Существует несколько простых установленных клубами правил для музыкантов: не крушить аппаратуру, не опаздывать на саундчек или концерт, не отменять выступление в последний момент. Также есть негласные правила – не напиваться в стельку и не хамить персоналу клуба. Но что мы знаем о правилах этикета со стороны самих клубов и их отношении к выступающим? Что делать, если они сами не выполняют простейших обязательств?
Вот история, рассказанная одним американским независимым музыкантом:
«У моего друга-музыканта и у меня случился очень похожий опыт в одном и том же месте. В пригородном спорт-баре, который по выходным устраивает живые концерты, работает очень грубый персонал, который, кажется, просто не переваривает музыкантов. Завсегдатаи, которые смотрят футбол на большом экране, игнорируют концерты или жалуются на то, что музыка слишком громкая. Даже если группа очень хорошо играет, звукорежиссер может сделать настолько тихо, что трудно слышать себя в мониторах. После всего этого обе наши группы были «изгнаны» из этого места за, якобы, плохое отношение к бару и отсутствие энтузиазма. Откуда там взяться энтузиазму не очень понятно. Те мои друзья – лучшая рокабилли группа в городе, они играют 25 лет, их уважают местные издания. Они такие местные «священные коровы». И даже с ними обращались грубо». – Джим Хаттер
Что же делать, если перед выступлением (во время или после) начинаются проблемы, и причиной им являются вовсе не исполнители, а персонал клуба?
1. ОЦЕНИВАЙТЕ СИТУАЦИЮ СПОКОЙНО
Самый простой (и самый непродуктивный) способ решения проблемы – начинать истерику при первых признаках неурядиц. Вы входите в опасное психическое состояние, которое не только не поможет решению, но и усугубит ситуацию, блокируя все ресурсы здравого смысла. Попробуйте успокоиться и без привлечения третьих лиц быстро понять, что именно происходит:
• Что именно расстроило или обидело вас? Недовольный взгляд бармена, например, не стоит того, чтобы жаловаться и расстраиваться. Хотя, конечно, всегда лучше, если все друг с другом вежливы.
• Кто именно создал напряжение? Если это был один конкретный человек, то не стоит говорить, что место само по себе плохое, и в нем работает хамоватый персонал. Не обобщайте.
• Было ли это намеренно? Например, звукорежиссер сделал грубую ошибку во время концерта. Он – металист, а вы играете романтический инди-поп. Конечно же, он возненавидел вас, ваш вид и вашего неженку-вокалиста, что специально решил выкрутить вокал на минимум, чтобы испортить вам выступление. Не торопитесь делать параноидальные выводы – до того, как вы получите какие-либо доказательства, не надо упиваться собственными догадками.
2. ДУМАЙТЕ ОБ ИТОГАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Когда нас что-то сильно расстраивает, то мы интуитивно пытаемся погрузить в пучины нашего негодования и другую сторону. Может быть, кому-то это приносит душевное удовлетворение, но проблему это разрешить не способно.
Когда вы адресуете свою претензию кому-либо, держите в голове то, что вы хотите получить в результате. Если вам так сильно нахамил бармен, что его слова у вас никак не выходят из головы, подумайте – стоит ли тратить на это нервы на протяжении всего вечера? Может быть, стоит по-человечески поговорить с ним, сказать, что вы нуждаетесь в извинениях и нормальном отношении в будущем. Если звукорежиссер, как в вышеописанной истории, делает слишком тихо, не стоит замалчивать и злиться. Укажите ему на тот уровень громкости, который подходит для вашего выступления.
Никогда не ждите, что проблемы будут решать за вас – держите конечный результат в голове и направляйте остальных.
3. РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ПРАВИЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ
Кому адресовать свое недовольство? Тому ли, кто вас обидел или его начальнику? Иногда сложно выбрать человека, чтобы решить задачу, потому что они варьируются от случая к случаю. Но если вы уже успели успокоиться, то можно включать мозг и разведывать, кто из окружающих так же спокоен и ответственен за шоу. Найдите такого человека (стороннего промоутера или арт-директора клуба), без которых вы не появились бы в этом клубе. Скажите, что хотите поговорить наедине. Иногда промоутер может вам заявить: «Чувак, менеджер этого клуба полный упырь, он ничего не понимает в музыке, и непонятно, зачем его наняли. Расслабься и не обращай на него внимания – он со всеми такой. А вечеринка будет классной».
Случаются и из ряда вон выходящие ситуации, вроде драки или кражи, а секьюрити как ни в чем ни бывало прохлаждаются снаружи – в таких случаях лучше сразу звонить в полицию.
4. ЧТО, ЕСЛИ ПРОБЛЕМУ РЕШИТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?
В случае, описанном в начале статьи, скорее всего, не было никаких путей решения проблемы. Отношения бара и этих групп просто напросто не сложились. И такое случается везде, к этому нужно быть готовыми (однако, если у вас не складываются отношения ни с одним местом, то время обратить внимание на свое собственное поведение).
Если нет никаких путей решения, то почему бы просто не покинуть это место и никогда туда больше не возвращаться? Стоят ли ваши и ваших товарищей нервы того, чтобы отыграть лишь очередной концерт, который вы с удовольствием потом забудете?
Если приходиться заканчивать выступление еще до его начала, предпримите еще одну попытку выйти на контакт с руководством клуба – позвоните или напишите эмэйл на следующий день. Если внятного ответа не будет, то просто стоит забыть об этом месте. Ведь никому не хочется играть, находясь во враждебной обстановке. Не забывайте, что вокруг еще много разных мест, где вы обязательно найдете мир и веселье.