Во время выступления отношения между публикой и исполнителем – это не просто взаимодействие артиста и наблюдающего. Физически и эмоционально между обеими сторонами очень маленькое расстояние. Как заряжать публику своей энергией и завоевывать максимальное количество внимания?
Разумеется, одним из важнейших факторов является полная уверенность в себе и своей музыке. Когда видно, что вся группа наслаждается собственной музыкой и излучает уверенность, это чувство передается всем находящимся в зале. И наоборот, когда люди на сцене стесняются или выглядят обеспокоенно, публика тоже чувствует себя неловко – почему они должны наслаждаться, танцевать или меситься, если сами артисты этого не делают? Это негативное чувство очень сильно отражается на восприятии музыки и начинает с ней ассоциироваться.
Если вы не излучаете безграничную уверенность, которая захлестывает всех, как только вы появляетесь в поле зрения, следуйте нашим советам:
1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ЗЕРКАЛО»
Когда вы взбираетесь на сцену перед своим выступлением, очень важно понимать, что необходимо людям в зале, чтобы вы им понравились. Для этого им можно давать некоторые физические подсказки. Лед ломается, когда вы начинаете делать одни и те же движения – и здесь можно использовать технику «зеркала».
Первый и самый яркий пример такой техники нужно использовать перед самым началом вашего сета. Вы все наверняка были в зале на выступлениях, когда выходящие на сцену артисты начинали аплодировать в вашу сторону. И наверняка вы все аплодировали в ответ. Не стесняйтесь делать то же самое: выходите на сцену, подходите к ее краю и распространяйте свою энергию по всему залу, хлопая собственной публике. И наблюдайте за реакцией – эта техника работает даже в самых маленьких залах. Также не забывайте делать то же самое и во время окончания своего сета.
2. СОЗДАВАЙТЕ ИЛЛЮЗИЮ ПРЯМОГО ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Установление зрительного контакта во всех сферах жизни – один из мощнейших способов завоевания доверия и создания особой связи с людьми. И, конечно же, это касается и концертов. Но если в начале песни вы охвачены паникой, пытаясь вспомнить часть своей партии в песне, которую вы только закончили на прошлой репетиции, то зрительный контакт – это слишком отвлекающий фактор для подобного состояния.
Вспомните всякие криминальные рассказы, описания полицейских допросов и т.д. – для создания доверительного контакта герои обычно смотрят между глаз или на брови собеседника. То же самое можно использовать и со сцены. Взгляд прямо в глаза – это довольно мощный обмен энергией, особенно, когда ты не можешь собраться, и на тебя направлены пара десятков вопросительных взглядов. Выберите какой-то кусок стены, дверь или любой предмет интерьера, который находится за спиной самых далеких от сцены зрителей, над самыми их головами. И зафиксируйте свой взгляд на нем, или каждый раз возвращайтесь к нему после того, как посмотрите на свои инструмент и руки. Когда нервический припадок пройдет, и вы сыграете тот самый сложный отрывок песни, переключайтесь на лбы и брови людей из аудитории.
3. ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОЕТЕ В СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ, УЧИТЕ СЛОВА ПЕСЕН
Для любого члена группы знание текстов собственных песен – это тактика, которая работает сразу на нескольких уровнях. Дело не только в том, что неплохо бы знать слова песен и понимать их значение. Когда вы пропеваете (даже без микрофона) слова, вы «расширяете» собственное влияние на сцене. Например, вы играете на басу и шевелите губами, подпевая вокалисту – тем самым вы становитесь ближе к публике и даете ей понять, насколько хороши ваши тексты, что их хочется повторять.
Люди слушают музыку, но проживая моменты живого выступления, они смотрят на вас с таким же пристальным вниманием, с каким и слушают. Если вы наслаждаетесь тем, что поет ваш вокалист, то подаете сигнал аудитории, призывая ее делать то же самое. Ну, и если вы вокалист… То тоже неплохо бы знать тексты песен
4. ДЕЛАЙТЕ ПОМЕТКИ О ТОМ, ЧТО НУЖНО ГОВОРИТЬ МЕЖДУ ПЕСНЯМИ
Как мы уже говорили, аудитория чувствует уверенность и неуверенность, исходящие со сцены. И эти состояния передаются не только во время песен, но и в моменты между ними. Если вы повторяете одни и те же короткие фразы, включая только «спасибо» - это надоедает. Если вы зачитываете как по сценарию длинные речи – это тоже выглядит неестественно.
Перед каждым шоу старайтесь делать себе шпаргалку, замаскированную под сет-лист, на которой будет написано что-то вроде: «поблагодарить предыдущую группу», «поболтать о выходящем альбоме», «упомянуть свой сайт или мерч». Это поможет не повторяться и не забывать о том, чего сказано не было. Не нужно писать себе целую речь, просто вставьте между песнями в списке по одному слову, которое напомнит вам, о чем вы хотели сообщить, но и не помешает вашей речи выглядеть спонтанно.
5. ДЕЛИТЕСЬ ИСТОРИЯМИ, А НЕ «ТРАВИТЕ БАЙКИ»
Легендарный британский радио-ведущий Тим Робинсон в одном из своих интервью рассказал о том, как лучше всего позволять публике прочувствовать тему песни: историей необходимо делиться, и когда вы представляете песню людям в зале, лучше всего спрашивать их об их опыте, а говорить о своем собственном.
Вместо того чтобы начинать со слов, например, «… вы знаете, у меня когда-то была подружка, которая ооочень долго собиралась, и мы из-за этого постоянно ссорились», лучше задайте вопрос публике: «вы когда-нибудь встречались с тем, кто очень долго собирался, и ждать которого было просто невыносимо?». Начинайте свое повествование с предпосылки «Случалось ли с вами?», а не с «Однажды я…». Таким образом, вы поделитесь собственной историей, вовлекая в нее публику с первой же секунды. Не забывайте о том, что люди слушают музыку, смотрят кино, читают книги в поисках отыскать самих себя, для самоидентификации любому человеку нужно найти свое отражение, кусочки себя в персонажах, которые появляются в искусстве. Дайте им этот шанс, и публика вас отблагодарит.
6. БУДЬТЕ РЕЖИССЕРОМ ПРОИСХОДЯЩЕГО В ЗАЛЕ
Этот способ самый трудный, и начинать его использовать нужно только тогда, когда вы научились успешно управляться с пятью предыдущими.
Конечно, идеальный концерт видится примерно так: целая толпа в зале, раскрасневшиеся люди беснуются посреди танцпола и прямо перед сценой, забыв обо всех правилах приличия. Но реальность такова, что чаще мы оказываемся на сцене, наблюдая нескольких друзей в темном углу зала или около бара, и одиноко движущийся луч прожектора по пустому холодному танцполу. Следующая подсказка поможет научиться распределять энергию и зажигать огонь посреди, казалось бы, неподвижного зала. Вам всем уже наверняка известно, что фразы «Почему никто не танцует?» или «Ребята, пора веселиться» никогда не работают, и в большинстве случаев лишь оскорбляют публику, указывая на ее неповоротливость. Так что же нужно делать?
Начните с похвал тем, кто реагирует на вашу музыку хорошо – например, одна девчонка, не обращая никакого внимания на остальных, выходит и начинает отплясывать посреди танцпола. Не оставляйте ее без внимания. Говорите об этих людям и аплодируйте им (см. пункт 1) – хвалите их энергичность, говорите о том, как они классно одеты и как вы цените их. Придавайте им уверенности и подстрекайте их к тому, чтобы не останавливаться. Посвятите следующую песню только им (смотря им в глаза или подражая их танцам). Когда песня закончится, оставьте их на время в покое и переключите внимание на другую часть зала, потому что настало их время двигаться на танцпол.
Когда одна часть уже разгорячилась, уже можно призывать словами остальных – вроде «эй ребята, посмотрите как тут горячо» и т.д. Если у вас есть участник, который легко танцует со своим инструментом, пусть он спустится к публике и рубится вместе с ней. Позиция «музыкант в толпе» всегда работает очень хорошо и привлекает внимание. Любые трюки могут сработать, если вы не зажаты в слишком узких временных рамках. Если вы пляшете в зале с людьми, играя на инструменте, подговорите друга принести вам из бара выпивку, и пусть он приведет с собой еще несколько человек из бара.
Не забывайте о том, что музыка со сцены – это хоть и важнейшая, но лишь одна часть того, что вообще может происходить на концерте. Не бойтесь устраивать настоящее шоу. Оно не рождается просто так, спонтанно, его действительно можно заранее математически продумывать – это очень интересно. А когда оно продуманно хорошо, то в итоге еще и страшно весело!