ЧТО ДЕЛАЕТ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ ВЫДАЮЩИМСЯ: 4 КЛАССИЧЕСКИХ ПРИМЕРА
Почему некоторые альбомы становятся великими? Из-за отражения ли времени или положения в современном обществе? Из-за хайпа, которые они порождают? Из-за проявлений артистического гения и виртуозности исполнения?
В том, что происходит в популярной музыке, можно проследить некоторые модели и сходства - “кризис второго альбома”, “бросающаяся в глаза обложка”, PR-кампании, которые делают знаменитыми имена некоторых музыкантов еще до того, как те сыграют хоть один аккорд и т.д. Однако нет никакой науки, которая бы вывела наглядную формулу того, почему некоторые дебютные альбомы становятся классикой.
Но одна вещь их объединяет: крутые дебюты задают собственные правила и выражают что-то совершенно уникальное - то, чего мы не слышали раньше. И обращаются при этом к массовой аудитории, находя широкий отклик.
Давайте разберем примеры этих четырех альбомов, и вполне возможно, вы найдете вдохновение для того, чтобы записать выдающийся дебют.
1. WEEZER - WEEZER (THE BLUE ALBUM), 1994
Полный суперхитов, таких как “Say It Ain’t So,” “Buddy Holly,” и “Undone – The Sweater Song,”, одноименный дебютный альбом Weezer (прозванный позже The Blue Album из-за цвета обложки), до сих пор звучит по радио и является одной из жемчужин рока 90-х годов.
Weezer записали его на довольно ранней стадии своей карьеры - они образовались в 1992 году, а приступили к записи уже в 1993. Группа сохраняет беспечную чувствительность молодости, одновременно показывая мастерство сторителлинга - вокалист Риверс Куомо крайне серьезно подходил к лирике.
Они были вдохновлены Cheap Trick и The Raspberries - пауэр-поп группами 70-х, и сочиняли песни об отношениях, алкоголизме, существовании в толпе, превращая их в четырехминутные поп-хиты с отличными мелодическими хуками.
Группа, изначально собиравшаяся записывать альбом самостоятельно, в итоге выбрала Рика Оказека, после того, как глава лейбла Дэвид Геффен убедил их поработать с продюсером. Именно он помог им найти свой уникальный звук. И звук этот стал визитной карточкой многих инди и альтернативных групп, которые стали их последователями.
Weezer отличала их честность. Их песни очень легко понять, спеть и все они рассказывают недвусмысленные истории. Дело ли в откровенности, которая связывала их с новыми потенциальными фанатами? Или, может быть, в обилии хитов, находящихся на одном альбоме?
Одно можно сказать точно: на альбоме нет ни одного проходного трека (как и во всех альбомах из нашего списка), и это гораздо более мощная вещь, нежели коллекция хороших синглов или альбом, на скорую руку заполненный не самыми лучшими треками и торопящийся поскорее попасть на полки магазинов.
Еще одна вещь, которая связывает дебют Weezer с другими альбомами, о которых написано ниже - это то, что он подвергся критике по выходу. А статус культового получил гораздо позже.
2. LED ZEPPELIN - LED ZEPPELIN, 1969
Led Zeppelin открыли новую эру рок-н-ролла. После их молниеносного дебюта их клоны начали выскакивать тут и там по обе стороны Атлантики. Даже Deep Purple довольно быстро изменили свой звук. В “Paranoid” Black Sabbath мы также можем услышать реакцию на новую моду, заданную LZ. Не говоря уж о стремительно набравших высоту Grand Funk Railroad в Америке.
Пейдж и Джонс были опытными сессионными музыкантами, которые провели годы в студиях, держа руку на пульс переменчивых настроений 60-х годов. Плант и Бэнэм были вундеркиндами из глубинки, еще не успевшими поделиться своими талантами с миром. Вместе они образовали то, что моментально сбросило The Beatles с вершины и изменило музыку навсегда.
Led Zeppelin появились в идеальное время образовавшейся пустоты: The Beatles развалились, The Rolling Stones были “изгнаны” после скандала в Альтамонте, Джимми Хендрикс неожиданно умер…
Надо также понимать, что большие и важные дебюты являются катализаторами нечто большего, нежели только самой музыки. Они совпадают с новыми настроениями и правилами общества, которые меняются иногда быстрее, чем мы успеваем заметить. Они ставят перед нами вопросы и иногда отвечают на них.
В альбоме LZ есть ощущение невероятной скорости - они собрались за месяц до того, как прийти в студию и за 36 часов записать альбом. В то время как сильные стороны большинства дебютов складываются из долгих лет стараний, туров и клубных выступлений. Секретное оружие Led Zeppelin - это удивительная витальность и стремительность, отсутствие ощущения долгих лет стараний.
Они подписали контракт с Atlantic Records, получив аванс в 200 000$ (сегодня это больше миллиона долларов), и представили студии альбом, готовый к выпуску, в который не было вложено ни копейки от руководства. Это было совершенно немыслимо, особенно, если речь шла о дебютном альбоме.
3. THE STROKES - IS THIS IT?, 2001
Можно сказать, что The Strokes представили гитарный рок 21-му веку. В то время как коммерческое радио было заполнено бойз-бэндами и высококачественными R’n’B треками, они ворвались на американскую сцену со всем своим мальчишеским задором и яростью.
Трудно поверить, что “Is this it?” лишь первая попытка группы, так как в нем уже присутствуют атрибуты, обычно появляющиеся на третьих и четвертых альбомах разных исполнителей. Он охватывает глубокую тоску молодых людей, которые ностальгируют по своим подростковым годам и беспечности. Прозаическое остроумие 22-летнего вокалиста Джулиана Касабланкаса никак не вяжется с его юным возрастом.
“Is this is?” был записан в нью-йоркском подвале, и моментально опроверг идею о том, что отличная запись нуждается в масштабном продакшне. Ценность lo-fi записи заключается в том, что на первый план выводится мастерство сонграйтинга, что совершенно не соответствует запросам всех капризных гаражных групп и инди-певиц.
4. JEFF BUCKLEY - GRACE, 1994
Записанный на Columbia Records в 1993 году и выпущенный в августе следующего года, альбом Grace взял стандартную для 90-х модель исполнения и сонграйтинга и перенес ее на совершенно новую территорию. Виртуозность и авторское мастерство были накоплены Джеффом Бакли за несколько лет сольных выступлений в клубах Нижнего Манхеттена. Grace стал первым и последним альбомом певца - Бакли утонул в Миссисипи в 1997 году.
Голос Бакли как бы "взлетал" надо всем аккомпанементом. Иногда довольно трудно определить, что на альбоме сильнее - его игра или его высокий тенор, помещающий иногда слушателя в почти трансцендентное состояние. Что совершенно необычно для дебютного альбома - это мудрость и изысканность, с которой Бакли исполняет каждую из песен (возьмем его кавер на "Hallelujah" Леонарда Коэна). Многим исполнителям не удается подняться на такой уровень на протяжении всей их карьеры. Вполне возможно, это связано с его довольно зрелым возрастом на момент записи (ну, с точки зрения музыкальной индустрии) - ему было 27 лет.
И самое важное, он совершенно не боялся пользоваться широкими мазками - от свамп-рока до помпезности вагнеровской оперы. Большинство музыкантов не осмеливается прикасаться к подобным методам на первых альбомах (а то и на всех остальных), боясь выглядеть глупо. Однако у Джеффа Бакли это получилось очень элегантно, и на первый взгляд, легко.