БЛОКФЛЕЙТА: ВАШ ЛИЧНЫЙ ВЫБОР
Не нужно относиться к блокфлейте как к несерьёзному инструменту и почти детской игрушке: этот инструмент не просто стал одним из символов европейской музыки, начиная с XIV века, но и сейчас способен придать необычных музыкальных красок современному произведению. Как бы там ни было, а игре на блокфлейте предстоит её выбор. Невзирая на простоту этого инструмента, здесь очень важно не ошибиться.
Первым делом необходимо определиться, зачем вам будет нужна блокфлейта – для приятного и необязательного музицирования или для серьёзной работы на сцене и, главное, в студии. Это поможет понять, какой инструмент вам нужен - деревянный или пластиковый. Понятно, что деревянный инструмент отличается естественным мягким звуком, который к тому же зависит от породы используемого дерева. В настоящее время для блокфлейт лучшими считаются древесина дуба, клёна, сапеле (африканского красного дерева), а также плодовых деревьев – сливы и оливы. Знаменитый бренд Hohner изготавливает большинство своих блокфлейт из грушевого дерева. Минус деревянных флейт – необходимость тщательного ухода для поддержания сухости дерева и гигиенических свойств инструмента, зато, повторимся, это искупается естественным звучанием. Пластиковая блокфлейта и дешевле, и гигиеничнее, и проще в обращении и уходе, однако её звук чуть более резкий, хотя бренд Yamaha добился выдающихся результатов в звучании подобных инструментов за счет применения оптимизированного акустического пластика ABS. Существуют и комбинированные решения, то есть деревянный инструмент с пластиковым блоком, где и создаётся его звучание. Именно такие инструменты начального уровня – это блокфлейты сопрано Hohner B95850 и B95860 серии Alegra Line. Корпуса этих инструментов изготовлены из дерева груши с тёмной отделкой, а её блок – из пластика цвета слоновой кости. Данная серия инструментов – первая в массовом производстве блокфлейт, в конструкции которых наличествует и натуральное дерево, и пластик. Пластиковые блокфлейты гораздо больше подходят для начального этапа обучения, а также музицирования в сложных ситуациях, в том числе и на сцене – естественно, в том случае, если этот инструмент призван вносить лишь дополнительные краски в ваше звуковое полотно. Однако рекомендуется обязательно иметь хотя бы одну пластиковую блокфлейту в роли запасного инструмента. Но для студийной работы или домашних занятий ваш инструмент – это деревянная или комбинированная блокфлейта.
Выбор блокфлейты по типу аппликатуры весьма важен, поскольку он определит характер звучания инструмента в ваших руках. Типов блокфлейты по аппликатуре два – немецкая и барочная, она же английская система. Визуально различие заключается в том, что при отсчёте отверстий снизу блокфлейта немецкой системы имеет третье отверстие меньшего диаметра, нежели остальные. У блокфлейты барочной системы меньшее отверстие – четвёртое. При этом обучение идёт проще на инструменте немецкой системы, и он же пригоден для исполнения простого музыкального материала, однако на ней сложнее взять полутона. Если же вы играете на блокфлейте барочной системы, то отдельные основные тона играются с более сложными аппликатурами, зато в пределах двух октав полутона звучат чисто. Если вы нацелены на профессиональную игру на инструменте или его серьёзное использование как минимум в студии, сразу начинайте обучение на блокфлейте с барочной системой. Впрочем, переучивание с немецкой системы на барочную не столь уж и сложно – различие здесь отнюдь не только в огромном числе аппликатур. Кроме того, нужно упомянуть о существовании блокфлейт со сдвоенными отверстиями, предназначенными для чистого взятия полутонов. В обычной ситуации для взятия полутона необходимо перекрывать ровно половину площади одиночного отверстия – а это, как легко понять, получается далеко не сразу и не у всех. Однако классическими считаются блокфлейты с одинарными отверстиями, и для серьёзного обучения на инструменте рекомендуется именно такая «классика». А по тональности блокфлейты классифицируются следующим образом: сопранино (строй F, диапазон от F2 до G4), сопрано (строй С, от C2 до D4), альт (строй F, от F1 до G3), тенор (строй С, от C1 до D3) и бас (строй F, от F до G2). Однако, когда обычно говорят о блокфлейте, то подразумевают именно блокфлейту сопрано – для неё пишется и большинство произведений, и именно с неё в подавляющем большинстве случаев начинают обучение.
А теперь – немного конкретных рекомендаций по выбору пластиковых блокфлейт. Качественный инструмент для начинающего музыканта – вот как можно охарактеризовать серию Yamaha 20. Как уже говорилось, продукция компании Yamaha производится из акустического пластика ABS, однако по точности интонирования и лёгкости игры они сравнимы с деревянными моделями. Именно таковы модели блокфлейт сопрано YRS-23 (немецкая аппликатура) и YRS-24B (барочная аппликатура) при благородных расцветках корпусов – соответствен белый и белый плюс слоновая кость. Нужно упомянуть и блокфлейту сопранино YRN-21 (немецкая аппликатура) с чёрным корпусом. Ещё более простое решение для новичка – это серия Rainbow Recorders с моделями YRS-20 с прозрачными корпусами. Модели отличаются аппликатурой: германская наличествует у YRS-20GG и YRS-20GB, а барочная – у YRS-20BG, YRS-20BB и YRS-20BP. Плюс к этому и расцветка корпусов нескучная: зелёная (вторая буква G в индексе), голубая (B) и малиновая (P).
При переходе от чисто ученического уровня к серьёзным инструментам безусловно рекомендуются блокфлейты серий Yamaha 30 и 300, причем, начиная с серии 30, блокфлейты имеют арочное отверстие, позволяющее более точно контролировать дыхание и придавать игре большую тембральную выразительность. Здесь нужно отметить модели сопрано YRS-31 и YRS-32B с соответственно немецкой и барочной аппликатурами. Их дизайн выполнен «под дерево» с белой отделкой. Еще более выдающийся дизайн у модели сопрано YRS-301III с немецкой аппликатурой – цвет корпуса имитирует настоящий палисандр, однако акустические особенности конструкции обеспечивают богатый звук, более характерный для традиционных деревянных блокфлейт. Именно такие инструменты по соотношению «цена-качество» оптимальны для всякого музыканта, для которого музыкальность и выразительность – не пустые слова.