АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА — ОРУЖИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Путешествие в рок-н-ролл для гитариста начинается с акустической гитарой — это никем не отрицаемая аксиома. Однако этот инструмент сопровождает музыканта всю его творческую жизнь — и дома, и в студии, и на сцене… Меняются и требования к акустической гитаре — каждому хочется иметь тот инструмент, уровень звучания, рабочего дизайна и, так, сказать, «легнедарности» соответствует возросшему профессиональному и исполнительскому уровню. Естественно, таких акустических гитар выпускается в мире предостаточно, но сегодня речь идет о тех инструментах, которые в руках профессионалов своего дела определили лицо современной поп- и рок-музыки. Еще бы — на этих гитарах были сочинены и записаны демо-версии песен, знакомых ныне миллионам слушателей, да и в известных всем финальных версиях композиций присутствуют партии именно этих моделей гитар.

И начнем мы, как выразятся англичане, знающие толк в рок-н-ролле, с «отца профессиональных акустических гитар» — модели Gibson J-45. Базовая модель Gibson J-45 True Vintage Sunburst — один из долгожителей музыкального мира: безо всяких изменений в конструкции она выпускается с 1942 года! Сама компания Gibson с самого начала позиционировала J-45 как «рабочую лошадку», дав ей именно такое определение («Workhorse») еще в ходе рекламной кампании, хотя даже обозначение J-45 идет от ее цены в $45, что 74 года тому назад было совсем немалой суммой. Именно на этой модели был впервые нанесен известный ныне всем и каждому логотип Gibson. На самом деле Gibson удалось создать практически идеальный по простоте и звучанию инструмент с корпусом типа «дредноут» за счет использования хорошего дерева: в настоящий момент верхняя дека этой гитары выполняется из массива ели класса АА. Нижняя дека и обечайки гитары изготовлены из массива индийского палисандра. 20-ладовый гриф с длиной мензуры 24.75" (629 мм) выполнен из красного дерева, накладка грифа с радиусом скругления 12" (305 мм) — из палисандра. Только первая серия этих гитары была выпущена в естественной расцветке, настоящая расцветка верхней деки J-45 — это всегда только «санбёрст» (Sunburst). А модель Gibson J-45 Custom является электроакустической — она оснащается активным акустическим звукоснимателем L.R. Baggs VTC, состоящим собственно из звукоснимателя, установленного под задним порожком и предусилителя с темброклоком. Обе модели комплектуются удобными и надежными кейсами. J-45 благодаря простоте конструкции и высочайшему качеству дерева звучит просто фантастически — у инструмента звонкие верхние частоты, теплые и естественные средние частоты и глубокий и отчетливый бас, и все это — при громком звучании, сохраняющем все нюансы игры. Неудивительно, что именно J-45 стала одной из любимых гитар рок-музыкантов «первого призыва» — ее назвали своим любимым акустическим инструментом Боб Дилан (Bob Dylan) и Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Джон Леннон (John Lennon) сочинил на J-45 немалое количество поздних песен The Beatles, а Дэвид Гилмор (David Gilmour) использовал ее на записях Pink Floyd, а теперь работает с ней и на сольных альбомах. И мы даже не упоминаем здесь о немалочисленных американских блюзменах послевоенной поры, повлиявших своей прямолинейной музыкой на становление рок-н-ролла — практически все их классические композиции были сыграны в студии именно на J-45.

Песни британской группы Eurythmics известны миллионам, но немногие знают, что все они без исключения были сочинены лидером группы Дэйвом Стюартом (Dave Stewart) на акустических гитарах японского бренда Takamine. Сейчас основной рабочей «электроакустикой» Дэвида является гитара Takamine Pro Series 3 P3DC Dreadnought Cutaway, позиционируемая производителем одновременно как гитара для композитора и инструмент для дотошного музыканта-исполнителя. Закономерно — эту гитару имеют в своих арсеналах столь разностильные артисты, как Джон Бон Джови (JonBonJovi), Стив Харли (SteveHarley) и выдающийся кантри-исполнитель Гарт Брукс (GarthBrooks). И, как и в случае с Gibson J-45, высокое качество звучания этого инструмента обусловлено в первую очередь качественным материалом: верхняя дека натуральной расцветки изготовлена из отборного массива кедра, а нижняя — из массива сапеле (африканское красное дерево). Обечайка выполнена из сапеле, 20-ладовый гриф — из красного дерева, а накладка грифа — из палисандра. Использование этих пород дерева позволяет добиться сбалансированного и отчетливого звучания инструмента, уместного в любом стиле современной музыки. Форма корпуса — дредноут с вырезом (Cutaway). Профиль грифа позволяет с легкостью играть на данной гитаре тем, кто привык к постоянной работе с электрогитарой. На гитаре установлен пьезоэлектрический звукосниматель Palathetic с активным предусилителем CT4B II Cool Tube, имеющим трехполосный полозковый эквалайзер +/-5 дБ (НЧ/СЧ/ВЧ) и полозковый регулятор уровня выходного сигнала. Имеется встроенный калибруемый трехпозиционный хроматический тюнер. Гитара комплектуется фирменным кейсом.

Еще одна электроакустическая гитара Takamine, используемая Дэвидом Стюартом — Pro Series 1 P1NC Nex Cutaway, отличие которой от предыдущей модели — в форме корпуса, а именно джамбо с вырезом (Cutaway) и в наличии пикгарда черного цвета.

Немалой популярностью с момента возникновения второй волны американской рок-музыки в середине 60-х годов у заокеанских исполнителей пользовались акустические и электроакустические гитары бренда Guild. Причем, если мы перепишем всех знаменитых музыкантов, игравших на «акустике» модели F-50, то получим энциклопедический список: лидер Grateful Dead Джерри Гарсия (JerryGarcia), Рик Данко (Rick Danko) из The Band, икона протест-попа Джоан Баэз (Joan Baez), Брайан Адамс (Bryan Adams)… А сейчас Guild предлагает модель GAD F-150R, отличающуюся от легендарной предшественницы (и модели F-50R) уменьшенной с 438 до 422 мм шириной корпуса типа джамбо натуральной расцветки. Верхняя дека изготовлена из массива ели, что обеспечивает инструменту отчетливое звучание, нижняя дека и обечайка — из палисандра. Гриф из красного дерева с длиной мензуры 25.5" (648 мм) имеет 20 ладов и накладку из палисандра. Бридж также выполнен из палисандра. Радиус скругления накладки — 16" (406 мм). Стильности гитаре придают позолоченные литые колки, а в комплект входит жесткий кейс.

Забота Guild о разумном расширении модельного ряда привела в 2014 году к созданию электроакустической гитары Arcos AF-50CE с арочной нижней декой, обеспечивающей больший объем корпуса и его механическую прочность и, следовательно, увеличенную громкость звучания. Верхняя дека вновь изготовлена из ели, но нижняя дека и обечайка на сей раз кленовые, а корпус гитары лакируется исключительно вручную. Гриф аналогичен предыдущей модели за исключением радиуса скругления накладки 12" (305 мм). Электроника представлена комплектом из звукоснимателя Sonicore и предусилителя с темброблоком Fishman Presys Plus, оснащенным трехполосным эквалайзером и регулятором уровня выходного сигнала, а также схемой обращения фазы и хроматическим тюнером со светодиодным дисплеем.

Компания Yamaha тоже не остается в стороне от разработки профессиональных акустических гитар. Как говорится — положение обязывает: на ее гитарах играют такие музыканты, как мастер поп-джаза Ли Ритенур (Lee Ritenour), лидер Nickelback Чад Крюгер (Chad Kroeger), уникальный «кантри-металлический» композитор и исполнитель Майкл Ли Фёркинс (Michael Lee Firkins), а также блюзмены Кеб’ Мо’ (KebMo’, урожденный KevinMoore) и Джо Бонамасса (JoeBonamassa) — один из величайших на сегодняшний день мастеров блюзовой гитары. Кеб’ Мо’ и Майкл Ли Фёркинс на сегодняшний момент используют в сценической работе электроакустические гитары Yamaha серии A, среди которых необходимо выделить модели Yamaha A3M и Yamaha AС3M — инструменты, ориентированные по замыслу производителя в первую очередь на концертную деятельность. Yamaha, подобно Gibson, позиционирует эти инструменты как «рабочую лошадку» современного гитариста, одинаково удобные для музыканта в любой ситуации и пригодные для исполнения музыки в самых разных стилях. Обе гитары имеют корпуса типа дредноут с вырезом (Cutaway) натуральной расцветки, а их верхняя дека изготовлена из массива отборной ели. Нижняя дека и обечайка выполняются из массива красного дерева, гриф с длиной мензуры 650 мм — также из красного дерева, а накладка на гриф и бридж — из черного дерева. Важной особенностью этих гитар являются установленные в них предусилитель SRTSystem 63, работающий с пьезоэлектрическим звукоснимателем. Технология SRT (StudioResponseTechnology), заложенная в данный предусилитель с трехполосным эквалайзером, моделирует объем конкретных студий звукозаписи и определенные схемы расстановки микрофонов, а не собственно звучание гитары. Эти инструменты звучат на любой сцене как в лучших студиях мира.

Легендарный бренд Fender всегда стремился к созданию гитар, не только отличающихся великолепным звучанием, но и буквально притягивающих взгляд своим дизайном. Эти цели достигнуты в электроакустических гитарах серии Stratacoustic и Telecoustic, являющихся сейчас одними из фаворитов рок-музыкантов, практикующих «неподключенные» концерты — в частности у одних из величайших пересмешников рок-н-ролла, американской группы SteelPanther и «королевы хэви-метала» Литы Форд (Lita Ford). Как следует уже из названия, эти гитары очертаниями корпуса воспроизводят таковые у всем известных электрогитар Stratocaster и Telecaster, и на них установлены соответствующие головы грифов и хромированная фурнитура. Флагманские модели этих серий — Stratacoustic Premier и Telecoustic Premier, имеющие верхнюю деку из клёна. Задняя дека и обечайка этих инструментов представляют собой единый полый корпус из армированного стекловолокна. Гриф с длиной мензуры 25.5" (648 мм) и 21 ладом изготовлен из клена, а накладка на него и бридж — из палисандра. На гитарах установлена комбинация звукоснимателя и предусилителя Fishman Isys III System, с трехполосных эквалайзером, регулятором уровня выходного сигнала и встроенным тюнером, а о современности инструмента говорит наличие дополнительного цифрового выхода Mini USB, позволяющего коммутировать инструмент напрямую с портостудиями и i-устройствами. Настоящие гитары для продолжения славных рок-традиций!

Предыдущая Следующая