Речь пойдет не о том, зарабатываете вы музыкой или нет, можете позволить себе жить, занимаясь исключительно искусством, или нет. Любительство и непрофессионализм связаны, скорее, с нашим личным отношением к тому, что мы делаем. И вопрос гораздо глубже, нежели тот, которым мы довольно часто задаемся: «относятся ли люди к нашему занятию настолько серьезно, насколько это делаем мы»? Итак, вот девять тревожных признаков, выдающих в нас непрофессионалов:
1. ЛЮБИТЕЛЬ ЖДЕТ ВДОХНОВЕНИЯ
В то время как профессионал берется за дело, не ожидая никаких позывов извне, любитель ждет вдохновения или «правильных» настроения и обстановки.
«Не стоит ждать вдохновения, за ним нужно гоняться с дубинкой». – Джек Лондон
Профессиональные художники/писатели/музыканты прекрасно знают, что искусством нужно заниматься постоянно, а не ждать, пока Луна войдет в Седьмой дом созвездия Лосося, или случится еще какое-нибудь мистическое совпадение. Творческий организм должен выдавать что-то каждый день, без перерывов. Неважно, отправится это что-то в мусорную корзину или будет показано широкому кругу поклонников - главное, чтобы оно было сделано.
2. ЛЮБИТЕЛЬ РАБОТАЕТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕГО ЧТО-ТО НЕ ОТВЛЕЧЕТ
Профессионал не сидит по часу, работая над половиной главы романа или делая несколько мазков на холсте, а потом быстро сворачиваясь, потому что его любимый сериал начнется по телеку через десять минут. Он сидит и работает, зная о том, что пресловутая муза приходит ровно в тот момент, когда все хочется бросить. Ему необходимо сделать дело до конца и быть уверенным в том, что ничего не забыто и не оставлено на потом. Ведь первые час-два работы – это всего лишь разминка, привлечение этой самой музы, которая только спустя время сможет оценить потенциал работы и почтить ее своим вниманием.
3. ЛЮБИТЕЛЬ ПОСТОЯННО СМЕЩАЕТ ПРИОРИТЕТЫ
Профессионал знает, что поиск, эксперименты и практика занимают годы, и именно они ведут к совершенству. Любитель же постоянно берется за новый стиль или инструмент, как только что-то надоест в то время, как профессионалу известно, что «подмастерье всех ремесл, мастер ни одного». Известно множество исполнителей и художников, которые кардинально меняли вектор своей творческой деятельности. Но обычно такое происходит после долгого анализа и с глубоким пониманием того, куда такие перемены приведут. Другими словами, художники продолжают рисовать, музыканты играть музыку, а режиссеры снимать кино. Разумеется, режиссер может быть и классным музыкантом, и наоборот – но это, скорее, исключение из правил. Подавляющему большинству из нас лучше всего сфокусироваться на оттачивании навыков в том, что мы выбрали изначально, а не рисковать разбавлением нашей творческой энергии.
4. ЛЮБИТЕЛЬ ДУМАЕТ, ЧТО ИСКУССТВА ДОСТАТОЧНО
Профессионал знает, быть художником – это гораздо больше, чем просто создавать искусство. Он старается не слишком привязываться и не обожествлять созданное, потому что готов к тому, что в будущем ему придется продать свой продукт. Продать за деньги и за возможность создавать еще больше. Ему не стыдно признаваться себе в том, что маркетинг занимает очень важную позицию в его жизни. Он понимает, что ему необходимо искать своих потенциальных поклонников/покупателей, узнавать, где они находятся и чем еще интересуются. И так же понимает, что он должен налаживать с ними связь и поддерживать дружбу еще задолго до того, как попросит обратить внимание на его работы и купить их. Профессионалу известно, что 21-й век давно наступил, и его (художника) присутствие онлайн настолько же важно, как и присутствие в реальной жизни.
5. ЛЮБИТЕЛЬ ВЕРИТ В ТО, ЧТО УСПЕХ ПРИХОДИТ БЫСТРО
Пока любитель думает, что его усилия займут лишь 1-2 года, за которые он успеет создать репутацию и сделать массу всего, профессионал понимает, что его ждет гораздо более долгий путь. И если за что-то браться, то начинать нужно незамедлительно.
Для профессионала искусство – не хобби и не развлечение, это бизнес, которым нужно активно заниматься. Он не просто приходит на работу каждый день, отсиживая положенные часы, он знает, что должен проделать весь путь от самого дна к вершинам, как это происходит и в любой другой профессии. Создание искусства, его продвижение, коллаборации и знакомства – все это занимает годы, а вовсе не недели или месяцы.
6. ЛЮБИТЕЛЬ ДУМАЕТ, ЧТО ЕМУ НЕ НУЖНЫ РАСПИСАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Пока любитель предается сладким идеям о хиппи-стиле жизни, побеге от общественных правил, профессионал знает, что должен держать свою жизнь под полным контролем для того, чтобы иметь свободу в своем искусстве.
«Будь организован в собственной жизни, и это позволит тебе буйствовать и быть оригинальным в собственной работе». – Гюстав Флобер.
Творческая продуктивность требует времени, в то время некоторые рутинные задачи вроде э-мэйлов и ответов на сообщения в соцсетях всегда могут подождать. Профессионал понимает важность составления четкого расписания, организации рабочего пространства, и умеет избегать отвлекающих факторов во время работы.
7. ЛЮБИТЕЛЬ НИКОГДА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТ СВОИ РАБОТЫ
Любитель всегда слишком занят редактированием, пересмотром, переформатированием, перезаписью – чем угодно. И едва ли его работы увидит мир. Такой подход задерживает не только его следующие работы, но и сам их «выпуск». Он твердит себе, что он перфекционист, и если бы было еще хоть немного времени/средств, все было бы закончено.
«Зерно вашего следующего произведения спрятано внутри несовершенств вашей текущей работы. Эти несовершенства – ценнейшее руководство по тому, на что вам нужно будет обращать внимание в дальнейшем». – Дэвид Бейлс.
Профессионалу давно понятно, что искусство – это процесс, и ничего из созданного им не будет совершенно. Он научился принимать этот факт и выпускает альбомы/книги/картины, будучи подготовленным к тому, что кто-то их не примет или не поймет. Чем быстрее он закончит свой нынешний труд, тем быстрее он сможет приняться за новый, и тем больше уроков он усвоит. Каждая законченная работа – это не пункт назначения, а всего лишь один отрезок пути, остановка в огромном путешествии.
8. ЛЮБИТЕЛЬ СЛИШКОМ ЗАНЯТ УЧЕБОЙ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ
Любители зачастую очень сильно заняты чтением руководств, книг или посещением мастер-классов, что едва ли у них хватает времени на то, чтобы начать что-то создавать. Профессионалу же известно, что до конца его дней будет что-то, что ему еще только предстоит выучить, и он не боится делать ошибки, и учиться на них, используя как академические знания, так и личный опыт. Опыт в 99% случаев – самый лучший учитель, и чем скорее совершается ошибка, тем быстрее усваиваются новые знания.
Книги, курсы, мастер-классы – это прекрасно. Но до тех пор, пока они не препятствуют вашей личной работе. Профессионал изучает базис и сразу же начинает делать дело. И возвращается к книгам и курсам с более конкретными целями и вопросами.
9. ЛЮБИТЕЛЬ СТОРОНИТСЯ АРТИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Художники и музыканты – это не только создатели, но и потребители. Мы должны не только окружать себя работами других, но и, непосредственно, обществом этих самых других.
«Если у тебя нет времени читать, у тебя не будет времени, чтобы писать. Все просто». – Стивен Кинг
Зачем музыканты слушают музыку своих коллег? Не для того, чтобы начать завидовать или заняться самобичеванием. Нам просто нужно иногда уходить за пределы собственной головы, отвлекаться и, в некоторых случаях, учиться и вдохновляться. По той же причине необходимо общаться с другими исполнителями. Обмен энергией, идеями и мнениями – крайне важная часть жизни любого профессионала. Любители же зачастую изолируют себя от артистического сообщества по причине зависти или боязни недостатка внимания со стороны других. А в вакууме едва ли можно нащупать собственный путь.
ТАК ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ?
Быть профессионалом – это значит предельно серьезно относиться к своему занятию. Если ты хочешь стать профессиональным фотографом, музыкантом, писателем или художником, надо интересоваться тем, что делают и как живут те, кто добились успехов в твоей сфере (что бы ни значил для тебя успех). Быть профессионалом – это не значит разбрасываться гламурными визитками или заколачивать миллионы (хотя это, конечно, тоже неплохо!). Это значит лишь то, что ты осознаешь силу своей одержимости и рассматриваешь ее как двигательный механизм в своей карьере, или, если угодно, творческом пути. Давайте признаемся себе, мы создаем искусство, потому что мы хотим этого и нуждаемся в этом. Мы не делаем это ради денег, но также мы понимаем, что без денег у нас не будет времени и сил создавать еще больше.