ДЕВЯТЬ СТРАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СО ВСЕГО СВЕТА

ДЕВЯТЬ СТРАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СО ВСЕГО СВЕТА

Румынский учитель музыки и изобретатель Стефан Попеску может играть на морковке, солонке, бутылке бренди, грецком орехе и т.д. Он утверждает, что может играть вообще на всем, у чего есть отверстие (сами заполните паузу между этим и следующим предложениями своей грязной шуткой). Что ж, поверить ему несложно – всегда, когда мы к чему-то прикасаемся с определенной силой, получается звук. В то время, как одни могут играть на раковине и рождать множество разных звуков, другие запираются в своих лабораториях и годами работают над сложными механизмами, исследуя природу музыки и звука. Мы сделали подборку самых странных и удивительных инструментов со всего света. О каких-то из них вы уже слышали (и, может быть, даже играли на них), о других услышите впервые. 

1. НОСОВАЯ ФЛЕЙТА
https://www.youtube.com/watch?v=4J6JDbyJ5l0

Удивительно, но этот инструмент можно найти во многих местах по всему миру. Преимущественно он встречается в Восточном полушарии, в Полинезии и других районах Тихоокеанского региона. Некоторые аналогичные варианты можно найти в Китае, Индии или странах Африки к югу от Сахары. На Гавайях он называется «ohe hano ihu» или «бамбуковая флейта для носа». Она делается из цельного куска бамбука и имеет два или три отверстия для пальцев. Здесь носовая флейта обычно использовалась как инструмент для ухаживания, на котором играли в уединенной обстановке. Однако сейчас можно услышать, как на нем играют на массовых мероприятиях, а так же как аккомпанемент для хула-танцовщиц.

В Новой Зеландии аналогичный инструмент, который называется нгуру, делали из китовой кости. Он имел сложную резьбу и считался священным предметом. В Танзании он представляет собой пару инструментов – по одному для каждой ноздри.

К сожалению, традиция игры на носовой флейте стремительно исчезает по всему миру, и некоторые музыканты отчаянно стараются ее сохранить. Более современный вариант, хуманатон, был изобретен американцем Джеймсом Дж. Стиверсом в Нью-Йорке в 1904 году. Он делается из пластика и отдаленно напоминает пропеллер самолета.

2. ХЭНГ ДРАМ
https://www.youtube.com/watch?v=xk3BvNLeNgw

Создатели хэнга утверждают, что название прилепилось к инструменту не очень обоснованно – он может куда больше, чем обещает это название. Разработанный в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шререр в Берне, хэнг стал результатом углубленных  научных исследований в области развития стальных музыкальных инструментов. В итоге получился НЛО-подобный инструмент из закаленной стали. Закаленная сталь и форма дали инструменту не только мягкий звук, но и долговечность, а название закрепилось из-за слова «рука» в бернском диалекте. «Ямочки», расположенные на поверхности барабана, позволяют извлекать множество психоделических звуков: вы можете услышать и арфу, и металлофон, и колокольчики, и стальной барабан.

Стальной барабан пришел из Тринидад и Табаго, и на нем играют двумя маленькими молотками. Изначально именно он послужил вдохновением для создания хэнга – многие музыканты увлекались стальным барабаном в Европе в 70-х и 80-х годах. Ронер и Шререр очень много экспериментировали с разными видами этого инструмента на протяжении лет. Примерно через 25 лет к ним в мастерскую пришел посетитель с гатамом (южно-индийский перкуссионный инструмент), и тогда они решили адаптировать свой инструмент для игры руками. Несмотря на то, что для игры нужна практика, научиться играть нем очень легко – многие схватывают технику практически сразу.

3. ФРИКЦИОННЫЙ БАРАБАН «ЛЬВИНЫЙ РЕВ»
https://www.youtube.com/watch?v=Jr_nX8NSff4

Как и большинство других инструментов в этом списке, этот фрикционный барабан чаще используется для сопровождения других, более мелодичных инструментов. Его можно найти во многих регионах Азии, Африки, Европы и Южной Америки, и предстает он в разных формах и под разными именами. Он используется для различных религиозных событий и церемоний, особенно в Европе. Во фламандском языке он называется “rommelpot”, в испанском – “zambomba”. Он используется в различных итальянских религиозных процессиях, а также во время празднования румынского Нового Года.

Инструмент зачастую делается из кувшина, горшка или небольшого деревянного полого предмета. Мембрана, обычно сделанная из кожи, растягивается над отверстием, и звук создается либо путем трения его пальцем, либо с помощью пружины или шнура. Изменение высоты тона может быть выполнено путем нажатия на саму мембрану. Шнур, который в некоторых местах делается из конского волоса, привязан к маленькой палочке на одном конце. Через небольшое отверстие в середине мембраны он создает трение при натяжении. Зачастую инструмент называют «string drum» или «lion’s roar».

4. СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА
https://www.youtube.com/watch?v=_XPfoFZYso8

Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне с этим инструментом выступил Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.

5. БИЛО
https://www.youtube.com/watch?v=uMLNOwnF83Q

Этот перкуссионный инструмент используется в православных церквях и монастырях, в основном, на юго-востоке Европы. Впервые било начали использовать на Руси в конце X века одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Летописные известия 1066, 1074, 1146 годов упоминают била и колокола. В Никоновской летописи о монахе Киево-Печёрского монастыря Матфее Прозорливом сказано, что он, у церкви «седе, опочивая побилницею». Это даёт возможность предполагать, что под билом стояла некая площадка со ступеньками или сундук, на который можно было сесть.

Несмотря на упоминание колоколов в XIX веке, пришедшие на Русь в X веке из Западной Европы, они были редки, малы и долго не могли вытеснить била. В литературных памятниках била часто встречаются до XVI века включительно.

В XX и в начале XXI века сохранялось в России на некоторых предприятиях в виде висящего на цепи отрезка рельса, служащего для подачи сигнала тревоги. В XXI веке била всё ещё употребимы для созыва на богослужение.

6. ВАРГАН
https://www.youtube.com/watch?v=Mrxxed54hcg

В английском варган называется “Jewish harp” (еврейская губная гармоника), хотя никакого отношения к еврейскому народу не имеет. По сути слово “jew” здесь – это просто неправильное написанное “jaw” (челюсть), в чем уже есть смысл. Это маленький инструмент с гибким металлическим или бамбуковым язычком, прикрепленным к рамке. Играющий держит его во рту, который служит как резонаторная полость, и дергает за язычок для извлечения звуков. Разнообразие нот здесь совсем не велико, однако в Европе в 18 веке использовали варганы с двумя или тремя язычками, отвечающими за разные ноты.

Под разными названиями, аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве), — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим. В Европе самые ранние находки были сделаны в Восточной Франции. 1868 году в Руане были найдены пять бронзовых варганов, относящихся скорее всего к галло-римскому периоду (V—VII вв). В Древнем Риме варган был известен как crembalum или trombula. В немецко-говорящих странах, где инструмент был особенно популярен в народной музыке, его называли Brummeisen.

7. ГИДРОЛОФОН
https://www.youtube.com/watch?v=FVzAUjsRLN8 

Гидролофон по виду напоминает фонтан, и им и остается, пока играющий не начнет закрывать пальцами отверстия в нем. Возможно, он выглядит немного сложно, но система работает также, как и в большинстве духовых инструментов – например, в саксофоне или фаготе. Однако звук создается с помощью воды. Стивен Манн, исследователь и изобретатель, более всего известный по своей работе в области вычислительной фотографии, придумал этот инструмент в 80-х годах специально для людей с очень плохим зрением, чтобы им удобнее было пользоваться своими ощущениями для создания музыки. Идея состояла в том, что вода дает более сильное ощущение контроля во время игры.

Вода пропускается через изогнутую трубку с серией отверстий, через которые она выливается. Над каждым отверстием размещен звуковой механизм. Когда исполнитель закрывает пальцем одно из отверстий, вода проходит через этот механизм.

8. АЛЬПИЙСКИЙ РОГ
https://www.youtube.com/watch?v=OE6cIMy86RM

По большей части альпийские горны используются фольклорными коллективами, а также в различных шоу. Однако существует и небольшой репертуар академической музыки для альпийского горна — в частности, Пасторальная симфония для альпийского горна и струнных (1755) Леопольда Моцарта и Concertino rustico для альпийского горна и струнных (1977) Ференца Фаркаша, а также ряд сочинений швейцарских композиторов.

История инструмента теряется в глубине веков. В давние времена его сильным звуком предупреждали жителей долин об опасности, о приближении врага; подтверждение тому — красивая и печальная легенда о пастухе с альпийского луга Флимзерштайн в кантоне Граубюнден, в Восточной Швейцарии. Горы в этом районе отличаются особой крутизной. На отвесных скалах там и тут видны красноватые следы выхода окисей железа. Пастух стоял на высоком уступе скалы, близ местной крепости Бельмонт, и вдруг заметил большой отряд вооруженных воинов: явился давний враг жителей долины — соседний властелин, граф де Монфон. Пастух трубил в альпийский рог до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул на скалу…

Протяжные мелодии альпийского рога милы и дороги жителям швейцарских гор. Под них играли свадьбы и веселились в праздники, сражались с врагами, хоронили близких.

9. РАКОВИНА
https://www.youtube.com/watch?v=fkuq6prZHoA

Археологические находки указывают на использование раковины как инструмента еще в Верхнем палеолите, более 12 000 лет назад. Его использование распространено по всему миру, где обычно встречаются крупные раковины брюхоногих моллюсков. Также у инструмента есть множество названий, и игра на нем обычно сопровождает различные религиозные события и церемонии. Южная Азия и Мезоамерика, Карибский бассейн, Корея и Япония – везде можно найти раковины разных форм и размеров, а также людей, которые на них играют.

На Фиджи и Гавайях инструмент называется “пу” и используется для разных торжеств. В зависимости от стиля его звуки могут быть слышны в радиусе нескольких километров. Ацтеками, например, он использовался в качестве средства для координации войск на поле битвы.

Джазовый тромбонист Стив Тарр иногда играет на раковине под аккомпанемент его группы Sanctified Shells. Также раковину можно услышать в «Чужом» Ридли Скотта 1979 года.

Предыдущая Следующая