5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО ОТРАБАТЫВАТЬ МУЗЫКАНТУ
Некоторым вещам невозможно научиться, играя по нотам и идеально исполняя свои партии. Концерты и любая другая музыкальная деятельность требуют гораздо большего количество ресурсов, нежели только непосредственного музыкального мастерства. Конечно, психологические навыки довольно трудно как-то измерить, потому что они не существуют в физическом мире, как ноты, но их тоже можно изучить. Вот самые главные из них:
1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Быть занятым музыкантом – это очень здорово, но в то же время довольно утомительно. Долгие часы в дороге на гастролях, ежевечерние концерты – все это огромная нагрузка для тела, от подобного устают даже самые здоровые и закаленные люди. Когда мы думаем о том, почему именно мы устали, первым делом в голову приходит ответ, что во всем виновата физическая активность. Конечно, она играет огромную роль, но не нужно недооценивать то, насколько сильно на нас влияет психологический фон, и насколько он способен изматывать.
Опираясь на множество современных исследований, можно сказать, что единственное оружие против «истощения» - это управление временем. Но нам, музыкантам, это подходит не в полной мере. Истощение и усталость являются следствием не тайм-менеджмента, а недостатка энергетического менеджмента.
Физика определяет энергию, как способность работать, что-либо производить. В человеческом теле энергия рождается из разума, эмоций, духа и тела в общем. В каждой из этих секций энергия может обновляться, если вы научитесь практиковаться в этом обновлении.
Когда вы репетируете каждый день, обязательно берите паузы. Пусть любой сеанс практики будет поделен на части. Даже если все идет хорошо, вы видите прогресс час за часом, не нужно, поддавшись эйфории, доводить себя до истощения. Таким образом вы сократите шансы появления стресса и сохраните массу энергии. Например, у вас есть несколько часов до концерта, чтобы отточить какую-то партию, в которой вы не уверены – не нужно сидеть и играть ее по кругу все эти часы. Каждый 30-40 минут делайте 5-10 минутный перерыв – это будет более продуктивно.
2. УСТОЙЧИВОСТЬ
В психологии устойчивость определяется как способность адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, несмотря ни на тяжелые условия и недостаток средств/времени. Тяжелые обстоятельства – это потеря близкого человека, серьезные проблемы со здоровьем, катастрофическая нехватка денег. Все это неизбежно ведет к стрессу. И устойчивость – это именно то, что позволяет держаться несмотря на все ужасы, происходящие рядом.
Как в жизни, так и в музыке, для того, чтобы добиться успеха, эта устойчивость просто необходима. С одной стороны, кажется, некоторые обладают этим качеством, а некоторые более ранимы и подвержены сильному влиянию стресса. Но это не так, устойчивость тоже можно тренировать – это процесс.
Когда вы смотрите на профессиональных музыкантов на сцене, то они тоже делают ошибки. Но тот способ, как они справляются с этими ошибками, и делает их профессионалами. Они могут быть даже гораздо менее одарены, чем местная группа, играющая за углом, но именно упругость их разума отличает их от любителей.
Те способы, с помощью которых можно закалить себя, можно почитать на огромном количество ресурсов по психологии. Вот, например, одна из статей (на английском) – так или иначе, главное понимать, что это вполне приобретаемое качество.
3. УВЕРЕННОСТЬ
Уверенность – это важнее качество, которое должен укреплять в себе музыкант. Чаще всего именно уверенный музыкант становится успешным, и это понятно каждому, кого он встречает. Уверенность помогает принимать важные решения, идти на риски, что позже возвращается в виде неожиданных наград.
У тех, кому не хватает уверенности, всегда обязательно накапливается огромное количество проблем. Ошибки на концертах, написанные без особого вдохновения песни, отсутствие позывов соревноваться из-за страха провала – это всего несколько аспектов недостатка уверенности.
Укрепление уверенности – это очень деликатный вопрос. Нельзя просто так взять и начать изображать из себя уверенного человека, ввязываясь в авантюры, которые вам не зубам… Такое поведение может выдернуть вас из собственной стихии и привести к еще большему нарушению самооценки. Уверенность нужно постепенно развивать.
Для того чтобы тренировать свою уверенность, вовсе необязательно перманентно получать какие-то реверансы извне – будь то награды или похвала. Конечно, они помогают, но только вы сами, наблюдая за своим прогрессом, можете вырастить настоящую уверенность. Записывайте себя, отмечайте успехи ежемесячно или еженедельно. Уверенность появляется не на пустом месте и не от того, насколько много людей вас похвалило, а тогда, когда вы понимаете, что за определенный отрезок времени вы чего-то достигли и теперь знаете, на что вы способны.
4. КОНЦЕНТРАЦИЯ
Да, вы видели это клише миллион раз: старый мудрый сенсей учит молодого многообещающего парня искусству концентрации – такие сцены есть почти в каждом фильме о боевых искусствах, и порою их даже слишком много. Однако смысл повторять одно и то же все есть – от умения фокусироваться зависит успех как в бою, в бизнесе, так и в музыке.
Во время выступления очень легко увязнуть в эйфории, ловя кайф, но это не сделает вас лучшим исполнителем. Мы не говорит, что нужно жертвовать эмоциями во имя контроля – все это может легко сосуществовать. Фокус требует спокойствия разума. В любой момент может случиться так, что одновременно в вас будут бурлить сразу несколько мыслей и эмоций, отвлекая вас от самого главного. Поэтому, например, играя концерт, крайне важно сначала успокоиться и выйти на сцену в «нулевом» состоянии. Даже если были конфликты с промоутерами, даже если в клубе очень плохой звук, или вы поссорились со своим другом по группе, найдите несколько свободных минут и уединитесь, чтобы просто подышать, представить себе предстоящий отпуск или вспомнить (или представить) какую-нибудь смешную ситуацию. Это позволит вам сконцентрироваться на музыке, что и требуется от вас в данный момент.
Для разных музыкантов работают разные способы. Кому-то нужны эти вышеописанные несколько минут, кто-то смотрит на свои пальцы по время игры, кто-то жует жвачку, кто-то выбирает отдельное место, куда уставится во время концерта. Изучайте то, что нас хорошо влияет, что помогает вам успокоиться в жизни, какие ритуалы и телодвижения приводят вас в порядок. И вспоминайте о них в стрессовых ситуациях.
5. ПОДГОТОВКА
Можно думать, что подготовка в контексте музыки означает лишь репетиции или подбор гардероба для предстоящего шоу. Конечно, это разумно, если вы хотите хорошо сыграть концерт и отлично выглядеть на сцене, однако подготовка означает еще и тренировки некоторых психических элементов. По мнению психологов, именно ментальная подготовка является ключевым залогом успеха, когда вы выступаете под каким-то давлением. Давление в данном случае – это не под дулом пистолета, но, например, внутри обстоятельств, описанных в предыдущем пункте.
Любые сложные ситуации требуют от нас какой-то реакции, какого-то особенного поведения. И если вы находитесь в правильном состоянии духа, то требования ситуаций вам решать гораздо легче. Именно это «правильное» состояние духа и требует предварительной подготовки.
Один из простейших способов тренировки – это визуализация. Вместо того, чтобы рисовать себе картины полного провала, старайтесь представлять удовлетворение и радость после хорошего концерта. Что бы это ни было – смеетесь ли вы с друзьями в баре после выступления, даете автограф или радостно обнимаетесь со своими возлюбленными. Одно лишь представление, конечно, не избавит вас от всевозможных проблем, но уж точно поможет легче пережить какие-то неурядицы и начать спокойно играть концерт.
Если вы знаете, что предстоящий концерт уж точно будет стоить вам невероятного количества нервных клеток, то подумайте, зачем их начинать терять прямо сейчас? Попробуйте заняться самыми простыми, отвлеченными от музыки вещами – едва ли чтение вас отвлечет от мыслей, а вот любой физический труд может быть очень полезен. Только не переусердствуйте – легкая пробежка, уборка дома, йога – все это очень хорошо помогает отвлечься от тревожных мыслей (а то и вообще, избавиться от них).