то причина наверняка в том, что нам не о чем подумать или мы кружим вокруг одной собственной устаревшей или уже переработанной идеи. Мы должны сами инициировать опыт, подогревать в себе интерес к новым переживаниям. Мы должны выходить из дома, знакомиться с людьми, знакомиться с искусством всех форм – именно это информирует нашу музу о том, что мы готовы к новым свершениям. Когда мы только разрабатываем образы, необходимо выливать на условную бумагу все подряд и не судить строго то, что получилось. Когда мы редактируем свою работу, мы должны держать в голове мысль об эмоциональном заряде песни или альбома («что я хочу чтобы чувствовал тот, кто слушает эту песню? Что я чувствую сейчас?»). И, в конце концов, когда работа закончена, мы должны что есть силы трубить об этом на каждом углу, чтобы ее смогло оценить как можно больше людей. Ведь если результат заслуживает того, чтобы им поделиться с одним человеком, то он заслуживает внимания всего остального мира. 

Предыдущая Следующая