Как выбрать гитарный комбоусилитель
Электрогитара куплена, и пора осваивать все нюансы исполнения на подключённом инструменте. Да, именно на подключённом — сама по себе, как известно, электрогитара, тем более с цельнокорпусной конструкцией, не звучит, и для её озвучивания необходим гитарный усилитель. Сегодня мы рассмотрим гитарный комбоусилитель, применяемый миллионами музыкантов и для домашнего музицирования, и на репетициях, а в ряде случаев — и при игре на сцене, причём иногда на большой сцене. Итак, что такое комбоусилитель?
Конструкция электрогитары изначально ориентирована на работу с усилителем — иначе зачем устанавливать на неё звукосниматели? Усилители для электрогитар бывают двух типов: прежде всего, это именно комбоусилители для электрогитар (они же «комбики», или «комбо» / Combo), сконструированные по принципу «всё в одном» — в едином корпусе размещается коммутация входов сигнала, собственно усилитель с органами регулировки, и один или несколько динамиков, а иногда и приборы обработки звука — скажем, механический или электронный ревербератор либо тремоло. Другой тип — это «чистые» усилители, без акустически оптимизированного корпуса и динамиков (они же «стэки» / Stack), предназначенные для работы с внешними акустическими системами, то есть колонками, именующимися в этом случае «гитарными кабинетами» или просто «кабинетами». То есть кабинеты для электрогитар — это просто колонки особой, хотя в наше время и уже несколько стандартизированной конструкции.
Комбоусилитель: откуда он взялся, и каков он в целом
Гитарный усилитель, а, точнее говоря, комбик для электрогитары, появился в самом конце 1920-х — начале 1930-х гг., когда первые электрогитары стали входить в состав джаз-оркестров и, соответственно, их нужно было озвучивать. Тогдашние достижения ламповой электроники позволили создать относительно компактные и не слишком большие по массе устройства, позволявшие электрогитаре звучать на уровне духовых инструментов оркестра и уже вполне заметно солировать. По большому счёту прямо с той поры идёт борьба за качество звучания комбоусилителей и его габариты: немало дискуссий всегда велось вокруг того, каков оптимальный размер комбоусилителя, в немалой степени определяющий характер его звучания, его оптимальная мощность, в том числе влияющая на количество установленных динамиков. И нужны ли комбоусилителю встроенные эффекты, а если нужны — то в какой номенклатуре? Вопросов масса, но каждый, задающий себе вопрос «как выбрать комбик для гитары?» должен понимать, что гитарный комбоусилитель — это то оборудование, к которому при конструировании применяется комплексный подход, и такой же подход должен проявить каждый гитарист, выбирающий комбоусилитель под собственные творческие нужды и идеи.
Лампы? Транзисторы? «Цифра»?
В наше время само понятие «ламповый» возведено в абсолют, но в приложении к комбоусилителям оно подразумевает не только схемотехническую конструкцию усилителя (основной каскад усиления собран на радиолампах), но и особенность звучания: ламповые усилители склонны к перегрузу. Это очень хорошо, если вы исполняете громкий рок-н-ролл или вообще стили музыки потяжелее, но вот в других случаях вам придётся выбрать себе усилитель другого типа. Либо, при игре более сложного материала, приобрести усилитель с несколькими, обычно двумя — чистым и перегруженным. То есть дело не в уже довольно мифическом в наше время «тёплом ламповом звуке», а в том, что ламповый усилитель — это, прежде всего, мощная и немного грязная по звучанию рок-музыка. И одновременно — известная чувствительность к нюансам игры конкретного музыканта, точнее — к его звукоизвлечению.
Транзисторные комбоусилители пошли в серийное производство в начале 60-х гг., но поначалу снискали уважение только у фолковых и джазовых музыкантов — они давали чистый звук, а вот перегруз на них был отвратительным. К началу 80-х транзисторный усилитель схемотехнически были подтянуты до нужного уровня и позволили добиться красивой революции в гитарном звуке, что прекрасно демонстрируют работы американской группы Boston (её лидер, гитарист и саунд-родюсер Том Шольц — один из разработчиков и пионеров транзисторного гитарного звучания). Но фактически с того времени масса комбоусилителей стали гибридными — в их схемах применяются и транзисторные, и ламповые каскады усиления, хотя и в разных пропорциях. Так, предусилители для электрогитар сейчас лучшим образом реализуются как транзисторная секция предусиления в гибридном усилителе при ламповом выходном каскаде. То есть здесь имеется ламповый усилитель мощности.
Цифровые комбоусилители появились в середине 90-х — они произошли от интегрированных цифровых блоков гитарных обработок, и их можно разделить на два подкласса: моделирующие и мультимедийные. Моделирующие именно что моделируют звук существующих ламповых и транзисторных усилителей с возможностью широкого выбора типов усилителей из представленного набора, и они вполне пригодный для репетиционной или даже студийной работы. А вот мультимедийные комбоусилители ориентированы скорее на запись демо или, так сказать, интернет-хвастовство своими умениями: они моделируют не звук комбоусилителей, а уже готовый, фактически отмастерённый звук финально сведённой фонограммы. В них могут иметься звуковые карты (аудиоинтерфейсы), а звуковой тракт по звучанию оказывается не «усилительного», а именно коммерческого типа, и вполне сознательно. Имеются и цифровые комбоусилители-гибриды с функционалом обоих этих типов. И, конечно, важное преимущество цифровых усилителей — их малый вес.
Звучание и эффекты
При покупке первого комбоусилителя придется определяться — для чего он нужен в первую очередь: для домашних занятий или какой-никакой, но репетиционной и сценической деятельности? Для первого больше подходят транзисторные усилители, а для второго — ламповые или гибридные. Выбор транзисторного усилителя для домашних занятий обусловлен его меньшим весом, стабильностью звучания и большей надёжностью схемы, а также, о чём мы уже говорили, нечувствительности такого усилителя к нюансам звукоизвлечения у музыканта. Однако всегда нужно следить, чтобы динамик у него был нормального, «рабочего» диаметра — 10" (254 мм) или 12" (305 мм), в крайнем случае допустим диаметр 8" (203 мм). Дело в то, что с большим динамиком электрогитара звучит естественнее, то есть с более плотным звуком, и это даёт исполнителю нужную привычку — это правило работает для комбоусилителей всех типов. Плюс у моделей с большим динамиком корпус усилителя имеет размеры, позволяющие нормально разместить на нём все органы управления. Рекомендуемая мощность комбоусилителя для домашнего музицирования — 10–30 Вт, а для репетиций с составом — не менее 50 Вт, а реально до 150 Вт.
Коль скоро устройство комбоусилителя подразумевает его агрегатную полноту, то в нём можно найти и блок эффектов, причём эта тенденция существует ещё с конца 50-х гг. Канал перегруза ныне в комбоусилителях обязателен (наряду, что очевидно, с чистым каналом), но история встраиваемых эффектов начиналась не с него, а с хотя бы двухполосного эквалайзера (фактически — регулировок тембра) и пружинного ревербератора или механического тремоло. Сейчас «механику» можно найти только в винтажном оборудовании или в новодельных репликах классических комбоусилителях, однако эти эффекты ныне устанавливаются на комбоусилители в электронном обличии. Встроенные эффекты — это очень хорошо, но их не должен быть излишек, и, по мнению многих экспертов, для комбоусилителя начального уровня вполне достаточно канала перегруза и ревербератора. Куда важнее возможность подключения педали эффектов или их набора, а также возможность коммутации комбоусилителя с наушниками и внешними источниками сигнала. Это ценно и при индивидуальных занятиях, и при репетиционной работе.
Ряд моделей цифровых комбоусилителей располагают расширенным набором эффектов — среди них луперы и даже драм-машины — а также очевидной возможностью коммутации с компьютерами, мобильными и i-устройствами. Однако для начального процесса обучения всё это ещё не нужно — необходимо хорошее качество звука и простота управления усилителем.
Лучшие из лучших
Вопрос «как выбрать комбоусилитель для электрогитары?» подразумевает под собой конкретику — модели каких брендов являются рекомендованными молодому музыканту? И здесь надо начать с тех комбоусилителей, которые стали легендой ещё в 60-е и 70-е гг., став основой гитарного звука таких великих рок-групп, как The Beatles и Queen — моделей британского бренда Vox. Если позволяют средства, то лучше сразу вложиться в такие исторические модели, как Vox AC15C1 или Vox AC30C2 — настоящую классику универсального электрогитарного звучания. Их особенности — полностью ламповая схема предусилителя и усилителя мощности и наличие великолепного эффекта “Top Boost”, обеспечивающего несколько «бренчащее», узнаваемое звучание в ВЧ-диапазоне. Причем эти усилители при подзвучивании микрофонами по воздушному тракту абсолютно могут быть также рекомендованы и для студийной, и для концертной работы. Для начинающих — комбоусилитель Vox Pathfinder 10 мощностью 10 Вт, однако же имеющий канал перегруза. В модельной линейке Vox также имеются отличные современные моделирующие усилители.
В категории «максимальное следование традициям» рекомендуются комбоусилители Marshall, начиная с транзисторного Marshall MG10G, при мощности в 10 Вт предлагающего музыканту механически крепкую конструкцию, канал перегруза, контурный эквалайзер и возможность эмуляции гитарного кабинета. Более продвинутым по функционалу является также транзисторный комбоусилитель Marshall MG30GFX, располагающий четырьмя программируемыми каналами (“Clean”, “Crunch”, “Overdrive 1” и “Overdrive 2”), трёхполосным эквалайзером, блоком эффектов и пружинным ревербератором. Венчает линейку комбоусилителей этого бренда полностью ламповая модель Marshall Origin 20 Combo с совершенно традиционным звуком, комплектующейся двухкнопочным ножным переключателем для работы с эффектами.
Бриллиант в короне модельного ряда комбоусилителей Fender — это Fender Champion 100, серьёзный профессиональный усилитель можностью 100 Вт с двумя рабочими каналами и внушительным набором встроенных эффектов. Богатство встроенных эффектов — отличительная черта комбоусилителей этого бренда, даже самых маломощных, и на это стоит обратить внимание.
А вот продукция бренда Ibanez отличается простотой, рассчитанной на получение максимально естественного звучания инструмента, будь то комбоусилитель для электрогитары Ibanez IBZ10GV2, комбоусилитель для бас-гитары Ibanez IBZ10BV2 или комбоусилители для акустической гитары Ibanez T15II и Ibanez T30II Troubadour Acoustic Combo. Причём предпоследняя модель имеет встроенный аналоговый эффект хоруса, двухполосный эквалайзер и дополнительный инструментальный вход, допускающий подключение внешнего источника звукового сигнала, а последняя — инструментальный вход, отдельный микрофонный вход, две секции трехполосного эквалайзера (на гитару и вокал) и встроенные эффекты хоруса и реверберации, причём эффект реверберации отдельно применим и к вокалу. Словом, современный гитарные комбоусилители — это очень разнообразное семейство музыкального оборудования, и выбор их максимально конкретизирован и остаётся только за вами.