БОЛЬШЕ КОВБЕЛЛА! А ТАКЖЕ РОТОТОМОВ И ТИМБАЛОВ

БОЛЬШЕ КОВБЕЛЛА! А ТАКЖЕ РОТОТОМОВ И ТИМБАЛОВ

Барабанщику в наш век синтеза самых различных музыкальных стилей и субстилей не обойтись без дополнений к стандартному набору барабанов и тарелок. Да это и не ново — вспомните ударные установки таких мастеров своего дела, как Нила Пирта (Neil Peart) из группы Rush или бывшего лидера Dream Theater Майка Портного (Mike Portnoy). Конечно, такой комплект как у этих звёзд, вы сразу не соберёте — да и излишен она вам поначалу будет, но начинать можно и нужно с малого.
 

Самое простое и очевидное дополнение к ударной установке — это вынесенный в заголовок ковбелл (он же cowbell), начинавший свою жизнь в популярной музыке и правда как колокольчик, снятый с упоминающейся в его названии коровы («коровий колоколец» или, говоря по-русски — ботало). На такую простоту трансформации хозяйственного предмета в музыкальный инструмент свидетельствует то, что ковбеллы прочно вошли в аранжировки американской музыки хиллбилли ещё в 1920-х годах. Только сперва ковбелл понимался исключительно как атрибут ручной перкуссии, но в конце 50-х американские барабанщики начали приспосабливать его к своим установкам жёстким образом. Год триумфа ковбелла в рок-музыке — 1976-й, когда у нью-йоркской группы Blue Öyster Cult вышел её главный хит-сингл «Don’t Fear The Reaper», где ковбелл был отлично слышен. Его отрывистое и своеобразное в сочетании с партиями электрогитар звучание вызвало всеобщий восторг, и с тех пор инструмент вошел во всеобщий рок-обиход. Бренды же озаботились разработкой держателей для его крепления, в том числе к ободу бас-барабана. Сам инструмент особых изменений почти за 60 лет не претерпел — но сейчас корпуса ковбелла изготовливаются из качественной стали с понятной целью продления  их срока службы и лучшего звучания, и на них наличествует ушки и барашковый винт для крепления к стойке. Ковбеллы градируются по длине корпуса от 4" (TAMA TSC4 Sonic Cowbell) до 8" (TAMA TSC8 Sonic Cowbell, Latin Percussion LP 205 Timbale Cowbell или Fleet NL8); промежуточные размеры — 5" (Fleet NL5) и 6" (TAMA TSC6 Sonic Cowbell или Fleet NL6). Размер и марка ковбелла для вашей установки — дело вашего вкуса и возможностей, но наградой вам всегда будет запоминающееся звучание этого полезного инструмента.

Треугольник также является очень простым инструментом, и к тому же изначально имеющим куда большее отношение к академической музыке, нежели к рок-н-роллу. Однако он широко применяется в американской музыке каджун (cajun) и фолк-музыке, а для рок-музыканта, работающего в «умных» субстилях он будет совсем нелишним средством придания выразительности аранжировкам тихих композиций. Можно играть на треугольнике классическим способом — держа его на весу и осуществляя пальцевое глушение, а можно подвесить на одну из стоек для тарелок. Хотя треугольник совершенно невозможно назвать обязательным дополнением ударной установки, нельзя забывать о том, что этот инструмент сыграл не такую уж малую роль в классической аранжировке баллады Александра Градского «В полях под снегом и дождём» 1973 года. Партию треугольника можно услышать и в одной из самых сложных композиций канадской группы Rush — инструментале «YYZ» (1981). Причем среди треугольников имеются инструменты «высшей пробы» и ручного изготовления — таков, к примеру, Sabian 06" B8 Hand Hammered, действительно кующийся вручную. Изготовление из бронзы B8, состоящей из 8% олова и 92% меди со следами серебра, обеспечивает ему яркий мерцающий звук с отличным сустейном и сфокусированным тоном.

Идеологически очень близко к треугольнику находится инструмент чаймс (chimes), называемый иногда и бар-чаймс (bar chimes). Хотя чаймс — это сильно уменьшенные трубчатые колокола (tubuler bells) с нижним свободным концом, размещаемые в ударной установке обычно над хай-хэтом на отдельной стойке, а в случае наличия второго их комплекта — симметрично с противоположной стороны. Число звучащих трубок в одном инструменте — от 12 до 72, наиболее распространённое их число — 24 либо 36. Диаметр трубок у чаймс составляет ¼" и, вопреки распространённому мнению, они не настраиваются как единый инструмент — спектр звучания чаймс дисгармоничен. Но если вы исполняете музыку, близкую к прогрессивному или арт-року, чаймс всегда прибавят загадочной атмосферы в тихие сегменты любой вашей композиции. Другое дело, что партии этого инструмента всегда надо хорошо продумывать, и он допускает исполнение и барабанными палочками, и рукой.

Однако и треугольник, и чаймс имеют очень отдалённое родство с тарелками, а что же необычные барабаны? Завидной экспрессии и оригинальности звучания в партии ударных независимо от субстиля рок- и поп-музыки всегда добавят тимбалы, представляющие собой небольшие барабаны со стальными корпусами, монтируемые в ударной установке на отдельную стойку обычно со стороны малых томов. Так, у модели TAMA MT68ST при глубине пары тимбалов 4" их диаметр составляет 6" и 8". В данном случае в комплект входит отдельная стойка и полный набор для крепления инструмента к ней. Использование тимбалов всегда уместно и оригинально — так, «латинистое» звучание группы Santana всегда обеспечивалось не только набором латиноамериканской перкуссии, но и игрой её барабанщиков на тимбалах в составе ударной установке. Еще большая оригинальность, требующая, правда, хорошей техники у барабанщика, обеспечивается использованием рототомов, разработанных брендом Remo в 1968 году. Рототомы — это набор настраиваемых барабанов со звучанием, близким к оркестровым ударным инструментам, устанавливаемых на отдельной стойке опять же со стороны малых томов, и собранных в набор — для рототома Remo ER-0802-06 это три барабана с диаметрами 8", 10" и 12". Интересный, яркий и не самый привычный звук рототомов — залог того, что композицию с их грамотной партией запомнят надолго: ну кто не знает их звучания во вступлении к пьесе «Time» (1973) великой группы Pink Floyd? Так что не бойтесь использовать все эти не самые обычные дополнения к стандартной ударной установке — в хорошей рок-музыке составляющая успеха часто кроется и в нюансах аранжировки партий ударных и перкуссии.

Предыдущая Следующая