АМЕРИКАНСКИЙ СОНГРАЙТЕР О ГАСТРОЛЯХ ПО РОССИИ

АМЕРИКАНСКИЙ СОНГРАЙТЕР О ГАСТРОЛЯХ ПО РОССИИ

Дэн Шерон из американской группы Balto прожил в России с 2008 по 2010 год, поэтому когда он поехал в сольный тур по стране, она уже не была чем-то совершенно неизведанным. Россия огромная, и чтобы приехать из одного города в другой, нужно преодолеть тысячу миль, на протяжении которых вы будете видеть только деревья и поля. Дэн вел очень интересный блог о своих приключениях в России, о людях, которые попались ему на пути, о трудностях, встречающихся в туре и о том, почему эти гастроли стоили того. Мы задали ему несколько вопросов относительно того, как работает логистика в России, о букинге дат концертов и их промо.

Как ты начал бронировать этот тур? За сколько недель/месяцев ты начал переговоры? Полагался ли ты на местных друзей, промоутеров или других музыкантов?

Я начал процесс подготовки примерно за два месяца до первой даты – все закрутилось вокруг моего выступления на Moscow Music Week, которую организовывал друг моего друга… Так что я подумал о том, что неплохо бы организовать тур в июле, и мой друг посоветовал сначала пообщаться с людьми с MMW. Отправная точка (фестиваль) была выбрана, и я начал искать контакты промоутеров по разным городам через друзей. Все даты были подтверждены лишь за неделю до моего вылета. На тот момент, чтобы держать все более-менее под контролем, я сконцентрировался на европейской части России. В следующий раз я бы очень хотел поездить по Сибири.

Были ли какие-то финансовые гарантии? Ты зарабатывал со входа или с продажи мерча? Как вообще работают площадки по сравнению с подобными в США?

​Было несколько концертов с фиксированными гонорарами, большинство же концертов оплачивались со входа. Мы старались делать билеты дешевыми, чтобы привлечь больше людей, и это сработало в нашу пользу. Удивительно, но мы умудрились неплохо заработать в городах, в которых я совершенно никого не знаю! Надо заметить, что вся эта ситуация с рублем и долларом совершенно ужасна для русских – стандартные 250 рублей за вход – это примерно 4 доллара, а в 2010 это было 8 долларов. То же самое и с мерчем, который я привез с собой – я продал весь винил и все пластинки – но мне нужно было учитывать тот факт, что люди будут способны купить их. Что касается входа – все работает так же, как и в США, 80% достается музыканту, 20% - площадке.

 Нам известно, что самая большая проблема – это транспорт и дороги. Какой опыт тебе удалось извлечь из своих перемещений?

Россия огромная. Прошло много времени с тех пор, как я путешествовал здесь, и совершенно забыл, что поездки на поезде тут иногда измеряются не часами, а днями. Типа ты спрашиваешь кого-нибудь «И как долго ехать?» и получаешь ответ «Два дня». Как оно было и со всеми турами в прошлом, моей целью в этот было сыграть как можно больше шоу в максимальном количестве городов. И здесь у меня не было ни одного дня передышки. Иногда я приезжал в какой-то город прямо перед концертом и уезжал оттуда, сразу после того, как заканчивал концерт. Это нормальная практика в Америке, но там в большинстве случаев ты передвигаешься на своем собственном транспорте. В России же дороги очень плохие, и основным транспортом являются поезда, автобусы и самолеты.

Поезда дальнего следования состоят из разного типа вагонов, в которых можно спать, и я всегда старался заказывать себе билеты на ночные поезда. Некоторые остановки были в совершенно неудобное время посреди ночи, и, поскольку я был связан датами концертов, мой сон очень страдал во время перемещений. Например, я тусовался с людьми после шоу, потом спал пару часов и подскакивал, чтобы успеть на очень ранний поезд, или же прибывал в какое-то место в 5 утра.

Вот пример: у меня был концерт в Ярославле 22 сентября, затем мне нужно было сесть на поезд до Москвы, который идет 4 часа, потом сесть на метро и отправиться в аэропорт, чтобы улететь в Самару. Оттуда поездка на такси до города заняла целый час. В итоге я добрался до площадки за полчаса до того, как начала играть первая группа. После концерта промоутер Матвей и его друзья предложили пойти на тусовку. Около трех ночи он сказал, что отвезет меня в аэропорт, откуда я должен был лететь в Казань, а оттуда еще 2,5 часа добираться до Йошкар-Олы на автобусе с гитарой на коленях. В будущем, когда я соберусь гастролировать по России, я буду брать выходные между концертами – никогда в жизни я еще не чувствовал себя настолько уставшим.

Судя по записям в твоем блоге, Россия – это очень тяжелая страна для гастролей. Но в итоге ты говоришь, что оно того стоит. Что именно, люди или концерты сами по себе, перевешивают все эти трудности?

avp15z7ikmoswws0wck8c4ks8.jpgНадеюсь, я не слишком переборщил с негативом в своем блоге… На самом деле, о стране можно сказать массу хороших вещей – величественная природа, крутая архитектура, изумительная еда, которую едва ли ты найдешь где-то еще, и потрясающие люди. Но за пределами очевидных туристических центров там действительно очень тяжело гастролировать. В таких местах иностранцу просто необходим местный проводник для того, чтобы помогать с навигацией. К счастью, у меня достаточно языковых навыков, которые мне дают некий более глубокий доступ к системе, но случается всякое… Например, когда я прибыл в Йошкар-Олу, из аэропорта не было трансфера, который я ожидал. Поэтому мне пришлось найти информационную будку, где я мог узнать что-то об автобусах. Билетная касса была неплохо спрятана от глаз, среди каких-то землянок. И в нее была огромная очередь. В России какая-то особенная культура, связанная с очередями – ты видишь некую сеть из людей, которые держат место для других людей. В итоге очередь, которая состоит из 20 человек, превращается в очередь из 50 человек. Люди все были очень нетерпеливы, подходящие к кассе долго ругались с человеком в окошке. Когда подошла моя очередь, человек в кассе взял все мои паспортные данные и сказал пройти к набитому под завязку мини-автобусу, где не было места для моей гитары и рюкзака. Водитель сердито заметил, что я не умещусь, но, к счастью, другие пассажиры помогли мне забраться и уместили мой багаж. Это все небольшие проблемы, но они появляются по несколько раз в день.

Как я уже сказал, все, кто помогал моим концертам состояться, старые друзья и новые знакомые – именно они сделали так, что сейчас я думаю, что оно того стоило. Ты видишь на улицах людей, которые выглядят недружелюбными и хмурыми, но как только начинается хоть какой-то разговор, этот лед моментально тает, и ты чувствуешь гостеприимство и тепло. Между песнями я говорил по-русски о каждой песне, и после концертов люди подходили ко мне, чтобы поговорить об этих историях. Так что уже существовал некий контекст для коммуникации. И эти люди были действительно благодарны за то, что я проделал долгий путь, чтобы сыграть концерт для них.

Помимо этого у меня была огромная поддержка от промоутеров. Не только с организацией концертов и их рекламой – они показывали мне свои города, знакомили со своими друзьями и находили мне ночлег. В большинстве городов я  играл с другими, местными группами, и с ними было очень интересно общаться. Вообще невероятно круто было наблюдать, что в каждом небольшом городе есть своя собственная сцена – все примерно так, как у нас в Америке. Я наработал себе много «кармических долгов», потому что щедрость со стороны моих друзей была просто запредельной.

На вопрос «Почему Россия» я могу ответить так: это всегда было очень странным, парадоксальным для меня местом – я испытывал множество совершенно разных эмоцией, думая об этой стране. Находиться там порой очень и очень сложно – но я ни к чему другому и не готовился. Дискомфорт, теснота, раздражение то одной, то от другой вещи – все это смывается, как только ты чувствуешь теплоту и гостеприимство людей.

В своих записях ты также упоминаешь о русской изобретательности: все эти переоборудованные для концертов склады, речные кораблики, местный андеграунд и т.д. Расскажи что-то об этом.

Да, я столкнулся с этим явлением. Удивительно, насколько креативно люди умеют использовать пространства и обстоятельства. По сути, это такая русская черта, которая была в людях на протяжении всей истории. Крайне рекомендую поинтересоваться историей Самиздата, когда люди публиковали запрещенную литературу, или феноменом «музыки на костях», когда пластинки для проигрывателей делали из рентгеновских снимков. Сейчас появляется большое количество арт-пространств во всяких заброшенных местах, и я думаю в течение ближайших пары лет их станет еще больше. Что именно сильнее всего подействовало на меня? Я думаю, здесь ты учишься быстрее адаптироваться к любым неожиданностям. Хотя это дело не в России, любой тур в любом месте сопровождается невероятным количеством всяких происшествий. Другое дело, что в России люди легче с этим справляются.

Скажи, а чем отличаются твои русская и американская аудитории?

Люди в России приходили послушать мои концерты специально, чтобы услышать англоязычную музыку за пределами мэйнстрима – очень много молодежи любит инди-рок. Хотя пару раз случались концерты, куда приходили «случайные люди» - в барах или бесплатные шоу – и даже эти люди глубоко погружались в музыку, они молчали во время тихих моментов и горячо аплодировали в конце. И там была не только молодежь, были пожилые пары, водители такси, местные пьяницы и т.д. Многим были интересны мои истории, хотя бы потому, что большинство из песен моей группы были написаны, когда я жил в России несколько лет назад.

Если ты постоянно находишься в движении во время тура, то автобус, то поезд, как ты успеваешь рекламировать свои концерты? Соцмедиа? Полагаешься на промоутеров?

Вообще, если сравнивать с 2010, то wi-fi сейчас есть практически под каждым деревом, так что я оставался на связи все время (я такого не ожидал). Я старался постить напоминания по максимуму, хотя да, постоянное движение меня в этом ограничивало. Я полагался на своих друзей, промоутеров и других музыкантов, а они использовали собственные каналы продвижения. По большей части через русский аналог фэйсбука – VK. У музыкальных сообществ большое количество подписчиков, и информация распространяется в основном там. И что самое удивительное, люди, которые отмечаются, что придут на мероприятие, в большинстве случаев действительно приходят! Промоутеры пользуются этой соцсетью вовсю, и знают, чего ожидать (в США подписавшиеся почти никогда не приходят).

Помимо планирования своих перемещений, что ты поменяешь в своей стратегии в следующий раз? И, прежде всего, будет ли следующий раз?

Следующий раз обязательно будет! На самом деле это была некая разведка перед тем, как я смогу поехать в тур с целой группой. Я хотел посмотреть, как реагируют люди, какие встречаются трудности и т.д. Да, я знаю, что и в следующий раз будет очень трудно, но я встретил людей, которые очень загорелись идеей привезти мою группу. Поэтому, после основательного планирования мы снова двинемся в путь по России. Я думаю, в этот раз мы сможем хорошо разрекламировать наш тур. Иван Безбородый, промоутер, организовавший нам концерты в Йошкар-Оле и Нижнем Новгороде, так же организовал для меня интервью на радио (куда я так и не смог попасть из-за пробок), а также сессию Q&A  в пространстве «Циферблат». Это был один из крутейших моментов всего тура – состоялась довольно информативная беседа с дюжиной молодых ребят и местной группой музыкантов. Это была открытая дискуссия о жизни независимых исполнителей – о турах, музыке, языке и т.д. Также мы все сыграли по несколько песен. Это был настоящий культурный обмен, надеюсь в будущем я еще поучаствую в таких мероприятиях.

Туры по России – это очень здорово, новые фанаты и т.д. Но как ты используешь свой опыт для Америки?

На самом деле, я столкнулся с Россией, можно сказать, случайно 8 лет назад, и на тот момент я совершенно не ожидал, что история так затянется. Однако я хотел сделать здесь тур с того самом момент, как вообще стал ездить на гастроли.

Людям в Америке действительно интересно советское прошлое России, и для многих это до сих пор что-то очень загадочное. Когда ты попадаешь сюда, то сразу получаешь доступ к людям, которым есть что рассказать. И, вы знаете, после этого российского тура вокруг моей группы в США поднялся информационный шум. Конечно, я не ехал в тур по России, чтобы заработать популярность в Америке, но оно сработало таким образом. Я очень хочу поехать еще раз, встретиться со всеми теми, с кем успел подружиться, и познакомиться с новыми людьми!

Предыдущая Следующая