5 СЛУЧАЕВ, КОГДА МУЗЫКА БЫЛА ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕВОРОТОВ

5 СЛУЧАЕВ, КОГДА МУЗЫКА БЫЛА ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕВОРОТОВ

Каждый раз, как мы открываем страницу новостей в интернете, она пестрит новостями о Трампе, Путине, войнах и прочем. Не было времени, чтобы политическая ситуация в мире не была накалена, и есть много моментов, когда это чувствуется особенно остро. Новости и разговоры вокруг политики всегда будут противоречивыми, и нельзя не согласиться с тем, что сейчас мы переживаем очень интересные времена.

Самое интересное, например, в случае с Америкой, что каждый раз, когда у власти оказывается кто-то, кого ненавидит огромное количество людей, рождается очередная контркультура, в которой происходят удивительные вещи. С соцсетями заставить услышать свой протест стало гораздо легче – музыканты вовсю реагируют на политическую ситуацию. Если внимательно посмотреть на историю, можно заметить, что музыка и музыканты сделали довольно много для того, чтобы изменить историю.

От Великой Французской революции до Арабской весны – вот несколько ярких примеров, когда музыка сделала очень многое в ходе политических событий.

1. «ПОЮЩАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» (ЭСТОНИЯ)

Серия мирных акций протеста в республиках Прибалтики СССР в 1987—1991 годах, главной целью которых было восстановление государственного суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы.

Цель революции была достигнута практически без жертв и разрушений, за исключением гибели четырнадцати защитников вильнюсской телебашни и одного сотрудника КГБ в ходе событий 13 января 1991 года, двух латвийских милиционеров и трёх граждан при перестрелке в Риге 20 января 1991 года и расстрела восьми литовских таможенников и полицейских на границе Литвы с Белорусской ССР 31 июля 1991 года.

Понятие «Поющая революция» в первую очередь относится к Эстонии и Латвии, в меньшей степени — к Литве. Символами Поющей революции стали народные песни прибалтийских народов (в Латвии — дайны), которые собравшиеся пели на митингах.

Часто песни распевались ночью во время массовых сходок населения на городских площадях. Так 11 сентября 1988 года на Певческом поле Таллина в ходе музыкального фестиваля «Песня Эстонии» по версии СМИ собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности этого народа на планете. В Литве движение получило название «Саюдис».

2. МАРСЕЛЬЕЗА (ФРАНЦИЯ)

В ходе Великой Французской революции с 1789 по 1799 протестные песни звучали не только на улицах, музыка заполонила все: от оперных театров до бальных залов.

Действующие аристократы того времени заказывали у знаменитых композиторов, таких как Йозеф Гайдн, музыку для своих громких церемоний, а лидеры революционного движения заказывали им протестную музыку.

Тем временем люди выходили на улицы, распевая известные революционные песни, такие как “Ca Ira” и Марсельеза. В общей сложности за эти годы было написано около трех тысяч песен, и Марсельеза была самой популярной из них. Она стала неофициальным гимном революции, и после упразднения монархии она превратилась в гимн Франции, и остается им по сей день.

3. РАДИО B92 (СЕРБИЯ) 

Когда Слободан Милошевич довел Сербию до серии ожесточенных этнических войн в 1990-х годах, его режим контролировал абсолютно все средства массовой информации в стране. Одна маленькая радиостанция, однако, продолжила свое вещание абсолютно независимо.

 Когда Сербия двигалась к тоталитаризму, Радио Б92 стало главным источником новостей, которые не подвергались контролю властей. Программные директора радиостанции организовывали протесты против Милошевича, делали репортажи о нарушении человеческих прав, и постоянно крутили музыку рок и хип-хоп артистов, придерживающихся антиавторитарных взглядов – Sonic Youth, NWA и др.

Для тех, кто находился в Сербии во время бомбежек НАТО, Б92 стало саундтреком надежды и сопротивления. Хотя станция была закрыта правительством в мае 2000 года, она продолжала вещание онлайн до тех пор, пока Милошевич не потерпел поражение во время выборов пятью месяцами позже.

4. «НОВАЯ ПЕСНЯ» (ЧИЛИ)

В 1950-х и 60-х годах коренные жители сельских районов Чили начали перемещаться в большие города, привозя туда традиционные песни и инструменты. Эти стили смешивались со звуками больших городов, и тогда родилось движение «Новая песня».

В то время как сама музыка была очень похожа на чилийский фольклор, авторы текстов «Новой песни» старались осудить существовавший тогда репрессивный режим и призывали людей восстать против государства.

Это была музыка, которая открыла путь для Сальвадора Алленде, первого демократически избранного лидера социалистов. Он стал президентом в 1970 году и приветствовал толпу, стоя под баннером, на котором было написано «Невозможно свершить революцию без песен».

Праздник длился недолго, и спустя лишь три года в ходе переворота власть была захвачена Аугусто Пиночетом. Вскоре после установления контроля над страной Пиночет взялся за лидера «Новой песни» Виктора Хару. Его арестовали, в течение четырёх дней избивали, пытали электрическим током, ломали руки. Затем его отвели в раздевалку стадиона «Чили» и там убили выстрелом в голову, после чего выпустили в тело автоматную очередь. Позже его тело было обнаружено на улицах Сантьяго.

Режим также запрещал людям держать множество традиционных инструментов, пытаясь подавить движение «Новой песни». Несмотря на это «Neuva Canción» продолжила процветать в музыке по всей Южной Америке, и являлась символом борьбы с несправедливостью и нарушениями человеческих прав.

5. АРАБСКАЯ ВЕСНА (ЕГИПЕТ) 

С 2010 по 2012 год мощнейшая волна протестов прокатилась по арабскому миру в таких странах как Тунис, Сирия, Египет и Ливан. В Египте миллионы людей собрались на площади Тахрир, чтобы протестовать против правительства Хосни Мубарака, который к тому моменту находился у власти уже около 30-ти лет.

Египетский музыкант Рами Эссам все время находился на площади. Его песня «Irhal» (Уходи) стала гимном для тысяч протестующих против диктаторского режима Мубарака. Видео одного из выступлений Эссама на площади Тахрир в течение нескольких дней на YouTube просмотрело более полумиллиона пользователей.

После 18-ти дней демонстраций Мубарак ушел в отставку. После этого в течение нескольких лет он получал тюремные сроки за совершение различных преступлений – от бездействия во время убийств мирного населения на площади Тахрир до разграбления государственной казны.

Эти исторические события показывают, какую мощь несет в себе музыку – как она может создавать подавление или нести в себе свободу. Для музыкантов, которые использовали свои голоса, чтобы бороться с несправедливостью, путь не был легок и безопасен, но они играли и пели для того, чтобы сражаться за то, во что они верят.

У нас всегда есть выбор, как использовать собственные голоса. И только время покажет, как в истории запомнят наши дни, и какой саундтрек будет с ними ассоциироваться. 

Предыдущая Следующая