ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ЗАКОНЧИТЬ ПЕСНЮ: ПЯТЬ ПОДСКАЗОК
Всем нам случается иногда биться о стену головой, не понимая, как же закончить работу над песней. Идея была просто великолепной, но чего-то все же не достает – где взять недостающие элементы? К кому обратиться за помощью? Иногда нам требуется несколько дней, недель или месяцев, чтобы сдаться и понять, что на данный момент стоит отказаться от конкретной песни и просто двигаться дальше. Но это касается далеко не всех идей, и многие из них действительно требуют долгой, кропотливой и мучительной работы. Если вам знакомо (конечно же, знакомо) подобное состояние, вот несколько вещей, которые стоит попробовать, чтобы довести песню до ума:
1. ОТВЛЕКИТЕСЬ
Будь то 30-минутная прогулка по окрестностям или изнурительный поход в горы, уйти из студии - хороший способ очистить разум и начать думать о своей песне по-новому. Обычно мы не знаем полную историю песню, не видим ее во всем объеме, не понимаем ее потенциала, пока она не закончена. Порой необходимо отстраниться от привычного окружения, посмотреть на песню с нового угла. Когда ничего не помогает, отодвиньтесь от экрана компьютера с DAW, отложите инструмент, забудьте ненадолго о своей группе. Пуститесь в короткое путешествие, дайте песне подышать чем-то новым.
2. ИЗМЕНИТЕ СТРУКТУРУ
Иногда, чтобы песня зазвучала так как надо, необходимо поменять ее структуру. Серьезные изменения в структуре песни помогут выявить более слабые места, а также укажут на сильные стороны, помогут хорошим идеям внутри песни звучать ярче. Возможно, все, чего не хватает песне на данный момент – это перестановки частей внутри нее (например, пробовали ли вы начинать песню с припева?), в других случаях вам придется вырезать целые части, на которые, казалось бы, вы уже потратили целую вечность. Старайтесь не попадаться в эту ловушку – если вы над чем-то очень долго работали, значит оно того стоит. К сожалению, иногда это не так. Если вам не приносят удовольствия какие-то части из песни, лучше всего ими пожертвовать и двигаться дальше. Вероятно избавившись от надоедливого куска, который вы сочиняли месяцами, вы освободите свой разум и напишете новый за 15 минут, и он будет гораздо лучше.
3. ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ВЫ ЗАСТРЯЛИ, И НАЧИНАЙТЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ
Может быть, вы застряли из-за посредственной мелодии или последовательности аккордов, которая не дает вам достаточно простора для сочинения мелодии. Определите, почему вы не можете заканчить песню, а затем попробуйте все, что в ваших силах, чтобы исправить ситуацию. Важно быть готовыми к тому, что процесс раздумий может полностью «разломать» вашу песню на куски и оставить только один или два элемента от первоначальной идеи, которая вам действительно нравилась. И это совершенно нормально. Старайтесь не сильно привязываться к идеям, будьте готовыми к тому, что они будут трансформироваться до неузнаваемости и приводить вас в совершенно неожиданные места. Главное, честно отвечать себе на вопросы, слушая свои демо, и смело пускаться в эксперименты, когда привычная работа и звучание не приносят радости.
4. СЛУШАЙТЕ БОЛЬШЕ ХОРОШЕЙ МУЗЫКИ
Делайте перерывы, чтобы слушать музыку других артистов, которая вас вдохновляет – это отличный способ реализовать идеи, экзаменовать их, и двигаться вперед. Разумеется, каждый музыкант слушает музыку активно и внимательно, автоматически разбирая ее на составляющие. Но когда вы беретесь за чужие альбомы с конкретной целью – в поисках подсказок, что же вам делать с конкретной собственной песней, то ваше внимание будет сфокусировано еще лучше. Возможно, вы услышите инструментальный подход, о котором и не подумали бы раньше, услышите что-то новое в подходе к написанию мелодий или барабанных битов. Легко погрузиться в мир собственных песен и забыть, что есть другие способы писать музыку. Прислушайтесь к другим идеям и ответьте себе на вопрос, что делает их хорошими и как вы можете создать аналогичный опыт в своей собственной песне.
5. ИЗМЕНИТЕ ТОНАЛЬНОСТЬ ИЛИ ТЕМП
Большие или даже незначительные изменения темпа вашей песни могут придать ей совершенно новый вайб, указать направление и избавить вас от дальнейших мучений в поиске ответа на вопрос, что же идет не так. Изменения в тональности порой помогают таким же образом. Вполне вероятно, использование исходной тональности ограничивает возможности вокальных и инструментальных мелодий, а переход к другой тональности может открыть перед вами совершенно новые двери.
Если вы в восторге от своей изначальной идеи, то мысль о том, чтобы что-то драматично менять в ней, может быть особенно болезненной. Но нежелание пробовать новые направления может подвергнуть вашу песню риску остаться в демо-статусе на неопределенный срок. Пробуйте и рискуйте – иногда, все, что нужно недоделанной песне – это один крошечный шаг в неожиданном направлении, поток свежего воздуха. Песню легко убить, применяя один и тот же подход снова и снова. Но если вы, отчаявшись добиться чего-то от песни, найдете в себе смелость к экспериментам, то обязательно узнаете что-то новое – и о песне, и о себе самих.