ЧАК БЕРРИ В 15 ЦИТАТАХ
Ушедший от нас Чак Берри никогда особо не заботился о рекламе и очень редко давал интервью. И этот факт делает вещи, которые он когда-либо говорил, особенно любопытными. Просматривая архивы разных журналов и газет, которым удавалось опубликовать что-то о нем, можно найти интересные слова о повлиявших на него исполнителях, его собственной истории и творческом процессе. Вот собрание цитат из Record Mirror, New Musical Express, Rolling Stone и других изданий:
1. О ЛЮБИМЫХ АРТИСТАХ
«Ну, я всегда могу слушать Фрэнка Синатру или Нэта Кинг Коула, или Уилла Брэдли – помните его? Также мне очень нравится Джо Тернер, а в блюзе – Мадди Уотрес, который, кстати, является моим близким другом». 1963
2. О ТОМ, СЧИТАЕТ ЛИ ОН СЕБЯ РИТМ-Н-БЛЮЗ ИСПОЛНИТЕЛЕМ
«Нет, не только. В «Deep Feeling», например, вы можете услышать, насколько сильно повлиял на меня Нэт Кинг Коул». 1963
3. О РАННИХ ПРОЕКТАХ
«Я начал играть на гитаре в старших классах, а потом был приглашенным вокалистом у Тома Стивенса. Свою собственную первую профессиональную группу я собрал в Сент-Луисе в 1952 году, и состояла она из Эбби Харди, Джаспера Томаса и Джонни Джонсона. Я написал несколько песен для нас, но по большей части мы исполняли Джо Тернера и Нэта Кинг Коула». 1964
4. О ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ПЕСЕН
«Я всегда сначала концентрируюсь на написании текстов, и берусь за гитару только тогда, когда они уже есть на листе бумаги. Затем я записываю то, что получилось, на кассету, чтобы понять, каким именно должен быть звук. А потом уже приступаю к полноценной записи. Большинство моих песен – о моем личном опыте или опыте людей, которых я знаю. Или они рождаются из мыслей, которые у меня появляются, когда я наблюдаю за другими. Я стремлюсь к тому, чтобы развлекать людей своей музыкой, делать их счастливыми. Поэтому я стараюсь добавлять настолько много иронии в песни, насколько это возможно». 1964
5. ОБ «АВТОМОБИЛЬНЫХ» ПЕСНЯХ
«У меня был период, что-то около четырех или пяти лет, когда я писал много песен об автомобилях. Когда мне исполнилось семь, а страшно хотел поскорее повзрослеть, чтобы водить машину. Я начал это делать в 17 лет, на год раньше, чем должен был. Я был просто одержим авто, дорогами и скоростью». 1967
6. О ВДОХНОВЕНИИ
«Я не могу писать о чем-то, что мне не удалось пережить. Я написал «Sweet Little Sixteen», когда увидел маленькую девочку, носящуюся по бэкстэйджу и собирающую автографы. Когда я писал «Memphis», я был знаком с разведенными парами или теми, у кого случались трагедии с детьми. Песни можно всегда связать с жизнью, например, когда я написал «Maybellene», почти каждый фермер водил Форд. Потом правда Chevrolet поумнели и сделали массивную рекламу, в которой тоже появились фермеры». 1967
7. О ВЛИЯНИИ BEATLES И ВЛИЯНИИ НА НИХ
«Конечно, на меня что-то влияет! Все, от Бинга Кросби до Beatles. Но я никогда не допускаю того, чтобы моя музыка «сознательно» подвергалась чьему-то влиянию. Что я думаю о том, как Битлз сыграли кавер-версии на две мои песни? Все очень здорово. Но они записали их два или три года назад. И я только сейчас начинаю ощущать пользу от этого мероприятия: 'Roll Over Beethoven' и 'Rock And Roll Music' превратились в настоящие хиты!» 1967
8. О ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ПОВЕДЕНИИ
«Очень часто, когда я впервые встречаюсь с какими-то людьми, то слышу «Ого! А мы думали – ты маленький!». Я думаю, это все из-за имени, мол, если ты – Чак, ты непременно должен быть коротышкой. И еще многие удивляются, почему я такой спокойный, им кажется, что я стою на ушах всегда и везде. Но нет, когда я вне сцены, не ждите, что я буду скакать как мартышка или очень быстро говорить!» 1967
9. О РАБОЧЕМ РАСПИСАНИИ
«Я берусь за 60% работы, которую мне предлагает, что означает я работаю примерно три дня в неделю. Я не люблю ездить в туры, к которым привык. Мне все время нужны новые места, колледжи, площадки для выступлений. И разные временные рамки. Если я съездил три раза в 80-дневный тур, то следующий уж точно должен быть другим». 1967
10. О «MAYBELLENE»
«Ох, раньше была очень популярная кантри-песня ‘Ida Red’, в которой та же тема, что и в ‘Maybellene’. На самом деле, я просто хотел записать ‘Ida Red’, но рекорд-компания была против и попросила меня сделать новую песню. Ну, вот я и сделал ‘Maybellene’». 1973
11. О «ROLL OVER BEETHOVEN»
«Я написал эту песню дома. Моя сестра слушала много классики, Штрауса там и всех прочих. Я болтался по дому, и однажды попытался прочитать ноты, которые она оставила на фортепиано, и понял, что все это очень интересно. А потом я написал об этом песню». 1973
12. О РАЗНООБРАЗИИ ЗВУКА
«Разнообразие – это важное условие моего пути. Не то, чтобы я пытался подстроиться под вкусы людей, просто если мне что-то нравится, какой стиль, я пробую его использовать. Я сделал 'Havana Moon' в духе музыки калипсо, когда услышал 'Jamaica Farewell' и 'Day Oh' Хэрри Белафонте и 'Calypso Blues' Нэта Кинг Коула. Я всегда старался использовать буги и блюз, свинг и сентиментальную музыку, и я всегда ощущаю мощный прилив энергии, когда какой-то стиль срабатывает внутри моей песни. Конечно, людям всегда больше всего нравились мои рок-номера. Но каково же было мое удивление, когда в последнее время меня стали все больше просить исполнить 'Havana Moon', когда никогда особо не продавалась…» 1973
13. О ЛЮБИМЫХ ПЕСНЯХ
«'Wake Up Little Suzie' The Everly Brothers – в этой песне потрясающие слова, я мог думать о них часами. Не песня, а шедевр! 'El Paso' Марти Робинса. Я пытался сделать свою версию этой песни, она очень хорошая, плюс этот мексиканский вайб!» 1973
14. О ТОМ, ЧТО ОН В ОДИНОЧКУ ИЗОБРЕЛ РОК-Н-РОЛЛ
«В одиночку? Нет уж. Я бы не сказал, будто сам придумал рокнролл. Есть же множество типов рокнролла. Есть рок. А есть рооооолл. Понимаете, о чем я? А также есть рокнролл, который, собственно, является рокнроллом, хахаха. Но вообще, мне нравится тот факт, что я сделал что-то такое, что все заговорили, будто это я все сам придумал. Класс!» 1988
15. О СТИЛЕ
«Вообще я всегда хотел играть блюз. Но я не был достаточно грустным для этого. Я не был таким как, например, Мадди Уотерс, которому в жизни приходилось по-настоящему тяжело. В нашем доме на столе всегда была еда. Мы были очень благополучны по сравнению с очень многими другими людьми. Поэтому все, что мне оставалось делать – это сосредоточиться на веселье. Я писала об автомобилях, потому что одна половина людей имела автомобили, а другая – хотела их. Я писал о любви, потому что все хотят любви». 2001