7 ПЛОХИХ ПРИВЫЧЕК В СОНГРАЙТИНГЕ, КОТОРЫЕ УБИВАЮТ ПЕСНИ
Эта статья – отрывки из книги «Настольная книга звукорежиссера» Бобби Овсински.
Центральная составляющая любого музыкального продакшна – это песня. Я посвящаю целую главу этой книги анализу структуры песни. Разумеется, никто не может предугадать, что именно в ваших песнях затронет сердца поклонников, однако есть некоторые вещи, на которые стоит обращать внимание, и которые были важны с тех пор, как вообще появилась звукозапись. Согласитесь, лучше всего знать, что работает, а что нет, до того, как приметесь что-то делать.
Эта книга – не пособие по сонграйтингу, но я хочу указать на некоторые ошибки, которые то и дело появляются у не очень опытных исполнителей. И учтите, что говорить здесь я буду о песнях абсолютно всех жанров. Неважно, что вы играете – от готик-рока до электроники, от кантри до инди-попа – вам наверняка хочется, чтобы ваши песни были интересны определенной аудитории. Так что держите в уме возможные ошибки и старайтесь их избегать:
1. ПЕСНИ СЛИШКОМ ДЛИННЫЕ
Я довольно часто встречаю «затянутость» в песнях: двухминутные вступления, трехминутные гитарные соло, или пятиминутные аутро – все это в 99% случаев довольно скучно. Идея в том, чтобы держать внимание слушателя. Если у вас есть вариант сделать какую-то часть короче, всегда делайте этот выбор. Единственное исключение – это когда вы можете сделать длинную часть по-настоящему интересной, и это требует хороших навыков в аранжировке. Да и то это работает не всегда.
Есть одно очень крутое длинное аутро у легендарных Lynyrd Skynyrd в песне “Free Bird”, и оно работает, потому что аранжировка постоянно меняется, и на каждом 16 такте есть акцент.
2. ОТСУТСТВИЕ ФОКУСА
Иногда у молодых сонграйтеров встречаются песни, в которых нет четкого фокуса: переход от одного аккорда к другому, от одной секции песни к другой совершенно непонятны, даже не профессиональному музыканту или продюсеру, но и простому слушателю. Зачастую это следствие того, что над песней недостаточно хорошо поработали и посчитали, что она закончена, в то время как над ней нужно еще работать и работать. Иногда от песни нужно «отделить» несколько слоев и переделать аранжировку, но лучшим решением чаще является возвращение к самому началу и серьезные перестановки в самой структуре.
3. СЛАБЫЙ ПРИПЕВ
Во многих песнях, написанных неофитами, иногда довольно сложно понять, где кончается куплет и начинается припев – они просто почти не отличаются друг от друга. У хорошего припева всегда должны быть ощутимые отличия от куплета. Можно действовать мягко: добавлять бэк-вокал, еще один инструмент или сразу несколько инструментов – вариантов очень много. Можно же делать очень сильные различия: совершенно другие аккорды и изменение мелодии вкупе с иной аранжировкой – как в “Vertigo” U2, “This Kiss” Faith Hill, или классике Eagles “Hotel California”. Как бы то ни было, необходимо, чтобы припев был энергетически накаленным, суммировал все, сказанное и сыгранное в куплетах, и этим сильно отличался от других частей песен, хорошо запоминаясь.
4. ОТСУТСТВИЕ БРИДЖЕЙ
Еще одна общая ошибка новичков – это пренебрежение бриджем в написании песни. Бридж – связывает части песен, создавая гармоничный переход от одной к другой, снижая или повышая напряжение между ними. Зачастую мы слышим куплет два раза, прежде, чем появляется бридж. Он может заменять третий куплет или же стоять перед ним. В последнем случае, бридж «задерживает» ожидание припева.
Припев после бриджа обычно является последним в песне, иногда повторяясь для того, чтобы создать правильное напряжение. Если вы ожидаете услышать куплет или припев, но в песне идет что-то, отличающееся музыкально и лирически, то, скорее всего, это бридж.
По сути, явления, похожие на бридж можно найти во всех видах искусства: напряжение и разрядка – в музыке это переход, например, от громкого к тихому, в фотографии – переход от света к тени, и т.д. Чередуя напряженные и расслабленные части, вы сохраняете интерес публики. Бридж иногда может являться и кульминацией песни (например, “Rope” Foo Fighters). Или же, наоборот, может быть самой тихой и спокойной ее частью (“Baba O’Riley” TheWho, где Пит Таунзенд поет “It’s only teenage wasteland”).
Почти в каждой хорошей песне есть бридж, однако есть и исключения. Песни, построенные на стандартном 12-тактовом блюзовом паттерне зачастую не имеют бриджей. Например “Tush” ZZ Top, где после второго куплета звучит рабочий барабан, после чего следует финальное гитарное аутро. Другой пример – это “American Woman” GuessWho/Lenny Kravitz, где мы слышим всего несколько тактов другого гитарного ритма и остановку.
5. БЛЕДНАЯ АРАНЖИРОВКА
Эта проблема случается даже у очень хороших сонграйтеров. Под бледностью аранжировки я подразумеваю то, что гитара или синтезатор делают один и тот же набор аккордов или ритмических рисунков на протяжении всей песни. Иногда это может прекрасно работать как прием, но таких случаев единицы – в большинстве случаев это просто скучно. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что песня звучит интересно, и если уж гитара выделывает одно и то же от начала до конца песни, то вы это должны понимать, что этот прием сработает, и выбран он не из-за лени, а как концептуальное продуманное решение.
6. ОТСУТСТВИЕ ХУКОВ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ
Если мы говорим о современной популярной музыке (не о джазе или классике), то весьма распространенное явление – это хук, инструментальная строчка во вступлении, которую по ходу песни мы сможем слышать и в других частях песни. Яркие примеры – гитарный рифф в “Satisfaction” Rolling Stones, свист в “Moves Like Jagger” Maroon 5 или фортепиано в “Clocks” Coldplay. Если ваша песня уже написано, подумайте, какую мелодию из нее вы могли вставить в начало песни.
7. ОТСУТСТВИЕ ДИНАМИКИ
Повторимся, самое важное в создании интересной песни – это чередование напряженных и расслабленных частей. Если мы говорим о динамике – это может быть переход от громких к тихим частям. Рассмотрим типичную песню на примере вот этого графика:
Обратите внимание на то, как «дышит» песня, переходя от громкого к тихому, от тихого к громкому, от громкого к очень громкому. Именно так строится интенсивность. Это и называется напряжение и разрядка. Даже если песня не строится по такой же структуре, необходимо заранее, перед записью думать о громкости в разных ее частях.