ДВЕ СТОРОНЫ ЗВУКА ДЛЯ БИЗНЕСА
Когда заходит речь о правильном звучании микрофонов и акустических систем, первым делом мы представляем себе если не концертную сцену, то уж точно бытовой музыкально-акустический комплекс.
Так за бортом нашего восприятия постоянно оказывается та аппаратура, что обеспечивает отличный звук вне музыкальной сцены, а именно на деловых переговорах и встречах, да и просто в помещениях, которые ныне принято называть «публичными пространствами» — от холлов спортивных комплексов до переговорных комнат и даже гостиничных номеров. А ведь бренды-производители звукового оборудования ныне не забывают и о технике для озвучивания таких пространств.
Считается, что не менее 75% людей способно отличить хорошее звучание от плохого — следовательно, никогда не следует при составлении проекта звукового оснащения переговорных комнат и конференц-залов экономить на звуковом оборудовании. Ровно так же, как и в случае с музыкальной сценой любых размеров, пользователи бизнес-звука желают не просто высокого качества и естественности звучания в области речевых коммуникаций и, возможно, спокойной фоновой музыки, но и простоты пользования этим оборудованием. Не меньшую роль играют относительно малые физические размеры такого оборудования, а рано и простота его эксплуатации в рабочем режиме для неподготовленного пользователя. То есть основными компонентами, на которые в таких случаях обращают внимание — это микрофоны для конференций и широкополосные акустические системы, однако никогда не надо забывать о том, что находится посередине этих «двух сторон звука» — о приёмопередающих радиосистемах и микшерных пультах. Сразу оговоримся, что при построении современной конференционной системы подразумевается использование беспроводных микрофонных систем и акустики в подвесной конфигурации. Такой подход позволяет минимизировать габариты системы в целом и обеспечить её относительную малозаметность в интерьере. Кроме того, общим местом построения современных конференционных систем можно считать использование акустики, способной работать при повышенной температуре и влажности окружающей среды.
Этим требованиям отвечает конференционная система, построенная на основе микрофонов и приёмопередающего оборудования бренда Shure. В минимальной комплектации она рассчитана на пять мест, и соответственно имеет пять микрофонов Shure MX410LP/C на гибком штативе длиной 10" (254 мм). Это конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности, обеспечивающий воспроизведение частот в диапазоне 50–17 000 Гц и оснащенный активным балансным выходом. Микрофон имеет фантомное питание постоянного тока 48–52 В и может работать в температурном диапазоне до +57°C и при относительной влажности до 95%. У основания штатива имеется двухцветный индикатор состояния микрофона — светодиодное кольцо.
Каждый микрофон комплектуется беспроводным передатчиком Shure MX890 L4E, оптимизированным для работы именно с модельными линейками микрофонов Shure MX405LP / 410LP. Конструктивно он представляет собой держатель микрофона, в основание которого и вмонтирован собственно передатчик с рабочей частотой 638–662 МГц. Передатчик с управлением от микропроцессора полностью совместим с приёмниками серии SLX4 Wireless, причем он имеет режим ИК-синхронизации с данным приёмником. Имеется режим программирования рабочих частот на канал или группу, а также программируемая функция отключения звука «Mute». Для защиты передатчика от радиопомех использована технология CommShield, а его питание осуществляется от двух батарей типоразмера AA. При использовании щелочных батарей время непрерывной работы составляет 8 часов. Передатчик обеспечивает работу на дистанции до 30 м в пределах прямой видимости.
Приёмником в данной системе является двухантенная модель Shure SLX4E L4E со встроенной интеллектуальной системой шумоподавления, обеспечивающей анализ характеристик аудиосигнала, а не мощности входного устройства. ЖК-дисплей отображает информацию о канале и частотной группе, используемой в данный момент, а также уровень разрядки батареи передатчика, используемую антенну (одна антенна при работе может быть снята), а отдельный светодиодный индикатор — уровень приёма. Функция автоматического выбора частоты осуществляет сканирование рабочего диапазона и подбор свободного радиоканала в пределах одной частотной группы, после чего производится синхронизация по ИК-связи приёмника и передатчика и, соответственно, установка рабочей частоты на микрофонном передатчике. Функция блокировки предотвращает сбои настроек и выключение питания в приёмнике. Приёмник допускает установку в рэковую стойку и обеспечивает дальность приёма около 100 м в пределах прямой видимости.
В данную конференционную систему входит и беспроводной плоский конденсаторный микрофон Shure MX690 L4E для звукорежиссёра, подобно передатчику MX890 L4E оптимизированный для работы с приёмниками SLX4 Wireless. Технические характеристики этого микрофона аналогичны MX410LP/C, радиус уверенного приёма сигнала — 30 м в пределах прямой видимости, питание — от двух батарей типоразмера AA при непрерывном времени работы 8 часов.
Безупречное звучание конференционной системы в целом обеспечивает двухканальный цифроаналоговый аудиопроцессор подавления обратной связи DBX AFS2, использующий в работе технологию dbx Advanced Feedback Suppression с выбором фиксированного и скользящего фильтров, а также 24 программируемых фильтров на канал. При этом возможен выбор конкретного типа подавления обратной связи — «Music/Speech», «Speech» и «Music» с различной шириной полосы фильтра-подавителя. Отдельный канал может быть обработан в режимах «стерео» или «моно». Компактный микшерный пульт конференционной системы — Soundcraft EPM6 с шестью моно- и двумя стереовходами, построенный на основе высококачественных микрофонных предусилителей GB-30. Данный пульт с 60-мм фейдерами допускает монтаж в рэк.
В борьбе за качество звучания конференционной системы невозможно обойти вниманием усилитель мощности, и в данном случае этот компонент является лучшим из лучших — это профессиональный усилитель Crown CDi 1000, специально разработанный для применения в аудиоинсталляциях. Выходная мощность — до 1 400 Вт при мостовом соединении и сопротивлении нагрузки 4 Ом. Встроенный DSP-процессор, управляемый с передней панели, обеспечивает функции кроссовера, эквалайзера, лимитера, компрессора, дилея и синтезатора субгармоник, причём в процессор интегрированы пресеты для различных моделей акустических систем. Диапазон воспроизводимых частот 20–20 000 Гц, причем звучание усилителя отличается достоверностью и неокрашенностью. Система защиты усилителя от всех вообразимых неисправностей в каналах питания и нагрузки превращают его в сверхнадёжный компонент конференц-системы в целом.
Венчают данную систему восемь компактных двухполосных акустических систем JBL Control 25-1 с чёрной расцветкой корпуса (наличествуют и в белой расцветке, JBL Control 25-1 WH), допускающих монтаж на скобу JBL MTC-25UB-1. Диапазон воспроизводимых частот 60–20 000 Гц при максимальном звуковом давлении 90 дБ и продолжительной выходной мощности 200 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом. Диаграмма направленности — 100° × 100°. Утверждается, что звучание данной АС соответствует «транзисторному» звуку акустики производства 70-х годов, и оно обеспечивается использованием технологически продвинутых динамиков: НЧ-динамика диаметром 5¼" (133 мм) с тканой фиберглассовой мембраной и ВЧ-динамика диаметром ¾" с жидкостным охлаждением.
Можно сказать, что построение такой конференционной системы является типовым, однако нельзя пренебрегать и возможностью построения подобной аудиосистемы на базе профессиональных компонентов AKG CS / AKG CS3. В этом случае будут использоваться конденсаторные микрофоны AKG CS521 с кардиоидной диаграммой направленности с длиной гибкого штатива 500 мм. Диапазон воспроизводимых частот составляет 70–18 000 Гц. Коммутация микрофона с пердатчиком осуществляется посредством разъема DAM+ (Discreet Acoustics Modul Plus). Индикатор активного состояния микрофона — расположенное на его корпусе светодиодное кольцо. В данной системе в качестве усилителей мощности вновь рекомендуется использовать компоненты Crown CDi, а акустика предусматривается более мощная — это трёхполосные системы JBL Control 30 с номинальной мощностью 250 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом. Диапазон воспроизводимых частот 38–17 000 Гц оправдывает звание «высокоточной акустики», а использование в конструкции динамиков диаметрами 10" (254 мм), 5" (127 мм) и 1" (25 мм) обеспечивают не только точность, но и естественность звучания. Собственно, эти два определения как нельзя лучше характеризуют звук любой качественной конференционной системы, а оптимизация и максимальное упрощение в эксплуатации системы со стороны пользователя, то есть оптимальная комбинация микрофонов и тракта передатчик-приёмник превращают такую систему в эталон.