Любой творческий человек ежедневно сталкивается с банальностью окружающего мира и становится жертвой чьих-то стереотипов. Мы настолько привыкли к этому определению, что его значение уже давно отделилось от самого слова, и мы особо не обращаем на это внимания. Однако стереотипы - один из самых опасных наших врагов, и иногда мы даже не подозреваем, насколько могущественны они могут быть и сколько самых смелых начинаний они могут задавить. В определенный момент нам нужно тренировать дипломатические навыки для того, чтобы простым и доступным языком объяснять окружающим, чем именно мы занимаемся и почему это так важно для нас.
На написание этой статьи меня натолкнул мой недавний диалог с моим бывшим одноклассником Лёвой. Мы вместе учились в средних классах в новосибирской гимназии, и Лёва был очень крутым - уже в 11 лет он записывал собственные треки, очень смешно шутил и знал музыку Бьорк и Питера Гэбриэла, в то время как все остальные слушали Иванушек и прочее русское темное средневековье. Конечно, подружившись с ним, я тоже довольно быстро стала крутой, и так же довольно быстро продвинулась в музыкальном образовании. На данный момент прошло уже больше 15 лет, я играю в группе, с которой не так давно мы записали альбом, учусь в киношколе, где не так давно сняла свой дипломный фильм, и, в общем, ни на что не жалуюсь. Лёва работает на какой-то работе, далекой от его страсти, давно забросил музыку и т.д. В общем, это его выбор - он не одинок в своей панике перед неопределенностью, менять хардкор на стабильное будущее не предосудительно. Мы переписываемся пару раз в год в ВК, поздравляя друг друга с праздниками, и совсем недавно Лёву, который немного перебрал, понесло. Он начал выливать на меня такое количество грязи, что мое воспитание начало сдавать, и я ругалась в ответ так, что Шнур, услышав это, наверно, удочерил бы меня. Лева решил научить меня жить, доказывал мне, что я слабоумная идиотка, раз до сих пор занимаюсь музыкой, и что кино невозможно снять за 1000 долларов (что я и сделала спустя месяц). В общем, Лева свалил на меня весь груз всевозможных стереотипов, от которых, кажется, сам пострадал некоторое время назад, но не так и не оправился. Что довольно прискорбно, потому что чувак действительно подавал надежды.
Итак, как не поддаваться на эти провокации? Вот несколько советов:
1. МЫ ВСЕ ТУНЕЯДЦЫ И АЛКОГОЛИКИ
Что мы слышим: Совершенно непонятно, чем мы занимаемся и как мы проводим время. Если мы не бренчим на гитаре, то пропадаем непонятно где целыми днями.
Как реагировать: не нужно вставать в позу и сообщать о том, что "вы художник, и делаете, что хотите" - это банально. 70-е в рок-н-ролле давно закончились, и настоящими рок-звездами нашего времени являются ученые. Но то, что мы играем музыку, вовсе не значит, что мы разнузданные придурки, которые только и заботятся о том, чтобы упороться и улететь в космос. Музыка - это серьезный процесс познания себя и окружающего мира, способ коммуникации с окружающими, попытка спровоцировать культурный диалог (если вы говорите с собственной бабушкой, то лучше не упоминать последнюю веселую афтерпати после вашего концерта). А такой подход требует предельной концентрации и безостановочных тренировок - в музыке было сделано очень многое, и если нам хочется пробиться на какой-то новый уровень (ну или хотя бы сыграть на разогреве у группы Korn), то нам необходимо посвящать себя занятиям целиком и полностью.
2. НАШИ ЦЕЛИ НЕ ЯСНЫ
Что мы слышим: и что? Ну, хорошо, записали мы альбом, и что дальше? Ну хорошо, выступили мы перед тремя тысячами людей, и что дальше? Окей, мы выиграли в музыкальном конкурсе и отправились выступать на фестиваль в Нью-Йорк, и что дальше? Да, такое действительно иногда можно услышать от людей, у которых ломаются в голове схемы, когда они не слышат внятного плана действий и возможных вариантов развития событий.
Как реагировать: кстати, такой прагматичный подход может пригодиться и нам. Если мы сами будем себе задавать вопрос "и что?", можем извлечь массу выгоды для себя. Разумеется, нам знакомо это чувство - ты отыграл отличный концерт или только что услышал сведенную и отмастеренную песню - и все, ощущение, которое расползается по телу и занимает разум, не сравнить ни с чем и сложно описать словами. Но если размахивать руками и экстатически закатывать глаза перед прагматичным собеседником, пытаясь передать это ощущение, то вряд ли он хоть что-то поймет. Я не призываю подстраиваться под других людей, но научиться говорить на их языке и уметь пользоваться терминами все же не помешало бы. Попробуйте, хотя бы из уважения к другим, выстроить в голове логическую цепочку и объяснить, как вы собираетесь действовать, и к чему это должно привести (даже если на самом деле вы не собираетесь делать и половины из сказанного, по крайней мере, от вас отстанут). Например, вы выпустили сингл на местном лейбле, вы собираетесь разослать его по 30 другим лейблам, четыре из которых, наверняка, его заметят. Также у вас есть стратегия продвижения в местной прессе. Также вы планируете тур. Зачем нужен тур и, собственно, "и что?". Затем, что путь независимой группы, мягко скажем, тернист, и расширять сферу влияния нужно своими руками - в первый раз (а может, и во второй) съездить в тур за свои деньги, познакомиться с новыми людьми, узнать, кто заправляет мнениями в других городах (или странах), найти поддержку. Берите примеры из того, как крупные бизнесмены начинали свой путь - в интернете множество историй - и о какое количество стен они бились головами, чтобы прийти к успеху. Параллели очень четко прослеживаются, а успешные бизнесмены всегда у всех в почете, и если вы умеете вставлять их истории в свои рассказы, то уже вызываете уважение.
3. МЫ НЕ УМЕЕМ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ
Что мы слышим: нам необходимо найти "нормальную работу". То и дело мы слышим это от далеких (и близких) родственников, которые считают, что музыкой совершенно невозможно заработать на жизнь. Нам срочно нужно пересмотреть свои жизненные приоритеты и обезопасить свое будущее.
Как реагировать: Не забывайте о том, что люди, которые не имеют отношения к творчеству (мы, кстати, не берем в расчет талантливых бизнесменов, которые умеют превращать свое дело в искусство - таких как Стив Джобс, Ричард Брэнсон и множество других), всегда нуждаются в логическом объяснении поступков. Им нужны связки между событиями и оправданность каждого шага. Если перед вами не непробиваемый идиот, горящий желанием вам помочь советом, то доступно объясните ему, что у вас есть обычная работа, дохода от которой вам хватает для того, чтобы оплачивать аренду квартиры, кормить и одевать себя. И самое главное, у вас остается время для того, чтобы заниматься любимым делом. Если же вы зарабатываете деньги музыкой, то за доказательствами далеко ходить не нужно. Также обратите внимание вашего собеседника на то, что многие музыканты параллельно занимаются продюсированием, и зарабатывают этим очень неплохие деньги. В музыкальной индустрии множество возможностей, с помощью которых можно прийти к самым вершинам, если ты по-настоящему увлечен.
4. ЕСЛИ МЫ НЕ ПОПУЛЯРНЫ, ЗНАЧИТ, МЫ НЕУДАЧНИКИ
Что мы слышим: сколько людей пришло на ваш последний концерт? 150? А год назад было 50? Да, прогрессируете, ребята… А денег сколько вам заплатили? Оооо, три тысячи рублей! Мощно! Вот это успех!
Как реагировать: в первую очередь, не нужно кокетничать и говорить, что вам плевать на успех и количество поклонников – во-первых, это неправда, а во-вторых, никто не поверит. Если это правда, то вы не читаете эту статью сейчас. Или читаете, но не вы. Ну, в общем, вы поняли. Объясните сначала себе, а потом окружающим, что именно происходит и почему вы там, где вы есть. Сетовать на неподвижность нашей музыкальной индустрии и жаловаться уж точно не стоит. Просто честно признайтесь себе, что вам не хватает времени и навыков для нормального продвижения, не хватает организации для того, чтобы продумать концепцию рекламы своего альбома и т.д. Обычно, когда раскладываешь по полочкам собственные неудачи, вдогонку приходят неплохие идеи, как с этими неудачами справляться. Если вы не мычите и не отмахиваетесь в ответ, а светитесь энтузиазмом и уверенностью в своем деле, то эта уверенность передается. Даже если у вас дрожат колени, и вы совершенно не уверены в том, что говорите – лучше уж произвести впечатление и больше не получать колких комментариев, от которых только портится настроение и опускаются руки.
К.К.